В фильме «Мертвый сезон» советский разведчик Ладейников слышит как допрашивают его партнера — актера Савушкина: «На кого ты работаешь, на кого ты работаешь, на кого ты работаешь»? Ну, что же, все мы на на кого-то да работаем...
А мы с редактором Отдела судебной аналитики (ОСА) — Евгением Абрамовым не работаем (за работу принято платить), мы выпускаем Осу на общественных началах. Так вот, бесплатная работа — это своего рода игра. В нашем случае — это игра на поле противника, причем игра по его же правилам...
Как уже говорилось, Устав российского государства содержит ряд деклараций, обязательных для государственных служащих.
Справка
Декларация (от французского declaration — заявление) в конституционном праве — это название политико-юридических актов, имеющих особо важное значение для судеб государств. Декларация как нормативно-правовой акт имеет неконкретный характер, в виду чего содержащиеся в ней положения требуют дополнительного законодательного регулирования.
В международном праве декларация представляет торжественный акт, формулирующий согласованные сторонами общие принципы и цели. Такой акт не имеет обязательной силы. Исключение составляет Всеобщая декларация прав человека 1948 года: она стала обязательной для государств в силу обыкновения.
Обратимся к одной из важнейших. Это декларация об источнике власти, согласно которой источником власти учреждения «Российская Федерация» признается многонациональный народ этого учреждения (ст. 3). Однако, в учреждениях не бывает занят «народ» (я не о посетителях). В учреждениях работают служащие. На них-то в норме и должно распространяться действие учрежденческих уставов.
Российская Конституция декларирует также равнозначность таких наименований как Российская Федерация и Россия (п. 2 ст. 1). Но ведь Российская Федерация как учреждение — это одно, а Россия как страна — это нечто совсем другое.
Христиане убеждены в том, что всякая власть от Бога. Государственная власть — не может быть исключением. В главе 13 своего послания к Римлянам святой апостол Павел пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое».
Слова апостола комментирует блаженный Феодорит Кирский: так уж устроил Бог, что одни начальствуют, а другие подчиняются. Бог дает нам начальников, почитающих справедливость. Но для того, чтобы вразумить погрешающих, Он попускает и злым начальникам. В этом-то и заключается высшая справедливость.
К слову о справедливости. Когда председателя КС РФ Валерия Зорькина спросили, насколько изречение «Пусть рушится мир, но торжествует закон» применимо к современной России», он заметил, что изначально это изречение звучало иначе: «Да погибнет мир, но торжествует юстиция (Pereat mundus et fiat justicia)».
Подчеркнув обязанность судьи руководствоваться Конституцией, г-н Зорькин напомнил, что оценивать ситуацию судья должен исходя из своего «внутреннего убеждения профессионального юриста». И выдал странную, на мой взгляд, реплику. Дескать, «позиции судьи как гражданина и как судьи, в принципе, совпадают».
А почему, собственно, они должны различаться, если судья и как государственный служащий, и как гражданин должен следовать закону?!
На самом деле, изречение о приоритете юстиции — это ничто иное, как девиз императора Фердинанда I (1558—1564). По обычаю своего времени он выразил этот девиз на латыни. А латинское слово «юстиция» переводится на русский как справедливость. Так вот, чаще всего этот девиз используется как насмешка над теми, для кого буква закона важнее справедливости.
Принимая решение по делу, судья постольку основывается на законе, поскольку закон есть атрибут государства. А члены общества — субъекты, которых Создатель наделил правами (и обязанностями) человека, основываются на своих представлениях о принципах нравственности и морали.
Сказанное в полной мере касается автора этих строк, с точки зрения которого «сегодняшней России» в большей степени соответствует иной девиз: «Пусть рушится юстиция, но торжествует мир беззакония». К такому выводу я склонялся давно, но окончательный вывод сделал по результатам журналистского расследования дела Рамиля Такаева. Отчет об этом деле, надеюсь, выйдет под в ближайшее время. Пока же ограничусь мнением г-на Такаева, которое он высказал, ознакомившись с результатами упомянутого расследования: «Вы не противник государству и государство вам не противник. Вы — соработник Бога. Своими действиями вы оказываете государству неоценимую помощь, укрепляя государственность путем контроля над соблюдением законов. И при при этом еще защищаете людей, учите их умению пользоваться законами».
Прав был блаженный. Бог для вразумления погрешающих действительно попускает злым начальникам. Но именно в этом и заключается высшая справедливость. Понимая это, сосредоточусь на продвижении контроля, который я — общественник в меру своих сил и возможностей осуществляю над соблюдением законности.
Комментарии читателей (2):
Но у нас поначалу хотя бы добиться приоритета закона человеческого над беззаконием сатанинским.
45% считают, что важнее всего справедливость; 34% - что главное это законность; 20% полагает, что правды вообще нет на свете. См. http://maxpark.com/community/88/content/5507211