Чтобы прогнозировать процессы в элите, надо быть хотя бы немного визионером. То есть - видеть не только статику, но и динамику, стремиться понять, какой будет политическая система, как и под влиянием каких факторов будет формироваться новая элита. Глеб Павловский в конце 90-х - начале нулевых таким визионером был. Минченко и Виноградов - не визионеры вовсе. Взять известную всем колоду и разложить пасьянс, приводя объяснения в логике "X чрезвычайно усилился, поэтому под давлением других элитных групп после выборов-2018 он ослабнет" или "топ-20 преемников скучна, поэтому добавляем для остроты Навального, а заодно и джокера", - не Бог весть какое достижение.
Когда-то (весна 2011) я возразил Павловскому: большинство, служащее опорой власти и ориентированное на вполне конкретного политика (Путина), по рекомендациям политологов не передается (кстати, в 2024-м большинство, на мой взгляд, останется путинским, и уже одно это гарантирует президенту серьезную роль в политической системе). Наш ответ Минченко и Виноградову: в моноцентрической политической системе (а российская политическая система - именно такая) существенные решения, в том числе кадровые, принимал, принимает и будет принимать президент. Остальные игроки зависимы от него, и лишь некоторые обладают некоторой и весьма условной автономией. Поэтому "преемники" никак не могут выстроиться в "рейтинг" исходя из текущего влияния или контроля над ресурсами (это бессмысленно в принципе, а особенно - за 5 лет до того, как эта тема станет действительно актуальной), поэтому нет и не будет никакой "правящей коалиции" или "политбюро". Нет и не будет никаких "конвенций равных". Вспомним: даже стремительно слабевший Ельцин смог в 99-м в несколько приемов избавиться от фигур, влияние которых казалось незыблемым. Путин намного сильнее и почти безгранично свободен в принятии решений.
Абсурдно предполагать, что президент накануне "вызова-2024" не будет формулировать и реализовывать собственную стратегию обновления элит. Будет: судя по административной реформе и реагированию Путина на "вызов-2007", для него важны и развитие системы, и ее общая динамика. Поэтому тезис "наибольшие преимущества будет иметь игрок Y, потому что у него есть собственный проект" принципиально неверен. Наибольшие преимущества будут иметь игроки, в наибольшей степени соответствующие именно путинскому видению того, какой должна быть новая элита.
Уверен, представление Путина о новой элите уже практически сформировано: рациональность, эффективность, относительная (политическая) молодость, некоррумпированность и дешевизна для бюджета. Политики, из которых будут отбираться претенденты на лидирующие позиции, должны прежде всего функционировать - качественно исполнять свои обязанности в расчете на карьерный рост. "Нобили", кормящиеся с "уделов" и заключающие "конвенции о ненападении", - это вчерашний день. Более того, Путин уже фактически начал реализовывать "технократическую" стратегию обновления элит, и не замечать этого странно.
О чем, на мой взгляд, надо говорить сегодня - по поводу обновления элит и не только?
1) Об образе будущего - "будущего с Путиным", "справедливого будущего", "местного будущего".
2) О том, как должна развиваться политическая система.
3) Об институциональной преемственности.
4) О том, как должно происходить обновление правящей элиты - в соответствии с принципами, уже фактически заявленными Путиным.
5) О текущей динамике влияния элит и элитных групп.
Дмитрий Орлов – генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций
Комментарии читателей (2):
"Уверен, представление Путина о новой элите уже практически сформировано: рациональность, эффективность, относительная (политическая) молодость, некоррумпированность и дешевизна для бюджета. "
Да, полный набор трескучих качеств за исключением одного - преданности России.