Русская культура и наука второй половины XVIII века

27 июля 2016  15:44 Отправить по email
Печать

Укрепление экономической и военной мощи России в период Петра I , военные победы России в правление Екатерины II, вели к росту национального самосознания русского народа и, как следствие этого, к взлету русской культуры во второй половине XVIII века. Господствующим направлением в русской культуре во второй половине XVIII в. ― начале XIX в. становится классицизм. Его идейной основой являлись борьба за мощную национальную государственность и национальную культуру.
Просвещение. Во второй половине XVIII в. Екатерина II провела реформы сферы управления, экономики, сословной организации, образования. Но реформе образования Екатерина II придавала особое значение, так как она понимала, что успех социальных преобразований зависит от уровня просвещенности народа, от его способности и желания воспринимать новое.
Проведение преобразований в области просвещения Екатерина II поручила И.И. Бецкому, своему личному секретарю и президенту Академии художеств. В 1763 представил Екатерине II план школьной реформы ― "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества", в основе которого лежала популярная в Европе идея "воспитания новой породы людей", свободных от пороков, которые затем через семью распространят принципы нового воспитания на все общество. По замыслу автора, в России следовало создать сеть закрытых училищ, где в полной изоляции от дурного влияния общества воспитывалось бы российское юношество от 4―6 до 18-28 лет. Училища должны были быть сословными. Для всех новых учебных заведений И.И. Бецкой разработал специальные уставы, согласно которым запрещалось бить и бранить детей, а развитие их природных качеств и склонностей, интерес к учебе предполагалось поощрять.
Еще 1752 г. для детей дворян был открыт Морской Шляхетский корпус. В 1759 г. был открыт Пажеский корпус, готовивший дворян к придворной службе. В 1764 г. в Петербурге было открыто "Воспитательное общество благородных девиц" при Смольном монастыре (Смольный институт) на 200 девушек. Это было первое в России женское учебное заведение для девушек из дворянских семей. Смольный институт пользовался особым покровительством Екатерины II и И.И. Бецкого, великосветских вельмож. В 1766 г. для дворянских детей был открыт реформированный Сухопутный шляхетский корпус.
Для детей других сословий создавались профессиональные училища со средним специальным учебно-образовательным курсом. В 1772 г. в Москве при Воспитательном доме было открыто Коммерческое училище для детей купцов и мещан на средства П.А. Демидова. В Москве был открыт Екатерининский институт для девиц из семей купцов и мещан. Педагогические училища были открыты при Смольном институте (1765), Сухопутном шляхетском корпусе (1766). Для сирот были открыты Воспитательные дома в Москве (1764), Санкт-Петербурге (1770) и других городах. Была разработана специальная воспитательная программа по превращению сирот в людей, впитавших лучшие идеи Просвещения.
Во второй половине XVIII в. продолжается открытие профессионально - художественных училищ. В 1757 г. в Петербурге была основана Академия художеств. Академия стала в России первым высшим художественным заведением, в стенах которого вырастали высокопрофессиональные архитекторы, скульпторы, живописцы и графики. В 1773 г. была открыта Балетная школа при Московском воспитательном доме.
Огромное значение для распространения просвещения в России имело открытие в 1755 г. первого в стране высшего гражданского учебного заведения ― Московского университета. Его куратором был влиятельный вельможа И.И. Шувалов, но огромную роль в открытии университета сыграл М.В. Ломоносов. Он разработал проект организации университета, он добивался того, чтобы университет был бессословным и светским учебным заведением. В первый год открытия Московский университет принял студентов на три факультета: философский, юридический и медицинский. Первые студенты были преимущественно из разночинской среды. При университете была создана специальная гимназия с двумя отделениями ― одно для детей дворян, другое ― для детей купцов и разночинцев. Через 4 года такая же гимназия была открыта в Казани.
Качественно новым фактом в развитии просвещения в России было возникновение общеобразовательной школы. Отдельно созданные учебные заведения еще не образовывали системы народного образования. В 1772 г. по указу Екатерины II была создана Комиссия об учреждении училищ, в составе которой работали специально приглашенные в Россию видные педагоги из Европы. Комиссия разработала план создания четырехклассные училищ в губернских городах и двухклассных ― в уездных. В программы обучения включались математика, история, география, физика, архитектура, русский и иностранный языки. В результате в России начала формироваться система общеобразовательной школы. В 25 губернских городах были открыты главные четырехклассные училища, приближавшиеся по типу к средней школе. В уездных городах были открыты малые двухклассные училища. Впервые в школах вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания, дисциплин. Преемственность в обучении достигалась общностью учебных планов малых училищ и первых двух классов главных училищ.
К концу XVIII в. в стране было 550 учебных заведений с числом учащихся в 60-70 тыс. чел. Так, во второй половине ХVIII в. в России была создана система народного образования.
Для развития просвещения было важным появление новых учебников. В их написании принимали активное участие профессора Московского университета и ученые Академии наук. В 1757 г. была издана "Российская грамматика" М.В. Ломоносова, заменившая в качестве основного учебника по русскому языку уже устаревшую грамматику М. Смотрицкого. Великим русским ученым был также написан учебник по горному делу "Первые основания металлургии, или рудных дел". В 60- х гг. студентом Московского университета Д. Аничковым был составлен учебник по математике, который сохранял значение основного пособия по математике в школах вплоть до конца XVIII в. В 1776 г. профессор Московского университета Х.А. Чеботарев написал учебник по географии. В течение длительного времени во всех училищах и гимназиях в качестве учебника использовалась книга "О должностях человека и гражданина", составленная Екатериной II и И.И. Бецким. В книге популярно излагались взгляды западноевропейских просветителей на такие понятия, как "душа", "добродетель", обязанности человека по отношению к Богу, обществу, государству, своим ближним.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Книжное дело. В связи с распространением просвещения во второй половине XVIII в. в обществе растет интерес к книге. Чтобы удовлетворять спрос на печатную продукцию, в 1783 г. Екатерина II издала указ "О вольных типографиях", который впервые предоставлял всем желающим право заводить типографии. Частные типографии были открыты не только в столицах, но и в провинциальных городах, однако, в период борьбы Екатерины II и Павла I c проникновением в Россию идей Французской революции все частные типографии были закрыты.
Изменялась тематика книг, увеличивалось число оригинальных научных и художественных изданий. В 1768 г. в Петербурге по инициативе Екатерины II было создано "Собрание, старающееся о переводе иностранных книг". Оно занималось переводом и изданием произведений древних классиков, французских просветителей и действовало до 1783 года. В 1773 г. известный просветитель Н.И. Новиков организовал в Петербурге "Общество, старающееся о напечатании книг", но его деятельность была непродолжительной, поскольку Н.И. Новиков столкнулся с большими трудностями, прежде всего со слабым развитием книжной торговли, особенно в провинции.
Основными центрами издания книг и журналов были Академия наук и Московский университет. В академической типографии печаталась главным образом учебная и научная литература. По инициативе М.В. Ломоносова начал издаваться первый русский литературно-научный журнал "Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие" (1755). В академической типографии печатался и первый частный журнал "Трудолюбивая пчела" (1759), издателем которого был А.П. Сумароков.
Во второй половине XVIII в. не только в столичных, но и в провинциальных городах появляется периодика. В 1786 г. в Ярославле стал издаваться журнал "Уединенный пошехонец", в 1788 г. Тамбове ― еженедельная губернская газета "Тамбовские известия". С 1789 г. в Тобольске выходил журнал "Иртыш, превращающийся в Иппокрену".
Особая роль в издании и распространении книг принадлежала выдающемуся русскому просветителю и общественному деятелю Н.И. Новикову (1744―1818). Н.И. Новиков, как и другие русские просветители, считал просвещение основой социальных изменений, поэтому в распространении просвещения он усматривал служение обществу. С 1779 по 1789 гг. он арендовал типографию Московского университета, в которой издавал около трети всех издававшихся в то время в России книг (примерно 1000 наименований). Это были учебники, журналы, политические и философские трактаты западноевропейских мыслителей, собрания сочинений русских писателей, произведения народного творчества, масонская литература.
Н.И. Новиков способствовал развитию книжной торговли, особенно в провинции. В конце XVIII в. около 40 книжных лавок было в Москве и Петербурге, книжные лавки существовали уже в 17 провинциальных городах.
Во второй половине XVIII в. растет число библиотек при университетах, гимназиях, закрытых учебных заведениях. Продолжала работать библиотека Академии наук. В 1758 г. была открыта библиотека Академии художеств, в которой могли работать не только ученики Академии, но и все желающие.
В 80-е - 90-е гг. XVIII в. первые публичные библиотеки появились в некоторых губернских городах (Туле, Калуге, Иркутске). Возникали платные библиотеки при книжных магазинах в Москве и Петербурге.
Наука. Во второй половине XVIII в. крупнейшим научными центрами в России являлись Академия наук и Московский университет. В Московском университете преподавали блестящие профессора С.Е. Десницкий, Д.С. Аничков, Н.Н. Поповский, А.А. Барсов и многие другие.
Распространение образования в России, бурное развитие мирового естествознания способствовали становлению и развитию русской науки. Но в Академии наук в те годы преобладали приглашенные немцы. Немецкие ученые препятствовали выдвижению русских ученых, поэтому русские практически отсутствовали в Академии наук.
Первым русским ученым, ставшим полноправным русским профессором Академии наук, стал М.В. Ломоносов. Он родился в 1711 г. в далекой поморской деревне возле Холмогор. Уже будучи взрослым юношей, в 1730 г. Михаил Ломоносов, выхлопотав годовой паспорт, с одним из рыбных обозов отправляется в далекую Москву. Там он, скрыв свое происхождение, поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Успешно окончив Академию, Ломоносов вместе с 11 другими выпускниками в 1736 г. был направлен для прохождения курса наук в Петербургскую Академию. Вскоре его посылают в Германию, в Марбург, к профессору Вольфу, а потом во Фрайбург к известному металлургу, профессору Генкелю. Пять лет, проведенные за границей, были для Ломоносова годами серьезной самостоятельной учебы. В июне 1741 г. М.В. Ломоносов возвращается в Петербургскую Академию наук и становится адъюнктом профессора физики Крафта. В 1745 г. он был утвержден профессором химии и стал полноправным членом Академии. В 1748 г., преодолевая сопротивление немецких ученых, он добился создания химической лаборатории. Круг интересов М.В. Ломоносова как ученого был огромен. Он проводил исследования в области физики, химии, геологии, астрономии и других науках. М.В. Ломоносов был создателям атомно-молекулярной теории строения вещества, послужившей прочным основанием дальнейшему развитию фундаментальных естественных наук в XVIII столетии. В 1748 г. в письме к Л. Эйлеру он впервые в мире формулирует общий закон сохранения материи и движения, имеющий огромное значение для познания всего процесса мироздания. В 1756 он осуществляет классические опыты, экспериментально обосновывающие закон сохранения вещества, формулирует предположение, объясняющее явление нагрева тел как следствие движения частиц. Эта гениальная догадка намного опередила эпоху. Великий русский ученый много занимался вопросами, связанными с тайнами происхождения Вселенной, ему принадлежит открытие на Венере атмосферы и ряд других важных наблюдений в области астрономии. Он был блестящим экспериментатором и изобретателем, новатором во многих областях техники, горного дела, металлургии, производства фарфора и стекла, солей и красок, строительной техники. Его многогранный талант проявился и в области гуманитарной. Он был выдающимся поэтом и теоретиком в вопросах стихосложения. Огромен его вклад в формирование русского литературного языка. М.В. Ломоносов увлекался и искусством мозаики, и изучением истории Родины. Итогом его трудов по истории стали созданные им "Краткий Российский летописец" и "Древняя Российская история". М.В. Ломоносов способствовал выдвижению национальных кадров русской науки. Первые профессора Московского университета Н.Н. Поповский и А.А. Барсов были его учениками.
Большое значение для развития естествознания имели академические экспедиции 60-х-70-х гг. XVIII века. Академик П.С. Паллас предпринял экспедиции в районы Поволжья, Урала, Крыма. Академик И.И. Лепехин обследовал район Урала и побережье Белого моря. Академик Фальк изучал районы Восточной России и Северный Кавказ. Берданес обследовал киргизскую степь, И.С. Георги - Урал, Башкирию, Алтай, Байкал. Академик С.Г. Гмелин изучал бассейн Дона, низовья Волги, берега Каспия. Ученый Н.Я. Озерцовский исследовал северо-запад России, В.Ф. Зуев ― Причерноморье и Крым. Собранные во время этих экспедиций богатейшие материалы по зоологии, ботанике, этнографии и археологии способствовали научному изучению природы и культуры народов России. В 1745 г. был издан "Атлас Российской империи", это стало научным событием мирового значения, так как к середине XVIII в. подобный атлас имела только Франция. К концу века значительно возросла пропаганда географических знаний. В 70-х гг. вышел в свет "Географический лексикон Российского государства", первый географический словарь в России. География стала обязательным предметом во всех учебных заведениях.
Развитие мануфактурного производства способствовало развитию технической мысли. В 1760 г. Р. Глинков изобрел механический двигатель для прядильных машин, заменявший труд 9 человек. И.И. Ползунов (1728―1766) ― самородок, мастер Колываново - Вознесенского завода на Алтае - впервые выдвинул идею об использовании силы пара в качестве двигателя. В 1765 г. он сконструировал первую в мире универсальную паровую машину. За несколько дней до ее пуска И.И. Ползунов умер. Машина проработала несколько месяцев, и только в результате незначительной поломки вышла из строя. Другой механик-самоучка ― И.П. Кулибин (1735-1818) был непревзойденным мастером часовых дел. Он создал часы, которые показывали времена года, месяцы, часы, минуты, секунды, фазы Луны, время восхода и захода Солнца в Петербурге и Москве. Он также изобрел множество оригинальных приборов и инструментов, усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, создал семафорный телеграф. Но эти изобретения, как и изобретения И.И. Кулибина, также не имели широкого практического применения.
Из гуманитарных наук наибольшее развитие в XVIII в. получила история. Основные достижения исторической мысли того времени связаны с деятельностью М.В. Ломоносова и В.Н. Татищева. М.В. Ломоносов впервые затронул вопрос об происхождении славян, высоко оценил их древнюю культуру. Его "Краткий российский летописец" был основным учебником по истории. Труд В.Н. Татищева "История Российская" был первым опытом научного освещения отечественной истории. Важным фактом русской историографии XVIII в. стали исторические сочинения М.М. Щербатова (1733-1790) и И.Н. Болтина (1735-1792), в которых также предпринималась попытка дать общую концепцию русской истории. Усиление внимания к истории выражалось в распространении исторической литературы, оживлении интереса к народным преданиям и песням, в появлении исторической темы в литературе и искусстве. Это было существенным моментом в становлении национального самосознания.
Журналистика. Появление журналистики связано с Московским университетом. Асессор Московского университета поэт М.М. Херасков стал издавать первый в России журнал "Полезное увеселение". Одновременно с ним профессор истории университета И. Рейхель выпускал журнал "Собрание лучших сочинений", в котором в юношеские годы сотрудничал талантливый драматург Д.И. Фонвизин.
В 60-70-е годы XVIII в. в журналистике большое распространение получило сатирическое направление, свой вклад в который внесла вклад и Екатерина II. В 1769 г. императрица основала сатирический журнал "Всякая всячина", официальным редактором которого стал ее статс-секретарь Г.В. Козловский. Это издание было ей необходимо для того, чтобы высказывать свою точку зрения на общественно-значимые проблемы. В журнале она опубликовала несколько статей, в которых в иносказательной форме объяснила причину неудач Уложенной комиссии. Журнал также нужен был ей для осмеяния в духе идей Просвещения разнообразных пороков. Это породило в обществе оживленную полемику о роли сатиры в обществе ― должна ли она бороться с абстрактными пороками или с ее конкретными носителями. Основным оппонентом императрицы стал Н.И. Новиков. В эти же годы он издавал свои сатирические издания "Трутень" (1769-1770) и, особенно, "Живописец" (1772-1773). В своих сатирических зарисовках Н.И. Новиков стал развивать в русской художественной культуре крестьянскую тему, которая оказалась глубокой и плодотворной. Страницы журналов были полны искреннего сочувствия к тяжелому и бесправному существованию российского кормильца-крестьянина. Даже эпиграф к журналу "Трутень" - "Они работают, а вы их труд ядите" - сразу привлек внимание современников. Отныне сострадание к бедности и бедствию простых "поселян" станет "вечной темой" русской журналистики, как и всей культуры.
Общественно-политическая мысль. Вторая половина XVIII в. характеризуется ростом русского национального самосознания. В обществе растет интерес к историческому прошлому России, к роли и месту русского народа в мировой истории. Постепенно начали складываться основные течения русской общественной и политической мысли, окончательно сформировавшиеся в XIX в.
Екатерина II выражала оптимистический взгляд на русскую историю. В этом вопросе одним из главных ее оппонентов стал князь М.М. Щербатов ― государственный деятель и историк, автор многотомной "Истории Российской" и ряда публицистических произведений. Свое отношение к окружающей действительности он выразил в памфлете "О повреждении нравов в России", который впервые был опубликован лишь в середине XIX в. "Вольной русской типографией" А.И. Герцена в Лондоне. Для Щербатова XVIII в. - время всеобщего падения нравов, которому он противопоставлял идеалы допетровской Руси. По сути, М.М. Щербатов стал предтечей славянофилов.
Другим направлением русской общественной мысли второй половины XVIII в. стало масонство - религиозно-этическое движение, возникшее в Англии в начале XVIII в. В России первые масонские ложи появились в 1730-е годы. Наибольшее распространение в России масонство получило в середине XVIII в., когда членами масонства стали виднейшие государственные деятели ― братья Чернышевы, братья Панины, Р.И. Воронцов и другие. Масонами были также поэты А.П. Сумароков, М.М. Херасков, В.И. Майков, архитектор В.И. Баженов и многие другие. Масоны провозглашали построение общества свободных людей путем самоочищения и самосовершенствования, освобождения от всех сословных и национальных рамок. В России практическая деятельность масонов была направлена на просвещение народа, что привлекало в ряды масонов известных людей того времени.
Вначале Екатерина II отнеслась к масонству как к модному чудачеству, которое быстро проходит. Но в 70-е гг. масоны разочаровываются в идеях просветительства, в их духовных поисках начинает преобладать мистическое познание; они верили, что путем открытия некоей мистической тайны мироздания удастся совершить то, что не удалось с помощью разума. Эти новые идеи в сочетании с таинственными обрядами привлекли к масонству достаточно большое число сторонников. И тогда оно стало опасным с точки зрения властей ― ведь речь шла чуть ли не о новой идеологии с религиозным оттенком. После этого Екатерина II приняла решение о запрещении масонских организаций в России.
Примером для других стала судьба Н.И. Новикова, который в течение многих лет в арендованной им с конца 70-х гг. типографии Московского университета помимо книг просветительского характера напечатал немало масонских изданий. Когда в 1792 г. на его складах были обнаружены сотни экземпляров запрещенных масонских сочинений, Н.И. Новиков был арестован и предан суду. До воцарения Павла он проведет в заключении в Шлиссельбургской крепости.
Еще одно направление русской общественной мысли этого времени связано с именем А. Н. Радищева (1749―1802). Принято считать, что с его общественно-политических взглядов началось формирование в России революционной идеологии. Получив образование за границей и став поклонником идей просветителей, Радищев придает им радикальный характер. Такие взгляды сформировали решительное неприятие существующих в стране порядков и, прежде всего, крепостничества. Вообще критическое отношение к действительности, порожденное идеями Просвещения, развивалось и в Европе, но там носителем революционной идеологии стала буржуазия, боровшаяся за свои права. Радищев не видел различий в историческом развитии и положении России и Европы. Ему казалось, что революционный переворот в состоянии решить все проблемы общества и принести народу истинную свободу. Эти идеи и были выражены Радищевым в его "Путешествии из Петербурга в Москву", изданном в "1790 г. (Радищев напечатал книгу тиражом 600 экз., в продажу поступило только 25 экз.). Книга вызвала "великое любопытство публики". Екатерина II, ознакомившись с этим произведением, написала на его полях: "…Бунтовщик, хуже Пугачева". Императрицу возмутила не критика крепостного права как таковая (она и сама подумывала о его отмене), а именно бунт против начальства, против ее власти. Радищев доказывал, что дела в государстве обстоят плохо, что народ живет много хуже, чем она полагала. Екатерина же была убеждена, что это ложь и клевета и, как бы ни было плохо крепостное право, ее подданные просто не могут быть несчастливы. По распоряжению императрицы тираж книги был конфискован, а ее автор сослан в Илимский острог (полностью амнистирован лишь в 1801 г. Александром I).
Таким образом, А.Н. Радищев первым в России связал проблему уничтожения крепостного права с необходимостью ликвидации самодержавия.
Литература. Русская литература второй половины XVIII в. по преимуществу была дворянской. Народное творчество в силу специфики условий труда было устным, в нем были такие жанры, как песни, сказания, сатирические сказки, юморески. Чрезвычайно богат и разнообразен был сатирический жанр народного творчества. Широкую популярность в народе приобрели повести "Сказание о царевне Киселихе", "Повесть пахринской деревни Камкина", солдатская сатира Горестное сказание", "Челобитная крымских солдат" и др.
Дворянская литература развивалась в жанре классицизма. В этот период сложилась новая художественная литература с развитой системой жанров (ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман). Существенно важными элементами этой литературы стали новая система стихосложения и литературный язык. Впервые принципы силлабо-тонического стихосложения сформулировал выдающийся литературовед, историк, родоначальник русской филологии В.К. Тредиаковский (1703-1768). Эта система, заменившая силлабический стих, основана на чередовании ударных и безударных слогов в строке. Она лежит в основе русской поэзии до настоящего времени.
"Имя основателя и отца русской литературы", по словам В.Г. Белинского, по праву принадлежит М.В. Ломоносову. Поэтическое творчество занимало большое место в духовном мире великого русского ученого. В результате изучения античной, новолатинской, немецкой и французской лирики М.В. Ломоносов утвердил в русской поэзии стихотворные жанры европейской литературы того времени: ода религиозно-философская, торжественная и др.; эпическая поэма, послание, идиллия, эпиграмма и пр., а также разнообразные стихотворные размеры. Он создал теорию о "трех штилях". М.В. Ломоносов учил русских стихотворцев, что "штиль" может быть "высоким, средним, низким". В высоком стиле должно писать речи, оды, поэмы героического содержания. Высокий слог должен отличаться пафосом. "Средним штилем" пишутся трагедии, сатиры, элегии. В этих жанрах М.В. Ломоносов допускал "речения", в российском языке употребительные. Используя подобные слова, следовало все же "остерегаться, чтобы не опуститься в подлость". И, наконец, в сочинениях "низкого штиля" - комедии, песне, эпиграмме, басне ― "простонародные низкие слова" могли употребляться "по рассмотрению". В оригинальном по композиции стихотворении "Разговор с Анакреоном" (к. 50-х - н. 60-х XVIII в.) сформулированы основные черты ломоносовской поэзии: гражданственность, патриотизм, признание мирной миссии России в современной политике, высокое чувство собственного достоинства поэта. Написанные в духе классика римской трагедии Сенеки, пьесы Ломоносова "Тамира и Селим" и "Демофонт" явились попыткой создания русской трагедии. Ломоносов разработал надолго удержавшиеся в русской поэзии четырехстопный и шестистопный ямбический стих, классическую десятистрочную одическую строфу, точный и образный язык. Личность М.В. Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры.
Основоположником новой русской драматургии был А.П. Сумароков (1717 ―1777), поэт и драматург. Он происходил из старинного дворянского рода, учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи, подражая В.К. Тредиаковскому. Стихи А.П. Сумарокова несут на себе сильную печать од М.В. Ломоносова, но вскоре поэт избирает иной жанр, принесший ему популярность - любовные песни. От песен А.П. Сумароков перешел к любовным трагедиям в стихах. До его первых трагедий ― "Хорев" (1747), "Гамлет" (1748), "Синав и Трувор" (1750) ― русская драматургия жила традициями т.н. школьной драмы XVII в. с ее аллегорическими сюжетами и условно-мифологическими персонажами. А.П. Сумароков впервые в истории русского театра соединил любовные темы с общественной и философской проблематикой. Появление трагедий послужило стимулом для появления Российского театра, директором которого А.П. Сумарков был в 1756-1761 гг. В конце 50-х - начале 60-х гг. Сумароков пишет басни, направленные против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными. В 70-е гг. он пишет свои лучшие комедии - "Рогоносец по воображению", "Мать - совместница дочери", "Вздорщица" (все ― 1772), и трагедии "Дмитрий Самозванец" (1771), "Мстислав" (1774). Произведения Сумарокова способствовали воспитанию человеческого достоинства, гуманизма, высокой морали и чести. Будучи сторонником крепостного права, он критиковал его крайности.
Творчество Д.И. Фонвизина (1745―1792) положило начало обличительно-реалистическому направлению русской литературы. В своих произведениях он критиковал отдельные недостатки крепостного права. В 1764 г. он сочинил свою первую, стихотворную комедию "Корион". Действие в ней происходит в подмосковной деревне и заключается в изложении сентиментальной истории влюбленных Кориона и Зеновии, разлученных по недоразумению и благополучно соединяющихся в финале. В к. 1760-х Д.И. Фонвизин пришел к замыслу оригинальной русской сатирической комедии. Первым образцом в этом роде явилась его комедия "Бригадир" (1766-69), в которой высмеивалось невежество, взяточничество, раболепство перед всем иностранным "благородного сословия". Славу и всеобщее признание Фонвизину доставила комедия «Недоросль» (1779―1781). Это "комедия нравов", живописующая домашний быт дикой и темной семьи провинциальных помещиков. В центре комедии - образ госпожи Простаковой, самодурки и деспота в собственной семье и среди своих крестьян. Ее жестокость в обращении с окружающими компенсируется неразумной и пылкой нежностью к сыну Митрофанушке, который благодаря такому материнскому воспитанию, растет избалованным, грубым, невежественным и совершенно непригодным к какому―либо делу. Простакова уверена, что может делать что хочет, ибо на это дан указ о "вольности дворянской". Противопоставленные ей и ее родственникам Стародум, Правдин, Софья и Милон считают, что вольность дворянина заключается в праве учиться, а затем служить обществу своими умом и знаниями, что и оправдывает благородство дворянского звания. В финале приходит возмездие: Простакова отрешена от своего имения и брошена собственным сыном.
Крупнейшим поэтом конца XVIII в. был Г.Р. Державин (1743―1816). Он создал свой поэтический стиль, нашедший наиболее яркое выражение в стихотворениях "Ода на смерть кн. Мещерского" (1779), "Ода к Фелице" (1782), "Бог" (1784), "Осень во время осады Очакова" (1788), "Видение Мурзы" (1789), "Водопад" (1791―94) и др. Первая "Ода к Фелице", утвердившая поэтическую славу Державина, вызвала восторженные отзывы многих современников. В ней блестяще отразились некоторые важные черты, характеризующие царствование Екатерины II: рост русской государственности, героика военных побед, национальный патриотизм. Поэтическое новаторство Державина проявилось в разрушении чистоты классицистического жанра: он соединил элементы оды и сатиры в одном стихотворении. Соединение в пределах одного произведения тематики оды и сатиры привело к сочетанию "высокого" и "низкого" "штиля". Державин внес элементы живой разговорной речи в поэтический язык. Он гневно осуждал общественные пороки, обличал высокопоставленных лиц ("Властителям и судиям", 1780―87, "Вельможа", 1774-94). В последние годы жизни Державин обратился и к драматургии. Начиная с 1804 г., он написал ряд трагедий и др. пьес ("Добрыня", "Пожарский", "Ирод и Мириамна", "Евпраксия" и др.). С 1811 Державин состоял в литературном обществе "Беседа любителей русского слова". Здесь он и "заметил" юного А.С. Пушкина.
На рубеже XVIII - XIX вв. в русской литературе формируется сентиментализм, отмеченный эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к конкретному человеку и его чувствам. Героем художественных произведений стал простой человек. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н.М. Карамзина (1766―1826) ― русского мыслителя, историка, поэта. В 1792 г. была издана его повесть "Бедная Лиза", которая стала одним из первых произведений русской сентиментальной литературы XVIII века. История любви бедной девушки Лизы и дворянина Эраста нашла широкий отклик в сердцах читателей. Впервые в отечественной литературе Н.М. Карамзин показал живого человека с его естественными чувствами и переживаниями. Выражение "и крестьянки любить умеют" ― воспринимались читателем как открытие собственного мира чувств и переживаний, способности любить и страдать.
Просветительская в своей основе литература XVIII в., несла в себе гуманистическое и сатирическое начало. Но вместе с тем, отвечая требованиям эпохи, литература русского классицизма создала образ нового человека ― патриота и гражданина. Она способствовала утверждению внесословной ценности человека и решительно боролась с жестокостями крепостничества.
Театр. Середина XVIII в. ― важный этап в становлении отечественного театра. В 1756 г. в Петербурге был создан первый русский драматический профессиональный театр, основу которого составила труппа ярославских актеров во главе с Ф.Г. Волковым (1729―1763). Ф.Г. Волков родился в богатой купеческой семье в Ярославле. Надежды родственников на приобщение его к купеческому делу не оправдались, так как он смолоду жил идеей театра. В 1750 г. Ф.Г. в Ярославле Волков организовал любительскую драматическую труппу. Выступления труппы были настолько удачны, что слух о ее успехах дошел до столицы. В 1752 г. ярославцы были вызваны в Петербург для организации русского публичного театра. В 1756 г. императрица Елизавета Петровна издала указ о создании Российского публичного театра, куда вошла значительная часть труппы Ф.Г. Волкова. В этом театре Ф.Г. Волков занимал положение первого трагика. Первым директором этого театра стал известный поэт и драматург А.П. Сумароков. Вдохновенная игра Ф.Г. Волкова покоряла зрителей, но его век был недолог: простудившись на лютом февральском морозе во время маскарадного шествия по случаю коронации Екатерины II, он умер в 1763 г. в возрасте 34-х лет.
Во второй половине XVIII в. в Петербурге действовали вольные, любительские и крепостные театры. Широко известными были императорский, театр "малого двора" (великого князя Павла Петровича), школьный театр при Сухопутном шляхетском корпусе, театры Академии художеств, Института благородных девиц. В 1779 г. возник частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), которым руководил поэт И.А. Дмитриевский. На сцене этого театра впервые были поставлены пьесы Д.И. Фонвизина. Театр просуществовал недолго: в 1783 г. он был закрыт по указу Екатерины II. В северной столице по-прежнему процветали итальянская, немецкая и французская труппы.
В Москве регулярные театральные представления разыгрывались в университете итальянской труппой Д. Локателли. Театр находился в ведении директора Московского университете М. М. Хераскова, который сам писал для него пьесы. В театр приглашали и русских актеров; среди них были студенты университета. Именно в этом театре и начал свою карьеру в качестве актера (для игры в русских пьесах их набирали из студентов) известный впоследствии драматург и писатель Д.И. Фонвизин. В 1780 г. был открыт Петровский театр, в репертуаре которого имелись драматические, оперные и балетные спектакли. Театральные труппы существовали в столицах, некоторых провинциальных городах.
Своеобразным явлением русской культуры второй половины XVIII ― начала XIX в. был крепостной театр. Драматические и оперные спектакли с успехом ставились в крепостных театрах А.Л. Нарышкина, Н.С. Титова, Г.А. Потемкина, у Юсуповых, Шуваловых. Некоторые из крепостных театров, например графа Н.П. Шереметева в Останкине, князя Н.Б. Юсупова в Архангельском, были широко известны среди любителей―театралов. На крепостной сцене выступали многие талантливые актеры и музыканты, в театре Шереметевых славилась своей великолепной игрой П.И. Ковалева-Жемчугова (1768-1803).
Музыка. Во второй половине XVIII в. музыкальная жизнь России ярко преобразилась. Сохранив свой самобытный облик, она стала более европейской. Хоровое партесное пение приходит в упадок. Это было связано с появлением в России высокообразованных итальянских музыкантов, принесших в Россию жанр светской музыки.
На рубеже XVIII-XIX вв. в русской песенной культуре прочное место заняла народная песня, имея приверженцев во всех слоях общества. Об этом времени поэт Г.Р. Державин сказал: "Век был песен". В быту пелись песни "простонародные", "книжные", русские, цыганские, крестьянские, городские, любительские и профессиональные, "российские" и завезенные с Запада.
В конце XVIII в. появился жанр камерной лирической песни (романс), текст которой обычно заимствовался из русской поэзии. Расцвет этого жанра связан с творчеством двух замечательных русских музыкантов - Ф.М. Дубянского и О.А. Козловского. Ф.М. Дубянский вошел в историю русского искусства как автор всего лишь шести романсов, но которые являются вершинами этого жанра. Его романсы - это мир интимных переживаний, сочетающих изысканность и открытую эмоциональность, что тогда любителями песен ценилось очень высоко. Ф.М. Дубянский "проснулся знаменитым" после сочиненного им сентиментального романса "Стонет сизый голубочек" на стихи И.И. Дмитриева:
Стонет сизый голубочек;
Стонет он и день и ночь;
Миленький его дружочек
Отлетел надолго прочь.
Он уж боле не воркует
И пшенички не клюет;
Все тоскует и тоскует
И тихонько слезы льет.

"Сизого голубочка" поют в России до наших дней.
О.А. Козловский был автором музыки симфонической, театральной, камерной, маршей. Поляк по национальности, он приехал в Россию молодым человеком, и в России его талант музыканта раскрылся в полной мере. Композитор участвовал в русско-турецкой войне 1787―1791 гг. и дослужился до чина премьер-майора. Громкую славу О.А. Козловскому принес полонез "Гром победы, раздавайся!" на стихи Г.Р. Державина, посвященные взятию русскими войсками в 1789 г. турецкой крепости Измаил. До появления официального русского национального гимна "Боже, царя храни!" в 1833 г. полонез распевался как национальный гимн. Композитор также писал музыку на стихи известных в то время поэтов ― А.П. Сумарокова, Ю.А. Неледицкого-Мелецкого, Г.Р. Державина. Преувеличенная патетика, излишняя сентиментальность его музыки были очень востребованы в то время.
Ведущим музыкальным жанром становится опера. В театральном репертуаре преобладала комическая опера ― особый жанр, опера с диалогом, где вокальные номера перемежаются с разговорами действующих лиц. В операх действовали крепостные крестьяне, обиженные своими помещиками, злые и добрые дворяне, хитроумные мельники, наивные и прекрасные девушки. Самой любимой музыкальной комедией XVIII в. стала опера М.М. Соколовского на текст писателя А.О. Аблесимова "Мельник ― колдун, обманщик и сват" (пост. в 1779 в Москве, затем в Петербурге). Сюжет "Мельника…" занимателен и прост. Персонажи пьесы ― умный и хитроватый мельник Фаддей, наивная девушка Анюта, вечно ссорящаяся крестьянская пара Анкудин и Фетинья, красивый деревенский парень Филимон. Мельник ― главное действующее лицо оперы - был действительно плутом. Он притворился всесильным колдуном и совершенно заморочил голову своим простодушным соседям. Но все кончается веселой свадьбой Анюты и ее жениха Филимона. Музыка оперы была составлена М. М. Соколовским из русских песен; предполагается, что с 1792 опера исполнялась с музыкой Е. И. Фомина. Также популярной была опера В.А. Пашкевича на слова М.А. Матинского "Санкт- Петербургский гостиный двор, или Как поживешь, так и прослывешь" (1792).
В последней трети XVIII столетия родилась русская композиторская школа: русские музыканты создали самостоятельную профессиональную традицию, которая стала неотъемлемой частью европейской художественной культуры. Ее становление связано с именами М.С. Березовского, В.А. Пашкевича и И.Е. Хандошкина.
Во времена Екатерины II русская хоровая музыка стала развиваться в светском направлении. У истоков нового стиля хоровой музыки был М.С. Березовский (1745―1777). Вершиной его творческих исканий стал знаменитый и поныне концерт "Не отвержи мене во время старости", созданный во второй половине 70-х гг. В основу произведения был положен текст 70-го псалма Давида из ветхозаветной "Псалтыри": "Не отвергни мене во время стрости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня…Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей; да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла". Пафос этого псалма ― вне времени. Патетика молитвы нашла совершенное воплощение в четырех частях концерта Березовского. Главной особенностью концерта является то, что во всех четырех частях концерта генеральной является мысль "не отвержи мене..", просьба ― молитва, взывающая к Всевышнему. И в этом была огромная эмоциональная сила воздействия этого произведения. С созданием этого произведения М.С. Березовский достиг вершины совершенства, познал успех и славу. Среди других известных его хоровых концертов - "Господь воцарися!", "В началех ты, Господи!", Да воскреснет Бог!" и др.
В.А. Пашкевич (1742―1797) ― один из первых русских сочинителей оперы. Его первая русская опера "Несчастье от кареты" на текст Я.Б. Княжнина. В сюжете оперы заключался антикрепостнический смысл: ради покупки модной кареты помещик хотел продать в рекруты своего крепостного. Перед композиторами комических опер всегда стояла проблема: какие строки либретто положить на музыку, а какие сохранить для разговорных диалогов героев. В.А. Пашкевич нашел простой, но действенный принцип соотношения музыки и разговорных жанров. С этой оперой родился национальный музыкальный театр. Лучшим сочинением Пашкевича считается опера "Санкт-Петербургский гостиный двор" (другое название "Как поживешь, так и прослывешь", 1792) на основе комедии М.М. Матинского. Это первая опера, в которой показана жизнь купечества. Нравы этой среды не вызывали особых симпатий Матинского, который описал такие пороки, как жадность, склонность к обману и жульничество, злобность и предательство. Суть сюжета в следующем: купец Сквалыгин выдает свою дочь Хавронью замуж за чиновника Крючкодея. Вместе со своим будущим зятем он пускается на разного рода махинации ― подделывает деловые бумаги, обманывает людей. Отрицательным персонажам противопоставляются положительные: купец Хвалимов, офицер Прямиков. В конце концов плутни Сквалыгина и Крючкодея разоблачены, правосудие торжествует. В.А. Пашкевич стоял также у истоков развития русской национальной симфонической музыки. Он один из первых попытался в оркестровой музыке своих опер воплотить самобытное звучание русских народных инструментов ― рожков, свирелей, балалаек, гуслей.
И.Е. Хандошкин (1747 ― 1804) ― "русский Паганини" ― известен как скрипач с уникальными техническими данными, как выдающийся композитор и педагог, как дирижер и собиратель народных песен. Его творческое наследие включает десятки произведений. Его отец был крепостным, но, получив в вольную, в 1740 г. поселился в Петербурге. В 13 лет он был зачислен в ораниенбаумский оркестр учеником-скрипачом, затем переводится в придворную труппу музыкантов. С 1762 г. И.Е. Хандошкина назначают руководителем придворным балетным оркестром. 70-80-е гг. ― период наиболее интенсивной исполнительской деятельности. Всю свою жизнь он оказался предан одному инструменту ― скрипке. В эти же годы он пишет свои первые сочинения. Его исполнительская техника была очень высока, равного ему скрипача в то время не было. И.Е. Хандошкину удалось привнести в свое исполнительство элементы техники, идущие от национальных инструментальных традиций. Он пишет грандиозный цикл из 40 вариаций на тему народной "Калинушки", при исполнении которого показывает самые разнообразные приемы исполнительской техники. В его музыке впервые произошло органичное слияние европейского инструментального языка и русского фольклора.
Еще одним крупным композитором конца XVIII ― первой четверти XIX в. был Д.С. Бортнянский (1751―1825). С его именем связано развитие церковной музыки. Он родился в г. Глухове, откуда придворная капелла черпала молодое пополнение. В 7-летнем возрасте попал в Петербург и был отдан на воспитание в Придворную певческую капеллу. На талантливого мальчика обратила внимание сама императрица Елизавета Петровна, и в возрасте 17 лет он отправился пенсионером в Италию, где пробыл 10 лет. Писал оперы, сонаты, кантаты. По приезду в Россию был назначен капельмейстером придворного хора. 80-е гг. - подлинный творческий взлет. В царствование императора Павла Петровича, в 1796 г., Б. был сделан директором придворной певческой капеллы. Главные достижения Д.С. Бортнянского связаны с хоровой многоголосной церковной музыкой. Он пошел дорогой музыкального классицизма. Придворная капелла была укомплектована лучшими голосами России, хоровое исполнение под управлением Д.С. Бортнянского было доведено совершенства исполнения Главное ― Д.С. Бортнянский энергично противодействовал той распущенности пения, которая царила в православных церквах, когда в церковное пение вводились арии из итальянских опер. В церковном пении он установил порядок. В его музыке нет тех эффектных и искусственных приемов, которые могли бы развлекать молящегося.
В музыкальном наследии композитора 35 концертов для четырехголосного хора и 10 концертов для двух хоров. Сочинения композитора поражают разнообразием чувств и настроений. Есть концерты торжественные, праздничные, величаво-эпические. Самым поэтичным является концерт N 25 "Не умолчим никогда", концерт N 32 "Скажи мне, Господи, кончину мою", N 7 "Херувимская". Он пишет также оперы "Празднество сеньора" на либретто графа Г.И. Чернышева, "Сокол" на либретто Лафермьера, его лучшая опера "Сын-соперник, или Новая стратоника" на текст Лафермьера. Широко известной стала его песня "Певец во стане русских воинов" на слова В.А. Жуковского.
Музыка Д.С. Бортнянского оказала огромное влияние на становление русской музыкальной школы, на творчество композиторов всего XIX века.
Одной из главных примет музыкальной жизни России были публичные концерты. В Петербурге они проводились регулярно с 70-х годов, а в 80-е наступил подлинный расцвет концертной жизни. На эстраде выступали виртуозы с европейски известными именами ― аббат Фоглер, пианист И.В. Геслер, певица Л.Р. Тодди, клавесинист И.Г.В. Пальшау и многие другие известные музыканты.
И все же главным источником формирования музыкальных вкусов россиян было домашнее музицирование. Много и охотно музицировали и в загородных усадьбах, и в петербургских великосветских салонах, и в скромных городских квартирах.

Балет. К середине XVIII в. балет завоевывал большую славу в Европе. Славилась балетная труппа французского королевского двора, иметь балетные труппы стремились монаршьи дворы Европы и европейская аристократия. Многочисленные танцовщики и учителя танцев легко находили себе работу. Женский балетный костюм стал значительно легче и свободнее, под ним угадывались линии тела. Танцовщицы отказались от обуви на каблуке, заменив ее на легкие бескаблучные туфельки. Менее громоздким стал и мужской костюм: панталоны в обтяжку до колен и чулки позволяли также разглядеть фигуру танцовщика. Каждое новшество делало танцы осмысленнее, а танцевальную технику — выше. К середине XVIII в. в Европе балет постепенно отделился от оперы и превратился в самостоятельное искусство. В Европе изяществом и пластичностью славилась французская балетная школа, но ей была свойственна некоторая холодность, формальность исполнения. Поэтому балетмейстеры и артисты искали новые выразительные средства.
В России с первой половины XVIII в. балет прививался балетмейстерами и учителями танцев из Австрии, Италии и Франции. В 1759-1764 гг. в России работали знаменитые балетмейстеры австриец Ф. Хильфердинг (1710―1768) и итальянец Г. Анджолини (1731―1803). Они ставили балеты на мифологические сюжеты. В частности, в 1772 г. был поставлен балет «Семира» по трагедии русского писателя А. П. Сумарокова. Обладавшая своим богатым танцевальным фольклором, Россия оказалась весьма благодатной почвой для развития балетного театра. Постигая преподаваемую иностранцами науку, русские, в свою очередь, вносили в иноземный танец собственные интонации. Интерес к балету постоянно рос. Первая балетная школа в России была открыта в Петербурге в 1738 году. В 1773 г. в московском Воспитательном доме открылось балетное отделение ― предтеча и основа Московского хореографического училища. Одним из первых его педагогов и хореографов был австриец Л. Парадиз. Следует отметить, что московская труппа, созданная как общедоступная, отличалась большей демократичностью, независимостью, чем петербургская, официальная. С тех пор в отечеством балетном искусстве стали складываться две школы: петербургская ― императорская, строгая, академичная, и московская ― более демократичная, поэтичная, приверженная комедийным и жанровым балетам. Эти различия существуют до настоящего времени. Петербургский балет отличается классической строгостью, академизмом, московский ― бравурностью, мощным прыжком, атлетизмом. В 1776 г. в Москве была открыта оперно-балетная антреприза (Петровский театр) князя П. В. Урусова и его компаньона англичанина М. Г. Медокса, позже ставшая основой при создании балетной труппы Большого театра. В Петербурге первый публичный Большой театр (Каменный), в будущем императорский Мариинский театр, открылся в 1783 году. В 1803 г. его балетная труппа отделилась от оперной, заняв привилегированное положение среди других жанров театра.

Во второй половине XVIII в. русский балет развивался в общем русле театра классицизма. Идеалом эстетики классицизма была «облагороженная природа», а нормой художественного произведения ― строгая соразмерность, выраженная в форме трёх единств ― места, времени и действия. В пределах этих нормативных требований центром действия становился человек, его судьба, его поступки и переживания, посвящённые одной цели, отмеченные единой всепоглощающей страстью. Основным принципам классицизма отвечал жанр героико-трагедийного балета. Во второй половине XVIII в. в Петербурге балеты ставили австриец Ф. Гильфердинг, итальянцы Дж. Канциани, Г. Анджолини. Эти спектакли с их острыми конфликтами и развёрнутым действием были
новыми на русской сцене. Но самым известным хореографом был итальянец Дж. Соломонини, который работал в Вене с самим Ж. Новером ― французским хореографом –новатором, который на смену «дивертисментному» привел «действенный» балет с четко выраженным сюжетом, со специально написанной музыкой, со стройной композицией танцев. На русской сцене Соломонини пропагандировал балеты Новера. В частности, в 1800 г. в Петровском театре он поставил балет Новера «Медея и Язон». В этом же году он поставил свою собственную постановку "Тщетную предосторожность" в хореографии Ж. Доберваля (шла под названием "Обманутая старуха", 1800).
К концу XVIII в. появились крепостные труппы в подмосковных имениях графов Шереметевых (Кусково, Останкино), Юсуповых (Архангельское) и др. К тому времени Петербург и Москва имели придворные и публичные театры. В них работали крупные иностранные композиторы, балетмейстеры (итальянцы Ф. Морелли, П. Пинючи. Дж. Соломони и др.) и иностранные исполнители. Но уже имелись и замечательные русские танцовщики ― А. С. Сергеева, В. М. Михайлова, Т. С. Бубликов, Г. И. Райков, Н. П. Берилова.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть