Первое. Собянин начал первый этап кампании по выборам мэра-2018. Сначала публике предъявили большое интервью «Ведомостям», где он заявляет о готовности идти на следующий срок. Сегодня тиражируется его отчет перед Мосгордумой, который выглядит прямо как набор тезисов к предвыборной программе. Вряд ли этот дуплет является совпадением. Мэрии нужно было усилить месседж. Она его и усилила. К тому же, нужно было успеть со своими городскими инициативами до официального старта главных выборов сезона – президентских. Более того, нужно было запустить их до того, как главный кандидат на президентских выборах заявит о начале своей кампании. После заявления Путина, до марта 2018 года вся политповестка будет подчиняться другой логике.
Второе. В мэрии посчитали, что следует действовать на опережение. В преддверии выборов все действия и заявления, в том числе и протокольные, носят политический характер. Поэтому не стоит ждать подходящего случая. Нужно создавать такие случаи самим. Судя по смыслам послания Собянина, которые активно обсуждают в соцсетях и по стилистике их подачи, мэрия понимает, что политическая программа нужна сейчас, а не в мае. Причина? Вряд ли мы ее узнаем.
Третье. Выбор в качестве основы программы «образа будущего» Москвы носит рациональный характер и хорошо укладывается в проекты для предвыборной агитации. Он придает общий смысл дежурным фразам «город с сильной экономикой», «современная инфраструктура», «новая комфортная среда» и т.д. Люди ведь хотят голосовать за будущее. Вот они его и получают. Пока в виде образа. Проголосуют за Собянина – получат в виде настоящего. Интересно будет посмотреть на дальнейшую концептуализацию этого образа будущего. Собянин ведь только начинает и явно будет стремиться обыгрывать его многократно.
Четвертое. Выбранный формат программы диктует и способы ее доставки до избирателя. Анонсировано, что «Стратегия развития Москвы» до принятия будет обсуждаться с жителями. Придется создать какие-то форматы для различных аудиторий (интересно будет посмотреть на молодежную – ведь как-то будут же демонстрировать, что будущее обсуждается с теми, кто в нем намеревается жить) и для новых средств коммуникации (соцсетях, например). В любом случае, избирателям можно будет сказать: «посмотрите, в отличие от других кандидатов в мэры Собянин уже сейчас приглашает вас к обсуждению будущего, вы – соавторы его программы». А что еще нужно?
Пятое. Если программу запустить не мешкая, то к лету Собянин оставит конкурентов далеко позади. Тактика оппозиции, планирующей забрасывать мэрию мелкими претензиями, вряд ли эффективно сработает против «большой мечты». В нашей политической культуре избирателю про плитку и ливневку может быть не так интересно слушать, как про будущее. Выгодная позиция.
Алексей Чеснаков – директор Центра политической конъюнктуры
Комментарии читателей (0):