Намечается новый виток информационной атаки на российское присутствие в Центральной Азии и в Кыргызстане в частности. Острие такой атаки, как и ожидалось, направлено конкретно на военное присутствие, выраженное размещением авиабазы в Канте. Ибо присутствие российской авиации, ее постоянное расширение новейшей боевой техникой кардинально меняет баланс сил в регионе. Хотя, такое присутствие обусловлено исторически и существующими правовыми документами как в рамках ОДКБ, так и двухсторонними между РФ и КР.
У авиабазы “Кант” богатейшая родословная. Рожденная в предвоенные месяцы сурового 1941 года в Одессе, она в дальнейшем передислоцировалась по городам бывшего СССР, пока окончательно, декабре 1941 года в качестве авиашколы пилотов не разместилась в пригороды Фрунзе (ныне — Бишкек). Здесь, в глубоком тылу, ковалась летное мастерство “сталинских соколов”. В 1945 году школа была переформирована в училище, затем – в учебный авиационный полк, который в 1956 году начал обучать специалистов для стран социалистического лагеря и дружественных государств. Кстати, на базе полка в свое время учился летнему мастерству будущий руководитель Сирии, маршал авиации Хафез Асад, отец нынешнего президента страны Башара Асада.
Сегодня авиабаза “Кант” является важным сдерживающим компонентом Коллективных сил быстрого развёртывания ОДКБ, обеспечивает безопасность территории и воздушного пространства Кыргызстана и государств-участников Организации договора о коллективной безопасности.
История страстей и противоборства вокруг авиабазы в пригородном Канте началась сразу же после прилета первых российских боевых самолетов и официального открытия базы 23 октября 2003 года.
Так, сравнительно спокойное, можно сказать, вялотекущее функционирование “Канта” нарушило заявление нового, пришедшего к власти на волне массовых антибакиевских выступлений четвертого президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева. Так, в интервью «Эху Москвы» в феврале 2012 года Атамбаев буквально заявил, что: «Эта российская база, которая находится в Киргизии в Канте, даже не платит арендную плату, не выполняет свои обязательства. Нужна ли нам такая база?».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В действительности, как позже дополнил Атамбаев, он напомнил президенту Дмитрию Медведеву о задолженности по аренде базы примерно в 15 млн. долларов, которые не выплачивалась четыре года о чем не знал даже глава России. Правда, после заявления президента КР Кремлем была дана команда Министерству обороны рассчитаться со всеми долгами за «Кант» в течение десяти дней.
В то же время следует заметить, что повод такому резкому заявлению кыргызского руководителя был дан руководством России тем, что президент Медведев заявил на февральском совещании по энергетике о том, что он не намерен «затягивать искусственным образом» в создаваемое на базе Таможенного союза Единое экономическое пространство Киргизию и Таджикистан. Хотя далее в посольстве России в Кыргызстане уточнили, что у России к КР имеются вопросы по нецелевому использования российских кредитов, выданных при режиме Бакиева весной 2009 года. Речь видимо, шла о выданных Россией Кыргызстану 300 миллионах долларах на нужды обороны и строительства Камбаратинских ГЭС, которых, судя по выявленным после апрельской 2010 года смены власти в Кыргызстане фактам, благополучно присвоила бакиевская семья.
Следует отметить, что ценность авиабазы «Кант» и других российских оборонительных объектов на территории Кыргызстане в плане обеспечения безопасности и стабильности в регионе подчеркивают и на Западе. О роли России в ЦА данном ракурсе еще в прошлом году в июле напомнил аналитик и обозреватель «Свободы» Брюс Панниер. «В то время как Россия всё еще является главным гарантом безопасности в Центральной Азии, а Китай играет здесь роль главной экономической мощи, Соединенные Штаты пытаются взять на себя еще большую роль, которая подразумевает и безопасность, и торговлю одновременно».
Правда, американский журналист немножко преувеличил насчет всеядности Штатов, которые все «пытаются» и пытаются, но, ничего путного достичь не могут. Обеспечить тем более. Разве что своим присутствием к примеру, в Афганистане лишь усугубили проблемы в этой многострадальной стране, не добившись долгожданного мира. Талибы, как были, так и остаются внушительной дестабилизирующей весь регион силой. Ну, а плоды личного присутствия и участия американских дипломатов высокого ранга во внутриполитических и межнациональных конфликтах в Кыргызстане страна вкусит до сих пор. Сии вмешательства, как правило, направлены на ослабление и подрыв межнационального согласия в стране и российского присутствия.
На этом фоне президент Алмазбек Атамбаев прилагает большие усилия для минимизации ущербного для страны присутствия США. Он впервые добился вывода действовавшей под эгидой НАТО в мирном международном гражданском аэропорту «Манас» американской авиабазы. А на прошлогоднем своем июльском выступлении перед журналистами он сказал, что «решение об открытии в Канте авиабазы ВВС России было продиктовано ситуацией, складывавшейся в регионе на тот момент. Ее размещение в республике по-прежнему актуально и обусловлено теми угрозами, перед опасностью которых республика не устоит и сейчас, поэтому решение об открытии базы было правильным и остается актуальным и сейчас». Как далее ТАСС сообщал, «Атамбаев также рассказал о перспективах взаимодействия с ЕАЭС и попытках США создать «управляемый хаос» в республике».
Что касается недавних заявлений кыргызского президента об урезываемых перспективах присутствия российской базы в Канте, сие в одинаковой степени можно отнести как к тактическим издержкам традиционной вынужденной и рискованной кыргызстанской многовекторности, так и — предвыборной ситуации. Нельзя упускать из виду усиливающиеся в последнее время политизированные точечные атаки внутренней оппозиции на Атамбаева, чем не прочь воспользоваться хозяева и фрилансеры финансируемых центрами антироссийской политики известных проектов. Конечная цель которых – добиться ослабления и нейтрализация российского присутствия и влияния в стране и регионе. В этой непростой ситуации четвертому президенту Кыргызстана приходится отчаянно лавировать.
Внутренним сторонникам ухода российской сдерживающей базы не надо бы забывать о той непростой ситуации в нашей многонациональной стране. О тех печальных примерах, когда в кризисные для страны моменты внешние силы с подачи националистически настроенных представителей диаспор моментально используют бытовые трения и накопившуюся на бытовом уровне неприязнь между туземцами и диаспорами в собственных стратегических целях. Надо помнить последний пример, когда во время межнациональных столкновений на севере, трагических событий весной и на юге летом 2010-го, в критический моменты пересменки власти в Кыргызстане именно присутствие российских военных в стране послужило главным сдерживающим фактором, хотя устав ОДКБ не позволял напрямую вмешаться во внутренние конфликты стран-участниц.
Сегодня в рамках Договора разрабатываются и готовы к применению ряд документов, разрешающих силы ОДКБ вмешаться в эти конфликты для их локализации и нейтрализации. Ибо стало ясным, что все они – продукт прямого или опосредствованного иностранного вмешательства.
В то же время наблюдаются попытки всячески умалить роль ЦА и Кыргызстана в геополитике держав. Сие раздается из уст тех, кого с недавних пор называют «шестой колонной» вдобавок к «пятой». Это в основном экс-политики, эксперты, аналитики и журналисты, когда-то побывавшие во властных и околовластных коридорах, но волей случая ныне оказавшиеся на задворках и не востребованными в официальных структурах, однако, всеми силами стремящиеся вновь быть при деле. Подобные личности как правило, «за» официальную политику, но сие делают изощренными способами, при этом скрытно проводя политику оппонентов России, в то же время выпячивая собственную роль в «образумлении» власти.
Один из таких, так называемый «эксперт по Центральной Азии», побывавший как в вашингтоновских, так и кремлевских информнедрах, на страницах печатных и электронных СМИ пытается усыплять внимание и бдительность Москвы в региональных делах, подчеркивая, что «США потеряли стратегический интерес к этому региону: Связь США с этим регионом определялась ролью Центральной Азии как тылового плацдарма для ведения войны в Афганистане, начиная с 2001 года. Но с тех пор, как американцы почти прекратили активные военные действия, то она утратила это значение. Свидетельством того, что этот интерес падает к региону со стороны американцев, является и их снисходительное отношение к беспределу, которые творят внутри такие режимы, как таджикский и туркменский, где оппонентов загоняют в такие тюрьмы, что их никто и никогда потом в лучшем случае не видит, а то и не слышит о них».
Знакомая шарманка, не так ли! Но только для лохов в большой политике. Весь глобус свидетель того, что янки, наоборот, после вывода плацдарма своего присутствия в «Манасе», наоборот, делают титанические усилия для восстановления былого влияния в регионе, удержания стран ЦА в сфере собственного влияния. Последние вашингтонские гостины глав центральноазиатских внешнеполитических ведомств тому наглядный пример. Джон Керри и его уходящий хозяин, конечно, пригласить самих лидеров стран не посмели, зная их настрой и неотразимое российское влияние на них. Начали издалека, но в конкретных целях, давая прозрачные сигналы лидерам, мол, мы вас помним и ценим. Вопрос лишь в том, кто из региональных руководителей поддастся сим намекам.
Ту же шарманку крутит небезызвестный эксперт Московского центра Карнеги, стремясь законспирировать возросшую активность американцев к региону, многозначительно отмечая: «Терроризм, радикальный ислам – от этого никуда не денешься, но в данном случае, Центральная Азия – это придаточное к тому, то происходит на Ближнем Востоке и в Афганистане. Не будь Афганистана, вообще бы этих разговоров не было». В целом знатный карнегист «скептически относится к возможности борьбы США и России за влияние в Центральной Азии: «Вашингтон довольно далеко, а Россия сама себя оттуда вытесняет, поэтому вряд ли можно говорить о повышенном интересе обеих сторон к такому соперничеству».
Как видим, все скопом, общо и беспардонно, надежда на «авось, вдруг проглотят». Этакое мыслительное торнадо.
В противовес им Виктор Черноморец, недавно ушедший из жизни известный кыргызстанский политик, один из видных демократов первой волны, полковник милиции в отставке мыслил трезво и прагматично. В одном из своих интервью, кстати, спонсируемому Западом «Институту войны и мира» он сказал: «Решение о размещении Коллективных сил быстрого развертывания на аэродроме в Канте было принято правильно. В 1999-2000 годах страна пострадала от внезапных вылазок членов Исламского движения Узбекистана. Тогда именно с помощью российских военных Кыргызстану удалось дать достойный отпор террористам. Кыргызстан, как и другие страны региона, стремится к обеспечению собственной безопасности. Я думаю, с прибытием в нашу республику вооруженных формирований КСБР наша безопасность еще более укрепится».
Комментарии читателей (0):