«А сколько у папы дивизий»?...

Сила меча и бессилие креста
15 октября 2016  09:32 Отправить по email
Печать

Многим памятна фраза Иосифа Сталина, ставшая почти притчей. Но Иосиф Виссарионович не просто притчи сочинял. Эту фразу он произнес в мае 1935 года в ответ на просьбу главы МИДа Франции Пьера Лаваля, способствовать улучшению положения католиков в СССР.

История не лишена иронии. Были времена, когда у пап имелись не только «дивизии», но и целые государства. Соблазн силы и власти часто брал верх над альтернативой евангельского призыва к непримиримому, но мирному противостоянию злу. Для многих из нас, людей XXI века, живущих под эгидой всяческих прав и свобод, трудно представить, что источником тех самых прав и свобод и самой возможности иметь основание утверждать о ценности каждой человеческой личности, мы, в первую очередь, обязаны Сыну Человеческому.

История христианства довольно противоречивая штука. И если попробовать пробраться через толщу (небезосновательного) антиклерикального снобизма и взглянуть (насколько это возможно) на чистый образ Евангельского Иисуса, то невозможно остаться равнодушным. Этот Человек разделил нашу историю на «до» и «после» Своей уникальной и неповторимой жизни. Ведь если вдуматься серьезно: родился Он в глухой деревне. Родители Его простые крестьяне. Жить ему пришлось в другом, «не менее» примечательном месте. До 30 лет он работал в мастерской своего отца плотника. Затем, в течении трех с небольшим лет, резко сменив образ жизни, он стал странствующим проповедником. Но при этом Он не оставил никаких письменных памятников. У него никогда не было семьи и собственного дома, ни официального представительства. Радиус его странствий не превышал и 100 километров. Словом в Его делах и жизни не было ничего, что обычно ассоциируется с величием и силой. Никаких почетных грамот и официального признания. Наоборот, в самом рассвете сил, в 33 года, общественное мнение обернулось против Него. Все друзья сбежали. Его пригвоздили к Кресту и пока Он умирал палачи бросали жребий о Его одежде – единственное, что Он имел от этого мира.

И вот прошло двадцать столетий и сегодня Он остается Альфой и Омегой всей человеческой истории. Никакие дивизии, парламенты и государства вместе взятые, не могут идти в сравнение с Его влиянием на человечество. Ничья жизнь не сотрясает небо и землю так, как жизнь Сына Человеческого.

Христос совершил революцию в отношении героев и жертв. Известный французских антрополог и социолог Рене Жирар отмечает, что теперь героями стали невинные жертвы. Методику силы и принуждения сполна применили на Христе и это привело к неожиданным последствиям. Священное Писание недвусмысленно говорит, что Своей добровольной смертью Христос «отнял силы у начальств и властей, властно подвергнув их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2:15). Власть, которой так гордились люди была публично разоблачена Им. Самая глубокая религия того времени обвинила Его в богохульстве, самая совершенная судебная система вынесла своей приговор и привела его в исполнение.

Факт Креста изменил ценностную систему координат во всем мире. Невинная жертва приобрела новый онтологически нравственный статус и авторитет. Достаточно даже взглянуть на нобелевских лауреатом премии мира (сам факт наличии такой премии – уже большое свидетельство): Чернокожий архиепископ из ЮАР1, руководитель польского профсоюза2, бывший узник нацистского концлагеря, епископ непризнанного Восточного Тимора3. По мнению Жирара такое уважение к обездоленным – прямое следствие распятия Иисуса Христа. Теперь все они: женщины и старики, дети и бедняки, защитники природы и даже сомнительные меньшинства, своим моральным весом «обязаны» обезоруживающей силе Креста Христова.

Добровольно страждущий Бог стал полной неожиданностью для мира. Это был антропологический взрыв, поднявший человеческую жизнь, его ценность и достоинство, до самого Неба. Теперь с воскресением Христа, каждый человек, со всеми своими жизненными перипетиями, оценен не масштабом и уровнем культуры, традиций, собственных талантов и достижений века сего, а ценой Крестной смерти и воскресения Богочеловека!

1 Десмонд Мпило Туту. Награжден в 1984 г. за мужество и героизм в борьбе против апартеида.

2 Лех Валенса. Награжден в 1983 г. как «борец за права человека» впоследствии президент Польши

3 Карлуш Белу. Награжден в 1996 году.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

sergeev
Карма: 999
15.10.2016 17:08, #30708
Спасибо.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть