Приход в Белый дом нового президента США вызвал большую полемику как внутри американского государства, так и за его пределами. Особенно волнуется Европа, которая пострадает от ухудшения отношений со своими заокеанскими партнерами. Первые решения, которые принимает Дональд Трамп, косвенно говорят о том, что европейские опасения не напрасны. Во-первых, состоялись переговоры между Д. Трампом и В. Путиным, после которых официальные представители президентов сделали заявления о том, что существуют тенденции к улучшению двусторонних отношений. Во-вторых, происходят существенные изменение миграционной политики США, которая предполагает ограничение приема мигрантов в стране.
Особое беспокойство миграционный вопрос вызывает у главы немецкого государства, Канцлера Ангелы Меркель. Именно она стала главным инициатором приема беженцев в Европе. Ее уверенность в правильности такого решения не осталась без поддержки США, президентом которых в тот период был Б. Обама. Могла ли ожидать Меркель, что Трамп продолжит курс своего предшественника на всеобъемлющую поддержку Германии в этом вопросе? Очевидно, что ответ отрицательный. Антимигрантская риторика Трампа проявилась еще в предвыборной гонке, когда он противопоставлял свои идеи кандидату от демократической партии Х. Клинтон. В частности, в планах на первые 100 дней президентства Трамп заявил о готовности выслать из страны нелегальных мигрантов, которые создают криминогенную обстановку в стране, а страны, которые не захотят принимать нелегалов обратно, лишатся возможности получать американские визы. Такие жесткие обещания говорили о том, что Меркель не стоит ждать одобрения европейской миграционной политики от США. Реальные шаги оказались чуть менее радикальными. Подписаны три документа относительно миграционной политики. Первый нацелен на строительство барьера на южной границе США, второй на изменение законодательной базы для регулирования миграционной политики и, наконец, третий на ужесточение мер по контролю за пребывающими для исключения усиления террористической угрозы.
Логично предположить, что после того, как Трамп предпринял реальные шаги по изменению миграционной политики, Меркель необходимо было сделать официальное заявление о том, как Европа теперь будет действовать в отношении пребывающих мигрантов, и произойдут ли изменения во внешней политике ЕС. 29 января 2017 г. в журнале Der Spiegel была опубликована статья, в которой пресс-секретарь правительства ФРГ Штеффен Зайберт озвучил официальную немецкую позицию в отношении нового миграционного курса США: «Меркель убеждена, что нельзя подозревать людей определенного происхождения или вероисповедания, оправдывая это борьбой с терроризмом».
Эта тема поднималась и в телефонном разговоре Меркель и Трампа. Однако можно предположить, что мнение Канцлера Германии относительно внутриполитических шагов нового американского президента не интересует Белый Дом. Об этом говорят даже сами немецкие СМИ. Учитывая, что подробности двусторонних телефонных переговоров Трампа с Путиным и Меркель не проникли в прессу, издание Bild сделало анализ фото, на которых Трамп разговаривает с главами государств. Заключение оказалось отнюдь не оптимистичным для канцлера. Во-первых, Трамп лучше подготовился к переговорам с Путиным, собрав в своем кабинете вице-президента, пресс-секретаря, главу Аппарата Белого Дома, главного советника и советника по национальной безопасности. Такое представительное собрание может быть необходимо для выстраивания отношений с Россией в различных сферах, в том числе в политической и сфере безопасности. Что касается переговоров с Меркель, по замечанию самого автора статьи в Bild Симона Шютца, внимание им уделил помимо самого Трампа только советник по национальной безопасности Майкл Флинн. Но его присутствие объяснимо с точки зрения того, что Германия - член НАТО, и именно она является важным инструментом влияния атлантического вектора на европейскую безопасность.
Какие шаги теперь предпримет Ангела Меркель в связи с неординарной позицией Вашингтона по миграции? Чтобы удержаться у власти Меркель придется сохранить свою миграционную политику в первозданном виде и продолжить курс на соблюдение Женевских соглашений и риторику гуманизма. Иначе ее политические оппоненты представят отход от первоначальной идеи приема всех мигрантов как политическую слабость и уязвимость перед главой Белого Дома. Пока очевидно, что канцлер Германии находится на перепутье и опасается делать публичные заявления. Даже критика миграционной политики Трампа исходит не из ее уст, а из уст пресс-секретаря правительства Германии. Это говорит о том, что Германия занимает выжидательную позицию, чтобы, с одной стороны, не разрушить германо-американский евроатлантический тандем, а, с другой, «сохранить лицо». Германии, как ведущей европейской силы.
Комментарии читателей (1):