Вчера в отчете Собянина перед городской думой и программном интервью «Ведомостям» СМИ, по большей части, увидели лишь социальные обещания и цифры, трактуя их в понятном политическом ключе. Больше денег на пенсии и пособия, больше зарплаты в социалке - такие вещи традиционно интерпретируются как «предвыборные обещания». Хотя, пожалуй, об этом следовало было бы говорить в последнюю очередь, анализируя изменения в предложении мэра городу и вообще итоги собянинской семилетки.
Очевидно, что раздача социальных льгот и поддержка врачей-учителей – хотя и электорально важное, но далеко не самое основное в «образе будущего» по Собянину. Об этом говорит каждый глава региона. Собянин же не просто глава субъекта Российской Федерации, а мэр крупнейшего города в стране. Витрина сегодняшней репутации мэра – трансформация этого города в современный мегаполис.
Можно много спорить о том, как сделано, обсуждать недочеты и перегибы, но новая городская реальность – то, что построено и продолжает строиться, вызывает и споры, и раздражение, и гордость, и радость, и протест – день за днем вырастает перед нашими глазами.
Во-первых, транспорт. Меня, коренного москвича, передвигающегося на метро самостоятельно лет с 10, действительно раздражает и пугает – все эти станции метро, названия которых я никогда не слышал («Что это за Саларьево такое?»); ветки, которым не хватает цветов, только оттенков; или когда полупустая короткая ветка, вдруг оказывается набитой битком, потому что дошла до новых районов; или когда родные Сокольники вдруг станут пересадочной станцией, дизайном напоминающей арт-деко Комсомольской и Красных ворот.
А оказывается метро выросло за семь лет на треть. Сроки рекордные не только для Европы, но конкурентные даже и для Китая. Переход на экологические автобусы, «футуристические» трамваи, не стоящие в потоке и носящиеся по выделенным полосам, развязки, хорды, шоссе без десятка светофоров, кардинальная перестройка улиц – совсем не популярная на этапе реализации, но вполне одобряемая по факту – программа «Моя улица» – все это не латание дыр, а переход на принципиально новый уровень организации и интеграции городского пространства. Интеграции в смысле связности разных частей города, скорости доступа к культурной, социальной, рабочей инфраструктуре.
Во-вторых, реновация, в неизбежность и необходимость которой пусть и не без сложностей, удалось убедить большинство. Переселение миллиона человек из ветхого жилья – макропроект, перекрывающий хрущевский размах, и по срокам, и по сложности сопутствующей инфраструктуры.
В-третьих, уже проведенная реновация промзон – от исторических вроде Трехгорки, на которой работал мой прапрадед, Красной розы на Тимура Фрунзе, около которой ходила в школу моя мама, до уродливых дыр в пространстве города вроде Тушино и ЗИЛа.
В-четвертых, общественные пространства, культурные и развлекательные объекты. Зарядье – архитектурный и инженерный проект на мировом уровне, рядом можно поставить разве что арабов с их насыпными островами. Новый туристический объект сразу после завершения попадает в ТОП-5 достопримечательностей столицы – лучший вид на Кремль. Можно перечислять еще долго - ЦПКиО и прочие парки вплоть до «Острова мечты», новые стадионы к ЧМ во главе с Лужниками, проекты набережных и пешеходных зон – уже реализованные и только обсуждаемые.
Собянин последовательно конструирует Москву как современный и технологичный мегаполис. В этом его главная миссия, как он ее видит. Его «образ будущего», это не образ, а план-график со списком работ, которые реализуются с неотвратимостью катка-асфальтоукладчика.
«Меняем облик города – меняем жизнь людей, ее содержание и качество», - говорит Собянин в отчете. Нравится это кому-то или нет, караван будет идти. Я уже, помнится, писал недавно по поводу Москвы, что у нас здесь на текущий момент единственный регион, где реально, а не на словах работает команда пресловутых «технократов». Немногословных, аполитичных и настроенных на выполнение конкретных измеряемых задач, вопреки любой критике, а может и благодаря ей. И мы в середине их AGILE – результат проявился, но пока в пыли городских строек и за полосатыми занавесками программы «Моя улица».
И как и надлежит технократам, команда обучающаяся. Собственно, поэтому лозунгом этапа становятся «социальные инвестиции». Горожане должны не просто одобрить внешний вид «нового города», почувствовать его привлекательные стороны, но и увидеть, а что несет этот новый город им в финансовом и бытовом плане.
Дальнейшее экономическое развитие требует в том числе и роста покупательской способности горожан, и ощущения, что жизнь стала более обеспеченной. Правительство Москвы выбирает, как обычно, самый короткий путь к цели. Именно поэтому и увеличение зарплат в соцсекторе, и увеличение пособий с пенсиями.
А не потому, что «нужно выборы выиграть». Выборы ведь выигрываются не на реальном увеличении соцподдержки, анонсированном за год, а не обещании этого увеличения перед днем голосования. Скорее правительству Москвы нужны не избиратели как таковые, а «рациональные сторонники», понимающие почему они поддерживают трансформацию Москвы в том числе и на уровне кошелька.
И да. Стройкомплекс станет и фундаментом для новой соцполитики – обеспечивая инвестпривлекательность города и его доходы, и ее выгодоприобретателем. Трансформация, строительство нового – требует действительно сотрудничества как максимум и одобрения, как минимум.
Глеб Кузнецов – политолог, член совета директоров Экспертного института социальных исследований
Комментарии читателей (1):
Автор не хочет знать, что идея "двадцати мегаполисов" - это идея резерваций по типу "острова дураков-баранов" (Николай Носов) для коренного населения России и освобождения её территории под освоение и нужды победителей.