3 июня министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен выступила с заявлением в Европарламенте, затронув, в том числе отношения с Россией.
«У нас позиция такая, что мы должны хотеть разумных отношений Россией, но мы знаем, что это должно происходить с позиции силы, чтобы было ясно, что мы хотим решения конфликта за столом переговоров», - отметила она.
О проблемах российско-германских отношений агентству REX рассказал политолог Камран Гасанов:
"Жёсткие заявления министра обороны ФРГ в отношении России не сенсационные. Ещё в ноябре, после избрания Трампа фон лер Ляйен потребовала определиться, «на чьей он стороне: права, миропорядка, демократии, или ему все равно». Надо учесть, что фон дер Ляйен говорит в Европарламенте - органе ЕС с почти отсутствующими полномочиями в вопросах внешней политики, где допустимы самые смелые выступления по данной тематике. Традиционно страсбургский парламент наиболее резко выступает по международным вопросам. В третьих, фон дер Ляйен происходит из партии Меркель, Христианско-демократический союз, где собрались «хардлайнеры» в отношении Москвы. К ним относится и другой атлантист - министр финансов Вольфганг Шойбле.
В то же время, это не повседневные реплики, которые можно услышать, например, от киевских властей. Слово «сила» имеет не только политический подтекст, означающий выступление в качестве жесткого переговорщика, чем отличаются американцы. Германию беспокоит, что после выхода Великобритании из ЕС и отмежевания США при Трампе Берлин останется один на один с Россией. В обычных вооружениях, как и стратегических, с помощью Франции немцы не могут тягаться с русскими. Именно поэтому немецкое правительство взяло курс на увеличение оборонных расходов и стремительно приближается к 2-процентной отметке от ВВП. Урсула фон дер Ляйен, наравне с другими немецкими «ястребами», осознает, что пока у Берлина не будет паритета с Москвой, все её попытки оказать давление на Кремль, как в минском формате, так и других коллизионных вопросах, окажутся тщетными. Крым еще долго будет восприниматься как заноза на теле поствоенной немецкой дипломатии.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Еще один мотивом для фон дер Ляйен показать «силу» перед Европарламентом являются внутренние проблемы в ее ведомстве. Еще месяц назад Бундесвер захлестнул скандал о солдате-террористе Франко О., готовившем теракт и еще ранее - о пропаже большого количества амуниции. Министр обороны сначала отругала своих генералов, затем извинилась перед ними. К этому можно и добавить и то, что Эрдоган фактически выгнал немцев с турецкой авиабазы Инджирлик. Одним словом - авторитет бундесвера подорван, и его надо восстанавливать.
Тем не менее, нельзя считать позицию министра обороны лейтмотивом всей немецкой политики к России, пускай она и входит в самую многочисленную фракцию в Бундестаге. Общая тенденция свидетельствует о вынужденном смягчении курса. Даже без уступок, но именно Меркель поехала к Путину в Сочи в середине мая, а не наоборот. А министр иностранных дел Зигмар Габриэль сохраняет «шрёдеровский» прагматизм. На встрече 15 июня с австрийским канцлером Кристианом Керном он раскритиковал проект санкций Конгресса США против России. Оба политика недовольны тем, что сенаторы собираются наказывать европейские компании за Атлантикой, участвующие в российских энергопроеттах, как «Северный поток -2». Керн и Габриэль в совместном заявлении отметили, что таким образом добиваются вывода американского СПГ на еврорынок и вытеснения оттуда российского газа".
Комментарии читателей (1):
И по газу, думаю, Штаты не смогут пропитать Эвропку в одиночку - нет и не будет у них таких объемов газа. Это даже не говоря о цене.
"Прагматизм" Эвропки будет сильно стимулироваться затяжкой бардака на Ближнем и Среднем Востоке. Без газа из Залива эвропэйской энергетике и промышленности кранты. Тут или США+БВ, или БВ+РФ, или США+РФ. Других вариантов обеспечить снабжение у них нет. Поскольку на последнее штатовики не пойдут даже под страхом застрела, то война вокруг Залива сильно поспоспешествует "прагматизму" 4-го Райха. Поэтому мира там быть не должно.
А лакмусовой бумажкой могло бы стать затопление какого-нибудь газо- или нефтевоза в Ормузском проливе.