Виноват ли Горбачев в развале СССР?

10 августа 2016  02:55 Отправить по email
Печать

8 августа информационно-аналитический портал «НьюсБалт» опубликовал интервью ветерана советской разведки Николая Леонова, посвящённое причинам распада Советского Союза. В редакцию обратился историк из Вильнюса Валерий Иванов, не согласившийся с оценкой Горбачёва как «глупенького провинциала», которым манипулировали предатели. «Нельзя умалять ответственность Горбачёва за развал СССР», — предупреждает историк. Ниже публикуем отклик В. Иванова:

С большим вниманием прочёл аналитическое интервью бывшего советского разведчика Н.С. Леонова «С 1976 года начался процесс упадка СССР». Статья понравилась. Глубокая и объёмная по смыслу, поскольку на фоне политической ситуации в мире и, особенно, в социалистических странах, охватывает практически все узловые кризисных тенденций, формировавшиеся в СССР в послевоенные годы — в частности, в последние годы существования Великой страны.

Вместе с тем, не вполне согласен с характеристикой тогдашнего Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачёва, представляемого глупеньким провинциалом, которым манипулировали предатели – «агенты Запада», начиная с секретаря ЦК КПСС А. Яковлева... (продолжение)

Заочный спор Леонова и Иванова о причинах распада СССР прокомментировал директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев:

«С большим интересом прочитал отзыв литовского историка Иванова на статью Николая Леонова.

И вынужден сказать, что не могу полностью согласиться с обеими сторонами. Точнее согласен с аргументацией, но не с выводами.

Поясню.

Леонов абсолютно прав, когда говорит, что главной бедой Горбачева была его провинциальность, в конечном счете недостаточная компетентность. И при том объеме власти, который он сосредоточил в своих руках это должно было закончится очень плохо, независимо от того были ли агенты влияния или нет.

Причина не в личности Горбачева, или в заговоре врагов, протащивших Горбачева в генеральные секретари. Причина глубже. Была системная ошибка и допущена она была не в 70-е, а в 50-е годы.

Никита Хрущев в борьбе с соратниками по президиуму ЦК[1] нуждался в поддержке секретарей обкомов. Именно регионы присылали делегатов на партийные съезды, где все решалось, а назначали этих делегатов областные секретари. И Хрущев протащил постановление, согласно которому заведующими отделами и секретарями ЦК могут быть избраны (назначены) только люди, имеющие в послужном списке должность первого секретаря обкома, – не работал в обкоме не может быть секретарем ЦК.[2] Генеральный секретарь, да и практически все руководство страны выбирается из секретарей ЦК. В результате люди работавшие на союзном уровне заместители заведующих отделами ЦК министры и т.д. (именно те люди, которые и управляли государством) были лишены возможности занимать высшие государственные посты, а занимать их могли только провинциалы. В 50-е – начале 80-х это постановление практически не применялось. Власть распределялась и перераспределялась между кремлевскими сидельцами. Но когда они превратились в кремлевских старцев и началась гонка на лафетах, их сменили именно секретари обкомов и крайкомов.

Для управления страной и регионом нужны разные навыки, разный масштаб мышления. В конечном счете должен произойти переход с хозяйственного уровня управления на политический. А он автоматически не происходит. И что может быть еще важнее человек, управляющий регионом, знает, что есть высший уровень, который в конечном счете придет на помощь. И возникает чувство неполной ответственности. Если с таким подходом начинать управлять государством, то череда безответственных экспериментов практически неизбежна. Собственно, эту череду у нас и назвали перестройкой.[3] Дальше катастрофа была неизбежна.

Так что дело не в Горбачеве, а в порочной хрущевской кадровой политике.

Теперь по поводу заговора. Не думаю, что он сознательно собирался нанести вред. Просто он так и не смог перестать быть ведомым. Он всегда выполнял установки. Только в Ставрополе он ориентировался на Москву, в Москве на Вашингтон. Вашингтон исходил из независимости Прибалтики и объединения Германии этого стал придерживаться и Горбачев.

И здесь я согласен не с Ивановым, а с Леоновым: некомпетентность и управляемость, а не злонамеренность была причиной его поступков.

С Ивановым я согласен в том, что Горбачев виноват: он был лидером страны, гарантом ее целостности и он допустил ее крах. А по каким причинам – это второй вопрос».


[1] Так с 19 по 23 съезд называлось политбюро

[2] При Сталине было наоборот только человек поработавший в ЦК, мог стать первым секретарем обкома

[3] Тоже, но в гораздо более жесткой форме происходит на Украине

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (6):

Кукушонок
Карма: 434
13.08.2016 20:58, #30427
Дела давно минувших дней –
преданья старины глубокой, –
что толку гр`Обы ковырять:
я уверяю, эти склоки
уже не смогут помешать
и вряд ли в чем-то нам помогут.
Мне интересней - как же встать ?
Но в безнадёге разум тонет.
А если ищите причин,
то далеко ходить не надо :
причины эти - это МЫ.
Взгляните в зеркало, ребята

Если уж, Вам, действительно, так нужен анализ, то что ж вы забываете, чему все учились в высшей школе:
Карл Маркс. К критике гегелевской философии права.
«… материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой, но ТЕОРИЯ СТАНОВИТСЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ СИЛОЙ, КАК ТОЛЬКО ОНА ОВЛАДЕВАЕТ МАССАМИ …»
Вот, просто и понятно.
Только не надо боятся встать перед зеркалом. Тогда в 80-ых - 90-ых (не надо самообольщаться, сегодня тоже) умами наших масс овладела другая идея - идея "свободы". В предыдущей фразе я не случайно взял это слово - СВОБОДА, - в кавычки. Там же в школе нам ведь говорили, что "буржуазная свобода" - это вовсе не то же самое, что Свобода. Не поверили ? Нам же хуже. Можно НЕ верить в закон сохранения энергии, но невозможно его нарушить !
Кукушонок
Карма: 434
13.08.2016 20:59, #30428
Одни из нас - те, что думали ушами, рОтом, а хуже того, брюхом - вышли на улицы и настояли на том, чтобы вся страна продала своё первородство за чечевичную похлёбку.
А другие - те что были не согласны с этим, - НЕ вышли и ПОЗВОЛИЛИ это сделать.

Естественно, страна при таком подходе своё существование прекратила. И еще надо сказать спасибо той власти, что она тогда не залила кровью всю ту страну в попытке сохранить свою власть (простите за тавтологию) - не станете же Вы утверждать, что те националистические войны, близко не сравнимые по масштабу с Гражданкой, которые пронеслись по периферии - это детище Янаева. Это детище национальной интеллигентщины. А вот дворянчики и буржуйчики век назад не постеснялись сделать это. И всё равно проиграли - против идеи не попрёшь.

Но тогда, век назад, идея хотя бы была высокой - МЫ ВСЕ ХОЗЯЕВА ЭТОЙ СТРАНЫ. Потому и взлетела страна к самым вершинам могущества и духа. А в 90-ых была уже другая идея, контр-идея, - КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ. Естественно, что страна при этом погрузилась на дно и 25 лет проедает великое наследство великих дедов.

И виноваты и те что вышли, и те что не вышли.

Это как сейчас на Укре. Одни не рассказали детям о бандеровских обычаях-флагах-гербах-гимнах, а другие увели детей под эти флаги. Ловцы душ, ядрёна вошь.
Всё просто. Мы сами за всё в ответе. Мы предатели. Мы предали себя.
Кукушонок
Карма: 434
13.08.2016 21:04, #30429
А Горбачев ?
Да, фигляр. Да, карьерист. Да, мелочь и бездарь. Да профукал всё что мог. Да, хотел войти в историю, как Александр 2-ой Освободитель.
Но скажите :
---- он дал нам волю, а не об этом вы (мы) все так мечтали ? Только вот забыли, что воля - это не своеволие. И уж тем более не Свобода
---- он убрал войска из Афганистана, а не этого ли вы (мы) так хотели ?
---- а потом и из других мест убрал наши войска и сказал, хватит кормить полмира, а не этого жаждала толпа ? У нас же не Куба - друзья ! У нас же весь мир на пороге ! Огромный и добрый ! А мы сами загнали себя в соцлагерь ! Нет, не бывать этому !
А потом оказалось, что, таки да!, весь мир у нас на пороге. Огромный ! Но совсем НЕ добрый.
Да-да-да ! НЕ ДОБРЫЙ.
И, как назло, нет у нас больше тысячекилометрового стратегического предполья, которое с таким трудом и с такими жертвами добыли наши деды. Так может, не с теми задружились ? Может не те у нас "партнеры" ? Какие нафиг друзья из извечных врагов ? Но разве не мы сами с ними братались ? Они, как раз, братались НЕ очень. Хлопали по плечу, а за спиной давились со смеху на нашего нового пьяного предводителя - Бориску Весёлого. А не мы его выбрали ?
Любишь свободу ? - люби и саночки возить ! Но теперь уже НЕ СВОИ.
Что ? Разве не так ?
Кукушонок
Карма: 434
13.08.2016 21:21, #30431
Тому не надо далеко ходить, у кого черт за плечами.
sergeev
Карма: 999
13.08.2016 23:39, #30433
В ответ на комментарий Кукушонок #30431 (13.08.2016 21:21)
Согласен со всем.
Согласен и с тем, что главный вопрос - "как встать?".
Согласен и с автором - не был Горби изначальным предателем. Масштаб личности не то чтобы подкачал у него. По большому счёту - просто отсутствовал. Потому и управлялся он извне: от Раисы Максимовны - до Папы Римского и до госдепа включительно.
Но при этом ведь пытался упираться, когда взяли его в оборот. Тогда и показали ему, кто в доме хозяин: Чернобыль, Свердловск-сортировочный, уфимский газовый ад; может - ещё что-то было, но не сработало благодаря бдительности и выучке вымирающих советских людей. Потом этот приём повторили на рубеже тысячелетий.
Aleksandr
Карма: 2
14.05.2019 18:40, #35411
) Истина это та проклинаемая и запрещаемая "ПОШЛАЯ чушь", которая БОЛЕЕ ЛУЧШЕ объясняет наблюдаемую (ПОШЛУЮ) реальность. .. например, развал Союза. Не ПЕРЕМЕНА идеологических МАСОК, а РАЗВАЛ. (т.е. - Как такое могло случиться? Куда смотрели хитроумные "хозяева Империи" и их опытные "могущественные" спецслужбы?)



) Разоблачай ложь Мироздания (хотя бы главные и наивредные нам её части)!, и лицедеям будет труднее обманывать наивных, а ДРУГИМ ЛИЦЕДЕЯМ-ПОДЛЕЦАМ БУДЕТ ТРУДНЕЕ ИМ ПОДЫГРЫВАТЬ,-- и подлостей в жизни станет меньше!, хотя "полной справедливости" (особенно к уже умершим) всё-равно не будет.



"Перестройка". :) И как же нас,честнОй народ, тогда обманули! (в очередной раз!) Хотя нашей ж@п& было "не привыкать" (к вечной лжи и подлости "окружающей среды"), а многим даже было "п.....",лишь бы был повод "покукарекать и порисоваться в центре пошлого внимания". Но это было НЕЧТО (сверХнаглое, для воображения-сознания обычного "раба государства")!!!



Мало кто сейчас не знает или хотя бы не догадывается (хоть и не афиширует своё реальное мнение-подозрение), что любое Государство управляется (по особым лицедейским "традициям") группировками вечно грызущихся друг с другом "подлых ш@калов". (Везде так. Не зависимо от "политических декораций для СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА" и "способа стимуляции работающего бiдла"). ...


15.05.19 10:41 - Сообщение отредактировано модератором

Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть