Согласно выделенной ранее схеме, в окружении Владимира Путина существует четыре группы влияния, в каждой из которых есть три фракции. Формирование модели просматривается хронологически, а сама по себе модель может объяснить возникающие в Российской системе власти отношения между отдельными группами в окружении Путина.
Согласно схеме, мы логично наблюдаем альянсы смежных участников. Согласно приведённой схеме, стоящие рядом представители групп власти могут находиться в союзе, альянсе или полноценно взаимодействовать.
Практически во всех моделях, анализирующих окружение Путина мы видим, что «силовики» находятся в союзе с «технократами» и рядовыми исполнителями, а также по сути находятся в подчинённой роли «двору» Путина.
В частности, «новые региональные элиты» неплохо взаимодействуют с нынешними полпредствами и Государственной Думой. Отсюда, кстати, наметившийся альянс Володина и Собянина…
В этом плане интересна борьба, которая недавно развернулась за «Единую Россию» –представители «семьи» любой ценой пытаются выбить партию из рук Вячеслава Володина. Вполне возможно, что в рамках перемещений отдельных персоналий в ЕР больший контроль за партией получат как раз либералы и «семья».
Читатель возможно посчитает, что мы пытаемся «повысить котировки» Володина, но объективная ситуация такова, что именно он является одним из препятствий для кооптации ГД в подчинение внутриполитическому блоку АП. Отсюда же логичное следствие – несмотря на то, что нападки со стороны Володина на внутриполитический блок были периодическими и прекратились ещё до сентябрьских выборов внутриполитический блок АП не отступил и до сих пор инициирует конфликты в отношении ГД и лично Володина.
Что касается Володина, то до перехода в ГД он находился в сфере «двора» и отсюда наметившийся альянс «Школов-Чуйченко-Володин-Христенко» о котором мы писали подробно ранее.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Также без особых комментариев можно оставить союз старого олигархата с семьёй и либералами. Это сотрудничество мы видим на примере кампании Ксении Собчак (кампанию ведут лица близкие к «семье», а финансировать её очевидно будет кто-то из «старых олигархов»).
Точно также нет ничего странного в альянсе «озера», «двора» и силовиков. В данном случае «двор» может выступать в том числе и как посредник между «новыми боярами» и «новыми дворянами» Путина.
«Двор» и «Семья» являются центрами притяжения для новой и старой элиты, соответственно.
О «Боярской Думе»
Таким образом, осмыслив нынешнюю «Царскую Россию 2.0», мы можем более точно сформулировать, что же такое нынешняя «Боярская Дума». «Боярская дума» – это по сути высший орган власти в нынешней России, который сложился вокруг Владимира Путина и представляет собой ключевых персонажей из различных групп старых и новых «дворян» и «бояр».
Авторская модель заставляет пересмотреть предыдущие выводы о «Боярской думе», поскольку «Боярская Дума» суть неформальная группировка лидеров указанных групп власти в окружении Путина. Количество членов нынешней «Боярской Думы» колеблется от 12 (если считать по представителю от каждой группы), до примерно 50 человек.
Поскольку высшая власть в России принадлежит Владимиру Путину, который фактически является источником легитимности для большинства чиновников и представителей административно-хозяйственного и репрессивного аппаратов, то ближайшие лица к Путину и формируют неформальный, но наиболее властный орган.
Что касается группы «вертикаль власти», то примечательно в ней то, что после того, как Дмитрий Медведев стал президентом, именно при нём произошла серьёзная чистка губернаторского корпуса, а также чистка полпредов. Именно тогда говорили о том, что Медведев «возможно возьмёт власть» и расчистит территории под себя. Именно при Медведеве слетели губернаторы-долгожители вроде Росселя или Лужкова.
О преемнике
По этой причине мы полагаем, что преемником может стать лицо, представляющее как раз группу «опричников» Владимира Путина. Более того, имеем основания полагать, что именно группа «опричников», а также «новых дворян» будет играть ключевую роль ближайшие полтора года в рамках транзита власти. Вполне вероятно, что Владимир Путин попробует отыскать преемника именно в этой группе.
Впрочем, учитывая, что есть терминологические трудности, в паблике «опричник» Путина будет заявляться как «технократ» или даже как выходец из «двора» Путина. По моему убеждению, фигура преемника будет согласована с этими группами, но не обязательно будет делегирована ими…
Ключевой же конфликт в Российской власти, который просматривается сейчас, – это конфликт между «семьёй» и «двором» Путина. Хотя «семья» пытается максимально кооптироваться и по сути самостоятельно сформировать часть «двора» Путина, цели их противоречат. Дело в том, что преемник Владимира Путина полностью устроит «двор», «новых дворян» и даст гарантии «новым боярам». При этом преемник Путина ничем не будет обязан ни «старым боярам», ни «старым дворянам», что возлагает на них серьёзные риски.
В то же время, попытки «старых» вмешаться в выборы президента в марте 2018 года даже не скрываются. Сергей Кириенко по сути ведёт Ксению Собчак, которая представляет старую «семью», и чтобы убедиться в этом достаточно взглянуть на штаб Ксюши Собчак. Источником финансирования кампании называют то кого-то из «старых бояр»-олигархов, то представителей «семьи» (Чубайс).
«Семья» попытается использовать выборы марта 2018 года в качестве инструмента политического торга для попадания во «двор» и другое окружение Путина из новых «бояр» и «дворян». Дело в том, что в условиях транзита власти новые при Путине «дворяне» и «бояре» достанутся в наследство преемнику, став по сути для него «старыми», а новый политический и управленческий цикл преемника потребует формирования собственной боярской и дворянской элиты.
О конфликтах
Более того, учитывая, что бояре преемника займут то же место, что сейчас занимает «старый олигархат», можно будет увидеть серьезные конфликты в отношении ряда представителей государственных компаний. Опала отдельных начальников может обернуться новым делом ЮКОСа даже в отношении тех лиц, которые кажутся всемогущими…
Также имеются основания полагать, что перестановки среди технократов и в территориях вызовут ответную реакцию в представительных органах, а именно в региональном руководстве «Единой России». Сама же Государственная Дума под началом Володина может попробовать показать свой аппаратный вес, который закреплён Конституцией, и начать «огрызаться» на правительство. Скорее всего, эти шаги будут согласованы лично с Владимиром Путиным.
Перманентный конфликт «силовиков» и «либералов» не будет угасать, и, возможно, мы увидим определённый «реванш» либералов, связанный с кадровыми перестановками в руководстве силовых ведомств. Вплоть до окончания выборов в марте 2018 года и на последующие полтора года мы можем увидеть «ренессанс» либералов, которые попытаются максимально кооптироваться с правительством технократов. Впрочем, всё это может проявиться лишь в критике правительства со стороны либералов, и ждать, что кого-то из них допустят до государственных должностей не стоит.
Также обращает на себя внимание тот момент, что старых региональных элит практически не осталось. Не исключено, что в качестве подобных элит попробуют укоренить назначаемых из Москвы технократов-губернаторов.
Понятно, что под «старыми» элитами имелись в виду не просто фамилии губернаторов (Лужков, Минниханов, Тулеев), но коммерсанты, которые стоят за ними. Полагаем, что чистка наследия старых региональных элит продолжится, уйдут последние «политические мастодонты», вроде Амана Тулеева.
Что касается «вертикали власти», то в подвешенном состоянии находится Дмитрий Медведев, и нельзя исключать, что в рамках «вертикали власти» будут усилены отдельные институты (Совет Безопасности) или реформирован Госсовет. Не исключено, что произойдёт реформирование Госсовета, и в рамках этих реформ правительство станет исключительно техническим органом.
Таким образом, просматривается создание параллельных форм осваивания бюджетных средств. Помимо уже существующих госкорпораций либералами лоббируется создание «проектных офисов», которые станут структурами, осваивающими бюджетные средства независимо от Правительства.
Полагаем, что по мере своего укрепления "опричники" начнут выбивать опорные территории из-под руководства тех, кто когда-то выступил опорой Путина вначале его первого президентского срока. В сферу интересов «опричников» попадут нефтегазовые субъекты РФ (конфликт с Собяниным), регионы Кавказа (попытки оспорить лидерство Кадыров на Кавказе). Также в сферу интересов «опричников» попадут профицитные регионы (конфликт с элитами Татарстана и Башкортостана), в этом они найдут поддержку среди отдельных бояр и технократов. При этом мы можем обнаружить, что в качестве главного "опричника" заявит себя... Игорь Сечин, который пока располагается в "боярской" зоне.
Серьёзная перестройка может ждать и руководство федеральных партий – КПРФ, ЛДПР, Справедливую Россию. При это смена руководства партий будет напоминать «избиение младенцев» чиновниками АП.
О правительстве
В текущих условиях мы видим всё больше шансов, что новое правительство (которое будет сформировано к марту 2018 года) будет по своему наполнению и содержанию «техническим». Не являющихся политическими мастодонтами вице-премьеров скорее всего заменят другими фигурами.
Зато министры Новак, Топилин, Ткачёв могут попытаться претендовать как раз на роль технических вице-премьеров. Их, в свою очередь, сменят другие фигуры.
Возможен рекрутинг губернаторов в правительство (но он не будет массовым). По крайней мере в новое правительство хотя и попробуют различные силы завести "своих людей" получится это не у всех. В частности, почти наверняка рухнут надежды на попадание в федеральное правительство у губернаторов Собянина и Володина.
Отсюда, кстати, усилившиеся слухи о том, что правительство может возглавить Эльвира Набиуллина или Максим Орешкин. Если Чемезов мобилизует своё ресурс, то шансы возглавить Правительство будут и у Мантурова, но я полагаю, что рост для Мантурова как чьей-то фигуры ограничен статусом вице-премьера.
О статусе Путина
Судя по всему, Путин останется президентом минимум на ближайшие полтора года. Но в любом случае, просматривается ситуация, в которой Владимир Путин постарается сохранить максимальный объем властных полномочий при минимальных обязательствах и максимальных гарантиях со стороны окружающих его элит.
Учитывая, что представители каждой фракции в окружении Путина формируют «Боярскую Думу» лично завязанную на личность царя (а не на статус президента), то контроль за «Боярской Думой» позволит Путину на протяжении долгих лет контролировать политику Российской Федерации вне зависимости от своего статуса.
Примечания:
Приведённая ранее схема «Царской России 2.0» не детализирует отдельные центры власти в окружении Путина. Полагаем, что в рамках каждой группы возможен подробнейший анализ «либералов», «силовиков», «олигархата» и т.д.
Одним из замечаний (спасибо политологам, что обратили на это внимание) является то, что следует всё же классифицировать по степени влияния лиц на царя и по уровню их прав. В том числе было замечание, что в момент увольнения дворян царь про них забывает (или садит в тюрьму), а вот про бояр царь не забывает никогда. И тут я обратил бы внимание на возможные меры ответственности – «дворянин» легко может оказаться за решеткой, в то время как боярин или дворянин связанный родственными отношениями с боярами оказаться в тюрьме шансов не имеет (например, Сердюков).
Модель «Царская Россия 2.0» принципиально отличается от «Политбюро 2.0» методологически. В «Политбюро» анализируется текущий момент (срез на дату), в то время как в модели «Царская Россия 2.0» предпринята попытка учесть динамику в окружении Путина.
Модель «Царская Россия 2.0» не включает в анализ ряд фамилий, представляющих т.н. «второй контур» или непубличные фигуры, которые зачастую оказывают серьёзное влияние на принятие решений членами «Боярской Думы».
P.S. В качестве модели вдохновившей автора к подобной группировке послужила одна из моделей методологов, которая будет показана позже.
Александр Устинов – политолог, автор telegram-канала «Устинов троллит»
Комментарии читателей (0):