Европейский Союз, как интеграционное объединение, переживает сегодня не лучшие годы своего существования. Об этом говорят и институциональные кризисы, с которыми ему приходится сталкиваться, и отсутствие консолидации среди стран-членов, особенно это касается внешнеполитических вопросов. Нарастание противоречий между европейскими странами говорит о том, что они не готовы и дальше безоговорочно придерживаться принципа «проведения общей политики и мероприятий, обеспечения высокого уровня сотрудничества во всех сферах международных отношений».[i]
У евроскептиков появилась возможность более четко выразить свою позицию по роспуску ЕС и превращению стран Европы в национальные государства. Мировой экономический кризис подорвал веру в то, что европейские экономические институты могут сами справиться с возникающими «общими» проблемами. Неравенство экономических и финансовых возможностей стран ЕС послужило тому, что доноры, в лице Германии, Франции и Великобритании, быстро устали дотировать некоторые слаборазвитые экономики Европы. Кроме того, ряд региональных кризисов негативно сказался на интеграционном процессе ЕС.
Миграционный кризис, который обрушился на Европу в связи с событиями «арабской весны», набирает обороты. Страны Европейского Союза уже приняли ряд мер, которые призваны разрядить обстановку в европейском обществе, снизить давление на госбюджеты стран, равномерно распределить мигрантов по европейской территории. Однако уже в 2015 г. стало понятно, что собственных сил для борьбы с миграционными проблемами у ЕС недостаточно. Во-первых, не все страны ЕС воодушевились идеей равномерного распределения мигрантов по территории Европы, во-вторых, некоторые государства ЕС просто не в состоянии прокормить такое количество человек, в-третьих, возникает угроза безопасности европейских государств, в-четвертых, наблюдаются явные дезинтеграционные процессы в ЕС. Все это в совокупности привело к тому, что Европе во главе с Германией и Францией пришлось обратиться за помощью к неевропейским странам.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Помочь согласилась Турция, которая уже много лет мечтает о том, чтобы стать частью европейской семьи. Поводов для отказа у ЕС было достаточно: недостатки нормативно-правовой базы, большое население, которое позволит Турции сразу стать влиятельной силой в Европарламенте, географическое положение, религиозные вопросы, проблема Кипра. Но в период острой фазы миграционного кризиса Европейский Союз решил пойти на некоторые уступки взамен на помощь с беженцами.
Соглашение от 20 марта 2016 г. между ЕС и Турцией предусматривает возвращение на турецкую территорию мигрантов, перебирающихся в Европу (сначала преимущественно в Грецию) по Восточно-средиземноморскому маршруту. Расходы на размещение и содержание возвращенных людей возьмет на себя европейская сторона. Опасения ЕС за увеличение потока мигрантов именно на этом направлении неслучайны. Агентство Frontex провело мониторинг и определило, что за 2015 г. по Восточно-средиземноморскому пути в Европу бежали около 885 тыс. человек[ii]. Динамика сохранилась и в начале 2016 г.
Но уже первые шаги по выполнению этого Соглашения оказались крайне неустойчивыми. Турция потребовала от ЕС предоставить ей безвизовый режим с шенгенской зоной до октября 2016 г. иначе достигнутые договоренность турецкая сторона разорвет в одностороннем порядке. ЕС остается только тянуть время или предлагать альтернативу безвизовому режиму, так как впускать Турцию в шенгенскую зону никто не торопится. Пока никакой альтернативы Турции предложено не было. В свою очередь, турецкая сторона угрожает разрывом Соглашения, если ее условия по безвизовому режиму не будут выполнены. Это говорит о том, что доверия между сторонами нет, а значит нет и гарантий того, что Соглашение и дальше будет иметь свою силу.
В связи с этим, у Европы появилась очередная необходимость искать союзников в решении миграционных проблем. Признавая Соглашение с Турцией успешным, ЕС готов заключить подобные соглашения с другими странами, в частности, с Египтом и Тунисом. Если Турция требует от ЕС введение безвизового режима, то на какой размен интересов придется пойти ЕС для подписания соглашения с теми странами, на которые обрушилась вся мощь «арабской весны». По поводу вхождения в ЕС африканские страны иллюзий не испытывают, зато есть потребность в инвестициях для восстановления разрушенной инфраструктуры. Готов ли ЕС вписать в свой бюджет новую статью расходов пока непонятно. Ангела Меркель пространно заявляет, что ЕС должен тратить больше средств на поддержание развивающихся стран, но откуда европейские страны будут брать эти средства Канцлер не уточнила.
На сегодняшний день Европейский Союз находится на перепутье. Внешняя политика ЕС, как самого сильного интеграционного объединения, постоянно дает сбои. Дезинтеграционные процессы набирают обороты, нарушаются Шенгенские договоренности, отсутствует взаимопонимание между экономическими лидерами и более слабыми государствами, наблюдается недостаток единства среди стран-членов ЕС по некоторым внешнеполитическим проблемам (Сирия, Украина). Кроме того, внутри самих стран ЕС также зреют недовольства в связи с наплывом мигрантов. Именно поэтому говорить о сбалансированной европейской политике в условиях региональных кризисов нельзя.
[i] Маастрихтских договор. Раздел 5. Глава 1.
[ii] Frontex. http://frontex.europa.eu/trends-and-routes/eastern-mediterranean-route/
Комментарии читателей (1):
Идея капиталистического братства народов в "плавильном котле" - тоже продукт деятельности разжиженных мозгов.
Только Сталин и смог воплотить в жизнь идею братства народов без кавычек. Братство НАРОДОВ, а не прокисающий винегрет из их бывших представителей. Нац.политика Ленина-Сталина - самая мудрая: сохранение и культурный расцвет народов и национальностей на их исторических (материнских) территориях.
А в Москву даже жителю РСФСР невозможно было переехать на жительство (пока не началась подрывная деятельность агентов влияния).