Убийство посла Карлова в Анкаре: классическая, общественная и культурная дипломатия под ударом

20 декабря 2016  10:14 Отправить по email
Печать

Мы идём

сквозь револьверный лай,

чтобы,

умирая,

воплотиться в пароходы,

в строчки

и в другие долгие дела.

В. Маяковский. Товарищу Нетте – пароходу и человеку. 1926 г.

Как заявил Сергей Лавров, «мы убеждены, что основная цель тех, кто задумал это варварское деяние – подорвать процесс нормализации отношений между Россией и Турцией во многом для того, чтобы не допустить эффективной борьбы с терроризмом в Сирии. Эта цель с негодными средствами. Она не пройдет»[1]. Посол Карлов находился на своём посту с 2013 года – значит, и во время убийства подполковника Олега Пешкова в ноябре 2015 года. Безусловно, во многом именно благодаря его усилиям, работе сотрудников российского Посольства в Турции, находящихся по сути на передовой, удалось нормализовать российско-турецкие отношения. Примечательно, что трагедия произошла во время открытия фотовыставки «Россия глазами путешественника: от Калининграда до Камчатки». Данное мероприятие решено было провести не в Российском центре науки и культуры, где его увидело бы меньшее количество граждан Турции, а в Центре современного искусства. Посол Карлов ради того, чтобы встретиться с турецкими творческими, научными, деловыми, кругами, лично его открывал. Классик американской журналистики, бывший глава Информационного агентства США Эдвард Мэроу говорил, что самое сложное при работе с зарубежной аудиторией – пройти последние пару шагов навстречу ей («to make the last three feet»). Послу Карлову это успешно удавалось. Уверена, что среди турецкого народа о его профессионализме и личных качествах останется добрая память, а запланированная на сегодня встреча между министрами иностранных дел России, Турции и Ирана по тематике сирийского урегулирования станет ещё одним важным шагом на пути разгрома нашего общего врага – международного терроризма, под ударом которого вчера оказалась классическая, общественная, культурная дипломатия.

В прошлом веке убийства российских/советских послов происходили дважды: в 1923 г. в Лозанне от рук бывшего врангелевского офицера Мориса Конради погиб Полномочный представитель Р.С.Ф.С.Р. и У.ССР. в Италии Вацлав Воровский, а в 1927 году в Варшаве от рук гимназиста Бориса Коверды погиб посол Пётр Войков. Таким образом, в XX веке, принесшему человечеству две мировые войны, дипломатические представители нашей страны погибали от рук «соотечественников», а убийства, по крайней мире внешне, были во многом мотивированы драматичными событиями нашей собственной истории. По сути – впервые со времён убийства в Тегеране российского посланника Грибоедова в 1829 году подобная трагедия происходит от рук иностранцев.

Однако, не зря работа дипломата называется службой и не случайно, что памятник Воровскому, постамент которого облицован мраморными плитами, присланными в Россию итальянскими рабочими-революционерами, установили напротив здания, где с 1918 по 1952 гг. находился Народный комиссариат иностранных дел (с 1946 г. – Министерство) СССР - как напоминание нынешним и будущим дипломатам о рисках их профессии, долге и непреходящей славе.

Проводя исторические параллели, вспоминаются слова Александры Коллонтай из её дипломатических дневников[2] в связи с убийством Воровского: «Жуткая весть, возмутительная, невероятная. Вот до какой подлости докатились враги Советской республики. Убить официального нашего делегата на конференции держав. Неслыханное преступление. Оно чревато грозными последствиями…Нашим врагам мало было устранить советского официального представителя на конференции. В своей беспредельной, чёрной ненависти к нам они отняли у нас такого умного и сильного государственного человека и дорогого нам товарища. Неслыханное попрание всех основ международного права. Норвежские газеты говорят, что это возврат к нравам средневековья…Норвежская общественность взволнована и возмущена. Ко мне пришли многие с выражением соболезнования. Воровского здесь знали…Крепкий и неустрашимый товарищ выпал из наших рядов…На душе потухла вся радость, весь свет, каким объята была вчера. Возмущением и ненавистью полны мои мысли…»

Анна Великая - эксперт Фонда Горчакова, кандидат политических наук, специально для REX


[1] http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2570984

[2] Коллонтай А.М. Дипломатические дневники. Предисловие и примечания д-ра истор. наук, проф. М.М. Мухамеджанова. В 2-х т. Т.1. М.: Academia, 2001. – С. 120. Дневниковая запись. 11 мая 1923 г. "Воровский убит".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Стоит ли ожидать массовых акций протеста в США после инаугурации Дональда Трампа?
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
77.7% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть