В 2016 году всеми контрольно-надзорными органами было проведено около 2 млн проверок в отношении порядка 1,5 млн юридических лиц. И это на 22% меньше, чем в предыдущем году. Напомним, с 2015 по 2018 год Президентом объявлены «надзорные каникулы» для малого и среднего бизнеса. При этом только у 8 % проверенных хозяйствующих субъектов были выявлены нарушения, представляющие реальную угрозу причинения серьезного вреда. Контроль ведется на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. Существует порядка 2 млн❗ обязательных требований к предпринимателям, значительная часть которых здорово устарела. Разобраться в них без специальных усилий невозможно. Требуются специальные юристы, возникают условия для коррупции. Издержки бизнеса в связи с проведением контрольных мероприятий экспертами оцениваются до 5% ВВП в год.
Реформа надзора и контроля в России назрела. Совет при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным национальным проектам одной из первых утвердил реформу всей контрольно-надзорной деятельности в качестве приоритетного проекта. Задача реформы была сформулирована Президентом в Послании Федеральному Собранию в 2016 году: "…надзорные органы должны заниматься не только выявлением нарушений, но и профилактикой, не формально, а содержательно, и – это очень важно – оказывать консультативную помощь предпринимателям, особенно тем, кто только начинает своё дело". Результаты реформы прямо или косвенно затронут всех: для граждан – это повышение качества и безопасности продуктов и услуг, для бизнеса – уменьшение расходов на проверки и изменение формата общения с государством.
В эти минуты впервые проводится селекторное совещание по новым принципам и практикам контроля для 2 000 руководителей контрольных органов, их территориальных управлений, представители региональных общественных палат и предпринимательских объединений с участием глав субъектов.
Ключевые направления реформы:
✔Новый формат взаимодействия бизнеса и власти: «партнерство взамен репрессий». Новая задача государственного надзора – объяснить бизнесу обязательные требования государства и выслушать мнение бизнеса. При каждом главе региона будет действовать рабочая группа, объединяющая представителей территориальных надзорных органов, предпринимателей, общественные организации и прокуратуры. Цель – обсуждение взаимодействия бизнеса и государственного надзора, борьба с коррупцией в контрольно-надзорной деятельности на местах. Этот передовой опыт уже реализуется на практике в Пермском крае (М.Решетников), Калининградской области (А.Алиханов), Тульской области (А.Дюмин), Ульяновской области (С.Морозов), Ярославской области (Д.Миронов).
✔Контроль – это профилактика, а не сбор штрафов. Задача контрольно-надзорной деятельности – предотвращение рисков, а не максимизация количества выписанных штрафов. Оценка контрольных ведомств будет завязана на повышение безопасности деятельности и продукции контролируемых предприятий, а не на штрафы.
✔Масштабная реформа обязательных требований. Три главных слова – систематизация, сокращение, актуализация. Вместо двух миллионов несвязанных, неочевидных, противоречащих обязательных требований сегодня, к 2024 году будет создан кодифицированный ограниченный перечень обязательных требований, находящийся в публичном доступе.
✔Цифровизации контроля – переход к технологическому дистанционному умному контролю с помощью датчиков и интернета вещей. Технологичная и цифровая экономика меняет подходы. Технологичный контроль дешевле, эффективней и некоррупционен. Чем больше датчиков – тем ниже усмотрение госинспектора и меньше возможностей для коррупции.
Источник: Telegram-канал Экспертного института социальных исследований
Комментарии читателей (0):