Европейский союз переживает наиболее глубокий с момента ее основания кризис. Их символами становятся безработные греки, застрявшие на границе Венгрии беженцы, террористы из брюссельского Моленбека и Brexit. Четыре кризиса дополняет еще один — внешнеполитический, про который в интервью ИА REGNUM говорила директор Центра европейских исследований Зальцбурга Сонья Пунчер-Рикманн. Действуя то ли под давлением США, то ли самостоятельно, ЕС через хаотизацию Средиземноморья и Восточной Европы ставит под угрозу собственные геополитические интересы. Хотя главные экономические партнеры Европы — США и Китай находятся за тысячи километров от нее, беженцы и война в Донбассе напомнила Брюсселю о значении соседних держав для безопасности Старого Света. Миграционный кризис настолько же нерешаем без Турции, как и украинский конфликт без России. Однако не научившиеся на ошибках в «Арабской весне» евробюрократы успели отдалить от себя и Москву, и Анкару.
Отношения в треугольнике «Россия-Турция-Европа» определяют пределы влияния Евросоюза в ее соседстве. После ввода санкций в марте 2014 г. Анкара получила тактическое преимущество, сохраняя партнерство и с Москвой, и с Брюсселем. Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, много лет получавший отпор своему проекту евроинтеграции, продемонстрировал Еврокомиссии свою независимость. Кроме проекта транзита газа («Турецкого потока») из России, Эрдоган проявлял интерес и к Евразийскому союзу — конкуренту европейского проекта. Но сбив российский бомбардировщик над Сирией, Анкара упустила возможность стать привилегированным посредником между Россией и ЕС. После дипломатического скандала в ноябре 2015 г. и российских санкций Брюссель и Анкара оказались в равном положении, но ненадолго.
Подписанная 18 марта миграционная сделка лишь создавала иллюзию турецко-европейского партнерства и «изоляции» России. Турция в надежде на отмену шенгенских виз согласилась остановить нелегальную миграцию в Грецию. Ошибка всех стремящихся в Европу стран состоит в непонимании того, что, встав на «европейские рельсы», они собственноручно делегируют Еврокомиссии и Европарламенту арбитраж над своей внутренней политикой. Когда ЕС согласился заплатить Турции 3 млрд евро, Эрдоган воспринял сделку как простой немецкий «гешефт». Два месяца спустя Страсбург лишил его иллюзий. 11 мая в ответ на контртеррористические законы в Турции евродепутаты приостановили обсуждение рекомендованного Комиссией безвизового режима. Глава Европарламента Мартин Шульц напомнил о необходимости выполнения всех 72 критериев. Во время последнего визита в Стамбул канцлер ФРГ Ангела Меркель поддержала доводы Шульца и предупредила о «тяжелых последствиях» лишения неприкосновенности курдских депутатов. В ответ Эрдоган пригрозил выйти из миграционного пакта. На этом демарш Берлина не закончился. Уже 2 июня Бундестаг по инициативе турецких депутатов одобряет резолюцию «О почтении памяти геноцида армян»» в Османской империи. Обещанные Эрдоганом меры не заставили долго себя ждать. 8 июня немецким журналистам запретили посещать военную базу «Инджирлик», где размещены истребители-бомбардировщики «Торнадо». А 22 июня аналогичный отказ получил статс-секретарь минобороны Германии Ральф Браукзипе и группа депутатов Бундестага. Окрестивший инцидент «второй дипломатической пощечиной» от Анкары Spiegel не исключает выдворения ВВС ФРГ с авиабазы, где немцы собираются строить собственный сектор.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Таким образом, все три игрока «треугольника» лишились свободы выбора партнера. Баланс восстановился, но в пользу России. Хотя существенного прогресса по минским договорам и по делу об убийстве российского летчика не наблюдается, тенденции июня подчеркивают тактическое преимущество Кремля. В условиях антироссийских санкций происходит беспрецедентное событие. На Петербургский экономический форм (ПМЭФ) прибыли одни из главных действующих лиц Евросоюза — премьер Италии Маттео Ренци и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Министр иностранных дел Германии выступил за поэтапное снятие санкций против России, а вице-канцлер и министр экономики ФРГ Зигмар Габриэль собирается в Москву. Параллельно правительство и президент Турции на День России направили поздравительное письмо своим российским коллегам, выразив надежду на скорейшее примирение. Кадровые перестановки в турецком правительстве — отставка премьер-министра Ахмета Давутоглу (отдавшего приказ сбить Су-24) и возможное назначение главы разведки (MIT) Хакана Фидана послом — дают надежду на «смену ветров» в турецкой дипломатии. Уход Давутоглу особенно важен для ЕС и Сирии с учетом того, что бывший премьер был архитектором неоосманизма и главным сторонником сближения с ЕС.
Российские ВКС дезавуировали турецкий сценарий для Сирии, а Евросоюз лишил Турцию надежд на общий «европейский дом». Сужение пространства для маневра рационализирует турецкую внешнюю политику. При сложившемся раскладе, когда интервенция в Сирию обессмыслена, а Брюссель и Берлин выступили на стороне курдов, российско-турецкое партнерство годовалой давности может пережить «реинкарнацию». Не зря на пресс-конференции с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху 7 июня президент России Владимир Путин отметил, что Москва не отказывалась от «Турецкого потока».
Комментарии читателей (0):