Объявление 2017 года в России Годом экологии стало поводом для откровенного разговора о проблемах, стоящих перед обществом в данной сфере. Разговора, который назрел уже давно и априори не может быть простым, но который необходимо вести, дабы существующие проблемы рано или поздно были решены. Одной из таких проблем является утилизация отходов.
В середине июня факт отсутствия в стране современных мусороперерабатывающих предприятий был констатирован на самом высоком государственном уровне. Об этом, в частности, заявил глава администрации президента Сергей Иванов: по информации СМИ, на нескольких совещаниях, прошедших с начала года под патронажем Кремля, обсуждалось введение т.н. «зеленого тарифа» - дотирования предприятий, которые будут перерабатывать отходы в электроэнергию и тепло. Руководитель АП призвал ориентироваться на западные страны, где подобные технологии используются давно; начать же практику внедрения предполагается с Москвы и Московской области, где не осталось места для новых полигонов, а старые уже практически переполнены.
В администрации Московской области признают, ситуация с утилизацией мусора (и конкретно – твердыми коммунальными отходами) является критической. На территории Подмосковья ежегодно происходит захоронение 20% общего объема ТКО в стране – это более 10 млн. тонн в год. Во многом регион оказался заложником своего положения: мусороперерабатывающих мощностей столицы не хватает, и более половины отходов различной классификации (пищевые, бытовые) по-прежнему вывозятся из активно застраивающейся и реконструируемой 15-миллионной Москвы за пределы МКАД. В последние несколько лет несколько крупных подмосковных полигонов были закрыты, емкости оставшихся, по самым оптимистичным подсчетам, хватит максимум на четыре года, за которые население Подмосковья вырастет, инфраструктура разовьется, а количество отходов будет взаимосвязно увеличиваться. В этой связи говорить об экологии, упуская из внимания вопрос строительства новых перерабатывающих мощностей, попросту невозможно.
Если говорить о переработке отходов, то, очень похоже, что «годом экологии» для Подмосковья станет не 2017, а 2021 год. Именно к этому времени, согласно планам, в регионе будут введены в эксплуатацию, как минимум четыре завода термической обработки совокупной мощностью до 2800 тысяч тонн. На сегодняшний день предварительно определены места расположения объектов переработки в Наро-Фоминском и Солнечногорском районах, а также на территории городского округа Электросталь, также рассматриваются варианты Воскресенском районе и в Мытищах. Свой вклад внесет и Москва: в период 2022-2024 годов в столице пройдет модернизация и переоборудование существующих ТЭЦ Мосэнерго - совокупной мощностью 4100 тыс. тонн в год, это должно снизить существующую «мусорную» нагрузку на область.
Старт проекту нулевого захоронения за счет строительства генерирующих объектов был дан весной 2015 года, когда правительство Подмосковья подписало меморандум о сотрудничестве с ГК «Ростех» и концерном Hitachi. Единственная сложность, в которую упирается бизнес, - себестоимость: она выше затрат на захоронение отходов в земле. Об этом же говорил и Сергей Иванов, по словам кремлевского чиновника, получаемая энергия «как минимум в пять раз дороже, чем тепло или электроэнергия, вырабатываемая классическими станциями». Введение «зеленого тарифа» - компенсации соответствующих затрат дл предприятий – должно снять последние преграды на пути строительства объектов переработки, отвечающих последним мировым тенденциям в области переработки мусора.
Грядущие изменения, несомненно, окажут существенное влияние на рынок утилизации отходов. Дело не только в появлении новых игроков; с изменением государственного подхода трансформируется и рынок в целом, станет более открытым и транспарентным. Сегодня же он по большей своей части лежит в «серой» зоне: множество мелких, никому не известных игроков, «черный нал», высокий уровень криминала. Об этом в ходе «прямой линии» говорил и сам президент Владимир Путин, назвавший существующий процесс утилизации «неконтролируемым и криминализованным». Бороться с криминалом в отрасли призывал и Сергей Иванов, выступая на экономическом форуме в Петербурге. Описывая сложившуюся в Подмосковье ситуацию, руководитель Администрации президента заявил, что в ней «предстоит разбираться»: «Возникают уже число криминальные проблемы, когда мусор вываливается в близлежащих подмосковных лесах, на нелегальных свалках. Вообще сфера обращения с отходами, притом не только в России, это достаточно криминализированный бизнес, говорю об этом открыто».
Когда и президент, и глава его администрации говорят о криминализации бизнеса в отдельной сфере, у региональных чиновников и силовиков может возникнуть соблазн причесать рынок одной гребенкой – поставить всех его участников к априори единому знаменателю, сославшись на мнение свыше. У этого подхода есть своя опасность: предприниматели, которые действуют в полном соответствии с законом, априори ставятся на одну планку с недобросовестными компаниями, нарушающими законодательные нормы; под раздачу могут попасть и благонадежные предприятия, вовсе не имеющие отношения к регулируемой сфере. А это – потеря рабочих мест, снижение налоговых поступлений, сокращения социальных программ.
В качестве наглядного примера можно назвать попавшую в спектр внимания областных СМИ ситуацию вокруг предприятия «Тэка-Сервис», более 15 лет ведущего деятельность на территории Одинцовского района. Первичная специализация компании, трудовой коллектив которой насчитывает свыше двухсот человек, – добыча нерудных полезных ископаемых (песок, гравий, щебень), которые, в частности, использовались при возведении Храма Христа Спасителя, строительстве парка «Патриот», автомобильных развязок и шоссейных магистралей. Организация занимается также и рекультивацией нарушенных земель; именно это и привлекло к ней повышенное (а правильнее было бы сказать – излишне пристальное) внимание.
Рекультивация – работы по восстановлению продуктивности и ценности нарушенных земель и улучшения условий окружающей среды – не имеет ничего общего с утилизацией отходов на полигонах. Соответствующие работы строго регламентируются и контролируются, использовать в них отходы повышенных классов опасности попросту невозможно. Но этот факт никого не остановил. За неполные три месяца предприятие пережило свыше 30 проверок различных контрольно-надзорных ведомств разного уровня – от Росприроднадзора до ФМС. Поводом стали сообщения о том, что на песчаном карьере, рекультивацией которого занимается компания, якобы «организуют свалку». Тот факт, что работы по рекультивации осуществляются в полном соответствии с проектом, разработанным специалистами МГУ и прошедшим государственную экспертизу, а лабораторные исследования проб лишь подтверждали добросовестность «Тэка-Сервис», долгое время не играл никакой роли: чиновники предпочитали перестраховываться, из раза в раз наведываясь на объект и собирая кипы документов. В итоге ситуацию удалось разрешить, лишь когда по поручению губернатора ее взял под контроль министр экологии области Александр Коган. В итоге ведомство официально признало, что претензий к деятельности «Тэка-Сервис» не имеется, она полностью соответствует законодательству.
Из одинцовского кейса можно сделать и еще один вывод – о необходимости дальнейшего совершенствования трехстороннего диалога между властью, бизнесом и гражданским обществом. И дело здесь не только и не столько в укреплении института Общественных палат как площадки для подобного взаимодействия. Речь идет, в том числе, о повышении уровня гражданского самосознания, а также общественной компетенции. В ситуации с «Тэка-Сервис» вряд ли кто-либо мог обвинить компанию в пассивной позиции: на протяжении многих лет предприятие помогает школам, интернатам и реабилитационным детским центрам, опекает подмосковные музеи и храмы, поддерживает молодежные спортивные команды, эко-движения и патриотические организации. Когда среди жителей поползли слухи о «помойки», руководство компании провело встречу с активистами – объяснило отличие рекультивации от захоронения отходов и даже предложило осуществлять общественный контроль на объекте. Предложением воспользовались лишь две (!) женщины, проживающие рядом с карьером, которые после ознакомления с фактами изменили первоначальное мнение; остальные же – по большей части, владельцы недвижимости в окрестных садовых некоммерческих товариществах - вникать разбираться не захотели, продолжив по привычке бомбардировать контролирующие инстанции своими обращениями.
Таким образом, ситуация напоминает замкнутый круг. С одной стороны, большую часть сигналов с мест ведомства получают благодаря неравнодушным жителям. С другой, представители контрольно-надзорных органов подчас сами становятся заложниками бюрократической машины: не отреагировать, не ответить на жалобу или запрос нельзя, даже если та не имеет под собой никаких оснований. Как наглядно показал описанный пример, существует еще и «в-третьих» - когда ситуация искусственно нагнетается, будь то по причине незнания, нежелания вникать в детали или по некоему умыслу. Последнее – самое печальное: политизация экологических проблем с целью дестабилизации обстановки актуальна не только в год думских выборов, подобный сценарий необходимо принимать во внимание и в контексте грядущих выборов губернатора региона, которые пройдут одновременно с выборами президента России.
Впрочем, этим проблема также не ограничивается. Было бы неправильным перекладывать всю ответственность за возникновение нелегальных свалок отходов на бизнес; существенная доля ответственности лежит и на самих людях, в первую очередь – жителей дачных поселков, которые в меньшей степени озабочены состоянием окружающей среды, чем собственным комфортом. Многие свалки, возникающие на обочинах дорог, возникают только потому, что там выкидывают мусор: останавливается машина, домовладелец выкидывает из багажника пластиковый мешок – и едет дальше. Да, здесь можно опять-таки пенять на невозможность повсеместной организации вывоза мусора. Многие СНТ попросту не заключают договоры на вывоз отходов, а в администрациях отдельных сельских поселений разводят руками: количество отходов растет и компании, получившие подряд, с ним может не справляться. И если во втором случае задача чиновников – более ответственный подход к выбору подрядчиков, то пока сами жители не будут воспринимать окружающий мир как свой большой дом, следить за тем, чтобы самим же его не загрязнять, и требовать это от других, усилий власти будет недостаточно. Да, можно говорить об усилении контроля и повышении административной ответственности, но главное – изменить менталитет; как говорил персонаж известного романа Булгакова, разруха – она в головах.
«Чисто, как известно, не там, где убирают, а там, где не мусорят», - об этом весной на заседании оргкомитета Года экологии говорил и Сергей Иванов. По его словам, помимо контроля над соблюдением законодательства (а с 1 января 2017 года в действие будут введены новые нормы, регулирующие утилизацию, переработку и обезвреживание) потребуется изменить подход как власти, так и общества к этой «казалось бы, прозаической» вещи. И хотя задача эта выглядит легко при первом приближении, складывается впечатление, что ее практическое решение будет не самым простым. Сегодня уже очевидно, что ни к наступлению 2017 года, ни к его окончанию проблема утилизации отходов в Московской области решена не будет. Однако те усилия, которые предпринимаются на уровне как региона, так и страны в целом, позволяют с оптимизмом смотреть в будущее, надеясь, что через пять (а самое большее - семь) лет жители Подмосковья смогут спокойно вздохнуть, забыв о тех временах, когда обочины проселочных дорог были усеяны набитыми пластиковыми мешками, а каждая грузовая машина с накрытым брезентом кузовом, проезжающая мимо, вызывала нехорошие подозрения и оторопь.
Комментарии читателей (0):