Четвертый этап
Вскоре после инаугурации в январе 2005 г. В. Ющенко получил приглашение участвовать в саммите НАТО в Брюсселе, который должен был состояться 22 февраля. В этот день прошло заседание КУН на уровне глав государств и правительств с участием В. Ющенко. Выступая на заседании КУН, Президент Украины подтвердил намерения своей страны продолжать курс на интеграцию в европейские и евроатлантические структуры с перспективой получения членства в НАТО и ЕС. При этом В. Ющенко подчеркнул, что стратегическая цель Украины - стать членом Альянса – неизменна. Также он заявил о готовности Украины уже на этом этапе присоединиться к Плану действий по подготовке к членству (ПДЧ) в Альянсе.
В свою очередь, лидеры стран-участниц блока НАТО выразили свою поддержку амбициозным планам нового украинского президента по реформам в Украине, которые в целом соответствовали целям, определенным в Плане действий Украина - НАТО. Они согласились пересмотреть и направить сотрудничество между НАТО и Украиной в соответствии с приоритетами новой власти.
21 апреля 2005 г. в Вильнюсе состоялось очередное заседание КУН на уровне руководителей внешнеполитических ведомств, главным результатом которого стало решение о приглашении Украины к Интенсифицированному диалогу с НАТО по вопросам членства и реформ, которые должны обеспечить сближение Украины с Альянсом. Его полное название «Углубленный диалог с НАТО по вопросам членства». Впервые о возможности его начала со странами-участницами Программы «Партнерство ради мира» было объявлено на Мадридском саммите 1997 г.
В частности, в ст. 8 Мадридской декларации относительно евроатлантической безопасности и сотрудничества, принятой по результатам заседания Североатлантического совета НАТО на уровне глав государств и правительства 8 июля 1997 г., отмечалось: «Мы (главы государств и правительств стран-членов НАТО) также намерены продолжать интенсифицированный диалог с теми странами, которые желают приобрести членство в НАТО, или, наоборот, хотели бы осуществлять диалог с НАТО по вопросам членства. С этой целью интенсифицированный диалог будет покрывать широкий круг вопросов политических, военных, финансовых и вопросов безопасности, которые касаются возможного членства в НАТО, однако без последствий в отношении любого возможного решения НАТО. Этот диалог будет включать заседания в рамках СЕАП, а также периодические заседания с Североатлантическим советом на уровне послов, Международным секретариатом НАТО и другими соответствующими органами НАТО»1.
Первый шаг на этом пути был сделан 27 июня 2005 г. во время визита Генерального секретаря НАТО в Киев, когда правительство Украины официально представило первый документ для обсуждения (Initial Discussion Paper). В нем рассматривались такие ключевые вопросы, как внутренняя и внешняя политика, реформирование сферы безопасности и обороны, вопросы права и др. области, где необходимо было достичь прогресса для того, чтобы приблизить к реальности устремления Украины.
В Вильнюсе Альянс и Украина объявили о пакете краткосрочных мер, направленных на углубление сотрудничества между НАТО и Украиной в ключевых областях реформ: усиление демократических институтов, совершенствования политического диалога, интенсификация реформ сектора безопасности и обороны, улучшение информирования общественности и управление социально-экономическими последствиями реформ. Это те сферы, в которых НАТО могло предложить свои опыт и знания, а в некоторых случаях и материальную помощь. Этот пакет краткосрочных мер призван сосредоточить практическое сотрудничество на поддержке срочных реформ. Обе эти инициативы должны дополнить и усилить текущее сотрудничество в рамках Плана действий Украина-НАТО.
Эти инициативы нашли отражение в совместном документе под названием «Укрепление сотрудничества Украина-НАТО: краткосрочные мероприятия»2, подготовленном на основе предложений Украины и государств-членов Североатлантического альянса.
Указанные мероприятия должны были осуществляться в рамках Плана действий Украина-НАТО, учитывая решение «начать Углубленный диалог относительно стремлений Украины к обретению членства и соответствующих реформ без учета любых возможных решений Альянса»3.
Интенсифицированный диалог включал периодические встречи с Североатлантическим советом на уровне послов (до 2 раз в год), Группой экспертов Международного секретариата НАТО (до 3 раз в год) и, в случае запроса страны-участницы, с другими органами НАТО. В состав Группы экспертов НАТО, которая является основным партнером страны-участницы во время Интенсифицированного диалога, входили представители подразделений Международного секретариата и других структур НАТО, которые имели отношение к вопросам, связанным с членством.
В ходе Вильнюсского заседания КУН было также подписано Соглашение относительно вклада Украины в антитеррористическую операцию НАТО в Средиземном море «Активные усилия». На этом заседании Украина и НАТО также договорились начать ряд новых инициатив с целью углубления сотрудничества в контексте проведения реформ в Украине. Эти новые инициативы были отражены в совместном документе «Укрепление сотрудничества Украина-НАТО: краткосрочные мероприятия», подготовленном на основе предложений Украины и государств-членов. Указанные мероприятия осуществляются в рамках Плана действий Украина-НАТО.
Таким образом, цель Интенсифицированного диалога было предоставление Украине возможности ознакомиться с тем, что нее ожидают как от государства - потенциального члена Альянса, и в то же время позволить НАТО ознакомиться с реформами, которые проводятся Украиной, и с потенциалами, которыми страна обладает.
Интенсифицированный диалог рассматривался Украиной как важное звено в цепи шагов на пути к вступлению в Альянс. По мнению руководства страны, диалог давал возможность Украине и НАТО справиться с возможными трудностями и вызовами, связанными с перспективой вступления Украины в этот блок; рассмотреть возможное влияние такого вступления и обязательств, которые будут на Киев наложены, на разные стороны жизни государства; определиться в отношении необходимых реформ»4.
Начало Интенсифицированного диалога стало важным этапом в развитии отношений между НАТО и Украиной и движении этого государства к евроатлантической интеграции. Через этап Интенсифицированного диалога прошли все 9 «новых» членов НАТО, которые присоединились к Альянсу в 1999 и 2004 гг., а также все нынешние страны-участницы Плана действий относительно членства. Поэтому решения, принятые в апреле 2005 г., через несколько месяцев после «оранжевой революции», являлись четким сигналом о поддержке стремлений Украины, который посылают государства-члены НАТО. Вместе с тем, следует заметить, что данный процесс не гарантировал приглашение присоединиться к Альянсу - такое приглашение зависит от результатов достижения Украины главных целей реформ. НАТО и отдельные страны-члены брали на себя обязательства продолжать оказывать помощь и давать советы Украине, но темпы продвижения зависели от нее самой.
Осенью 2006 г. ожидалось привлечение Украины к следующему этапу отношений с НАТО - реализации программы План действий по членству в НАТО (ПДЧ). Однако 14 сентября 2006 г. в ходе очередного заседания КУН премьер-министр Украины В.Ф. Януковича предложил перенести присоединение Украины к ПДЧ на более поздний период, обуславливая это необходимостью дополнительного времени для обеспечения повышения уровня осведомленности украинского общества о НАТО.
29 ноября 2006 г. состоялся саммит НАТО в Риге, по результатам которого обнародована Рижская Декларация, определившая далеко идущие политические цели дальнейшей трансформации НАТО и пути их реализации. В ней подтверждалось, что Альянс будет активизировать диалог с Украиной, который охватывает весь спектр политических, военных, финансовых вопросов и вопросов безопасности, касающихся стремления Украины к членству, без ущерба для Альянса. Подчеркивалось, что НАТО подтверждает важность отношений с Украиной и приветствует прогресс, достигнутый в рамках интенсивного диалога. Отмечалось, что Альянс ценит существенный вклад Украины в евроатлантическую безопасность, в том числе посредством участия в операциях под руководством НАТО и усилия по развитию регионального сотрудничества. Альянс призвал Украину продолжать вносить вклад в обеспечение региональной безопасности и заявил о своей решимости продолжать оказывать содействие посредством практического сотрудничества в реализации далеко идущих реформ, в частности, в сфере национальной безопасности, обороны, реформирования оборонно-промышленного сектора и борьбы с коррупцией5.
В Декларации, очевидно, в целом адекватно были отражены состояние и перспективы развития отношений Украины с НАТО. Подтверждение политики «открытых дверей» НАТО и положение о возможности приглашения всех демократических европейских стран к ПДЧ на любом этапе оставляет Украине шансы получить такое приглашение в зависимости от готовности нашего государства к этому шагу.
11 февраля 2007 г. Президент Украины утвердил Стратегию национальной безопасности Украины, которая относила к стратегическим приоритетам внешней политики обеспечение благоприятных внешних условий для развития и безопасности государства, включающее, среди прочего, «присоединение Украины к европейской и евроатлантической системам безопасности, что предусматривает взаимовыгодное сотрудничество с НАТО, формирование условий для вступления Украины в НАТО»6.
18 июня 2007 г. Президентом Украины был подписан Указ «О целевом плане Украина-НАТО на 2007 г. в рамках Плана действий Украина-НАТО». Согласно этому документу, Украина планировала активизировать реализацию практического механизма достижения необходимого уровня совместимости с вооруженными силами государств-членов НАТО, регулярно проводить совместные военные учения для оценки накопленного опыта и активно участвовать в соответствующих программах. В Указе подчеркивалось, что Украина уделяет должное внимание вопросам, которые приобретают приоритетное значение в рамках деятельности СЕАП, в частности, поддержке демократических ценностей партнерства, противодействия торговле людьми, борьбе с организованной преступностью и торговлей наркотиками. Кроме того, в Указе отмечалось, что Украина разделяет цели политики партнерства НАТО и обязуется принимать активное участие в мероприятиях Программы «Партнерство ради мира», а также Украина планирует активизировать реализацию практического механизма достижения необходимого уровня совместимости с вооруженными силами государств-членов НАТО, регулярно проводить совместные военные учения для оценки накопленного опыта и активно участвовать в соответствующих программах7.
21 октября 2007 г. Президентом Украины В. Ющенко была подтверждена неизменность курса на членство Украины в НАТО и ЕС. Глава украинского государства призвал партнеров Украины поддержать ее в стремлении присоединиться к Плану действий по членству (ПДЧ). С целью повысить осведомленность общественности Украины о приоритетных направлениях ее внешнеполитического курса, в соответствии с «Государственной программой информирования общественности по вопросам евроатлантической интеграции Украины на 2004-2007 гг.» украинское внешнеполитическое ведомство проводило активную информационно-разъяснительную работу. Адресуя ее в основном Востоку Украины.
7 декабря 2007 г. в штаб-квартире НАТО прошло заседание КУН с участием глав МИД, на котором Украина обратилась к Альянсу с просьбой поддержать ее стремление присоединиться к ПДЧ. В свою очередь, большинство союзников связало рассмотрение вопроса об углублении сотрудничества с Украиной с быстрым формированием в Украине правительственной коалиции и формированием позиции будущего премьер-министра Украины относительно сотрудничества с НАТО и ПДЧ в частности.
2-4 апреля 2008 г. в румынской столице работал саммит НАТО, который выявил имеющиеся противоречия внутри блока по вопросу принятия в состав новых членов, в частности Украины и Грузии. Против предоставления им статуса кандидатов в члены блока выступили Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Люксембург, Бельгия, которые заявили, что Украина не готова к вступлению в Альянс. Эти страны мотивировали свое решение тем, что большинство украинского населения выступают против вступления Украины в Альянс. Поддержали же такой план скорейшего принятия Украины в ряды НАТО: США прибалтийские республики, а также Польша, Чехия и Румыния. При это было особо подчеркнуто, что Альянс вновь рассмотрит вопрос о присоединении Украины к ПДЧ и в долгосрочной перспективе оставляет двери блока для нее (а также Грузии) открытыми8.
Почему же президент Украины В. Ющенко так настойчиво пытался втянуть свою страну в НАТО? Профессор В.Н. Бабенко считает, что «стремительно теряя свой авторитет среди населения и опасаясь возможного изменения международной обстановки, а также в преддверии президентских выборов 2010 г. на Украине, он пытался создать условия для принятия страны в Североатлантический альянс, чтобы уже с его помощью решать сложнейшие вопросы энергетической безопасности, территориальные проблемы и т.д.»9.
4 апреля 2009 г. прошел юбилейный саммит НАТО, которая отмечала свое 60-летие. В Декларации саммита лидеры государств-членов организации подчеркнули, что расширение Альянса явилось исторически верным и успешным шагом, что обеспечило приближение стран-участниц к созданию единой и свободной Европы. Отмечалось также, что НАТО оставляет открытыми свои двери для всех европейских демократий, разделяющих ценности блока, готовы и способны принимать ответственность и обязательства по членству, и включение которых может способствовать вкладу в общую безопасность и стабильность. Альянс будет развивать отношения с партнерами как в Евроатлантике, так и за ее пределами, с которыми у него есть совместные обязательства по коллективной безопасности10.
Таким образом, саммит Альянса подобным заявлением, очевидно, подтвердил решение саммита НАТО в Бухаресте в 2008 г. по поводу евроатлантического будущего Украины.
21 августа 2009 г. была подписана Декларация о дополнении Хартии об особом партнерстве между Украиной и НАТО, отразившая прогресс, достигнутый в предыдущие годы в отношениях Украины и НАТО. В ней говорилось, что КУН следует исполнять ведущую роль в контроле над процессом, начатом на саммите НАТО в Бухаресте. Также речь шла об углублении политического диалога и сотрудничества между НАТО и Украиной на всех уровнях; о содействии Украине в продолжении политической, экономической и военной реформ в контексте ее евроатлантических устремлений, целью которых является вступление в блок. При этом внимание фокусируется на основных демократических и институциональных преобразованиях11.
Согласно Декларации, КУН должна была созываться, помимо предусмотренных Хартией об особых отношениях Украины и НАТО регулярных встреч, еще и по требованию Киева в соответствии с п. 8 программы НАТО «Партнёрство во имя мира» в случае, если Украина почувствует угрозу своей целостности, независимости и безопасности12.
4 декабря 2009 г. на заседании САС НАТО в Брюсселе были подтверждены обязательства союзников относительно будущего членства Киева в Альянсе, а также их намерение содействовать продолжению реформ на Украине, способных приблизить ее к необходимым критериям.
В ходе выборной кампании по выборам президента Украины в 2010 г. кандидат на этот пост В.Ф. Янукович декларировал намерение проводить сбалансированную политику. Как он говорил, Украина заинтересована в присоединении к Европейской политике безопасности и обороны в качестве внеблоковой страны, которая способна «проводить политику, объединяющую европейские и евразийские страны». По словам, В. Януковича, НАТО не может являться основной структурой европейской безопасности. А посему необходимо реконструировать «системы европейской коллективной безопасности», в которой участвовали бы Украина, Россия и НАТО13.
Пятый этап
Победа В. Януковича на выборах президента в 2010 г. президентом Украины ознаменовала начало следующего этапа в отношениях Украины и НАТО. Завершая рассмотрение предшествовавшего этапа, заметим, что президент В.А. Ющенко весьма старался в годы руководства Украиной обеспечить ускоренное вступление Украины в НАТО. При нем фактически впервые во внешней политике Украины стал реализовываться курс на доминирование единственного - западного – внешнеполитического вектора. Украинская внешняя политика стала НАТО-центричной, прочие же векторы, в том числе российский отодвинуты в сторону, мешая решению главной задачи - интеграции в Североатлантический Альянс. В результате во внешнеполитической сфере на Украине произошел перекос в сторону исключительно западного вектора, что отразилось на уровне и качестве отношений с другими партнерами, в первую очередь с Россией.
Обращаясь к новому этапу отметим, то его характер и особенности в основном были определены в первых после победы на выборах выступлениях В. Януковича. Так, в своей инаугурационной речи 25 февраля 2010 г. он заявил, что Украина, «будучи мостом между Востоком и Западом, интегральной частью Европы и бывшего СССР, изберет такую внешнюю политику, которая позволит нашему государству получить максимальный результат от развития равноправных и взаимовыгодных отношений с РФ, ЕС, США и другими государствами, которые влияют на развитие ситуации в мире… Вызовы, которые стоят перед международным сообществом, диктуют потребность объединяться в более широкий формат. Человечеству, и Украине в том числе, нужен ЕС в глобальном чтении… Единственный Мир как силу, способную гарантировать планете мирное сосуществование разных цивилизаций, энергетическую, экологическую, продовольственную безопасность. Мы готовы принимать участие в таких процессах, как европейское внеблоковое государство. Я намереваюсь предложить эту концепцию парламенту для вырабатывания основ внешней политики Украины и, надеюсь, высший законодательный орган меня поддержит»14.
2 апреля 2010 г. В. Януковичем был подписан указ о ликвидации Межведомственной комиссии по вопросам подготовки Украины к вступлению в НАТО15. Другим указом был ликвидирован Национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции16.
Наряду с этим Киев подтвердил ожидания Альянса по участию украинских Вооруженных Сил в совместных операциях с НАТО и Силах реагирования, а правительство страны утвердило план мероприятий по реализации «Годовой национальной программы сотрудничества Украина-НАТО на 2010 г.». В распоряжении, в частности, предусмотрено бюджетное финансирование целого ряда мероприятий по пропаганде НАТО17.
18 ноября 2010 г. Президентом В. Януковичем был подписан Указ «Об обеспечении продолжения конструктивного партнерства Украины с НАТО», которым утверждалось Положение о национальных координаторах по вопросам партнерства Украины с НАТО. Этот документ устанавливал институт национальных координаторов: по вопросам партнерства Украины с НАТО в сфере внешней политики и экономики, по вопросам партнерства Украины с НАТО в сфере обороны и военной сфере, по вопросам партнерства Украины с НАТО в сфере ресурсного (финансового) обеспечения, по вопросам партнерства Украины с НАТО в сфере безопасности, по вопросам партнерства Украины с НАТО в правовой сфере18. Целью этого было обеспечение продолжения партнерства Украины с Североатлантическим альянсом по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Координаторы являются специально уполномоченными лицами, чья деятельность направлена на обеспечение содействия согласованному выполнению центральными органами исполнительной власти Украины и другими органами власти задач по продолжению партнерства Украины с НАТО по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Тогда же в ноябре 2010 г.: Украина направляет свой корабль в поддержку операции НАТО «Active Endeavour» («Активные усилия»), в ходе которой корабли ВМС НАТО вели патрулирование вод Средиземного моря и контролировали судоходство, помогая выявлять и сдерживать террористическую деятельность, а также обеспечивать защиту от терроризма.
На Лиссабонском саммите НАТО 20 ноября 2010 г., лидеры стран НАТО заявили: «Признавая суверенное право каждой страны свободно выбирать для себя способ организации собственной безопасности, мы уважаем политику Украины в отношении своего «внеблокового» статуса. НАТО остается преданной делу предоставления соответствующей помощи Украине в проведении целого ряда внутренних реформ. Мы приветствуем обязательства Украины продолжать в полной мере реализацию особого партнерства с НАТО, в том числе путем политического диалога на высоком уровне в рамках Комиссии Украина-НАТО, а также проведение реформ и мер практического сотрудничества через механизм Годовой национальной программы»19. Кроме того, представители Альянса подтвердили свои обязательства по решениям Бухарестского саммита и приветствовали заинтересованность Украины в расширении сотрудничества на новые области взаимодействия, в первую очередь невоенные.
В результате Украина присоединилась к участию в учениях НАТО «Steadfast Jazz» и стала первой страной-партнером, которая предоставила свой корабль для участия в операции НАТО по борьбе с пиратством "Ocean Shield". Со своей стороны, Альянс продолжил предоставление поддержки Украине в проведении оборонных и демократических реформ.
В апреле 2011 г. на встрече в Берлине министры иностранных дел стран КНУ вновь подтвердили особое партнерство и приняли решение осуществлять мероприятия по практическому сотрудничеству.
В мае 2012 г. президент Украины В. Янукович принял участие во встрече лидеров стран-членов НАТО в Чикаго, чтобы провести встречу со своими коллегами из стран, выделяющих свои контингенты в составе Международных сил содействия безопасности , возглавляемых НАТО и действующий на территории Афганистана с 2001 г.
В февраль 2013 г. Министры обороны стран КНУ приняли решение укрепить сотрудничество между Украиной и НАТО. Было достигнуто соглашение о комплексе приоритетов по руководству сотрудничеством на следующие пять лет, в том числе в области подготовки и учений; был продлен проект по переподготовке увольняемых в запас офицеров Вооруженных Сил Украины; обсуждались планы по осуществлению нового проекта в поддержку нейтрализации радиоактивных источников с бывших советских военных объектов. Наконец, Украина становилась первым государством-партнером, участвовавшим в операции НАТО «Ocean Shield» («Океанский щит») по борьбе с сомалийским пиратством в Аденском заливе и у берегов Африканского Рога, которая началась в августе 2009 г.20
Шестой этап.
Следующим этапом, который стал рубежным в истории взаимодействия Альянса и Украины стали революционные события 2014 г. В результате государственного переворота, к власти в Киеве пришло правительство, придерживающееся исключительно западного курса внешнеполитической деятельности, с упором на развитие отношений именно с НАТО.
После того, как местные власти в Автономной республике Крым взяли курс на вхождение в состав России, подобная заинтересованность новых властей Украины получила, по их мнению, очевидное подтверждение и именно в НАТО официальный Киев видел возможность обеспечить свои интересы.
В условиях развития крымского сюжета Североатлантический совет созвал экстренное заседание для обсуждения последствий сложившейся ситуации. 2 марта 2014 г. было опубликовано заявление, в котором отмечалось, что страны Альянса и в дальнейшем будут поддерживать суверенитет, независимость и территориальную целостность Украины, а также право ее народа определять свое будущее без внешнего вмешательства. Кроме того, было заявлено, что действия России против Украины являются нарушением международного права и противоречат принципам, на которых основывается работа Совета Россия-НАТО и ее участие в программе «Партнерство ради мира».
В тот же день было проведено экстренное заседание Комиссии Украина-НАТО. Генеральный секретарь НАТО А. Фог Расмуссен объявил, что страны Альянса договорились усилить поддержку реформ в Украине путем углубленного политического диалога, дальнейших учений и укрепления потенциала украинской армии.
1 апреля 2014 г. министры иностранных дел стран НАТО и Украины приняли совместную декларацию, в которой осудили действия России и одобрили конкретные меры, направленные на поддержку способности Украины обеспечить свою безопасность, в том числе путем укрепления потенциала и совершенствование возможностей украинской армии.
В итоге сложилась парадоксальная ситуация – и Украина, и НАТО начали активно развивать свои отношения, т.к. Киев лишился одного из основных препятствий для этого, а именно необходимость балансировать между Альянсом и Россией. Однако уже тогда появилось главное глубокое противоречие между Брюсселем и Киевом – если Украина видела в НАТО структуру, которая позволит ей решить все свои проблемы в сфере безопасности, и использовать потенциал военного блока в разворачивающемся противостоянии с Россией, то Альянс, в свою очередь, был готов оказать поддержку Украине на различных уровнях сотрудничества, но принимать эту страну в свои ряды и становиться ее «защитником» в конфликтной ситуации с России, блок был не готов.
В апреле 2015 г. Канада решило направить на Украину около 200 военнослужащих для проведения военных учений и подготовки военнослужащих Вооруженных сил Украины. Реализация канадской программы по обучению украинских военнослужащих по стандартам НАТО продлится до 2017 г.
24 апреля 2015 г. в Брюсселе Украина подписала с Агентством НАТО по связи и информации (NCI Agency) меморандум о реализации трастового фонда по реформированию системы управления и связи Вооруженных сил Украины, что будет способствовать реализации Целевого фонда НАТО-Украина в сфере координации управления, контроля и связи (С4). В тот же день президент Украины П. Порошенко подписал указ «Об утверждении Годовой национальной программы сотрудничества Украина - НАТО на 2015 год», что предусматривает развитие сил специальных операций как межвидового рода войск и наращивание боевого состава Вооруженных сил Украины, для чего, в частности, предстоит провести консультации с экспертами НАТО по осуществлению мероприятий трансформации и модернизации имеющихся сил и средств.
27 апреля 2015 г. в штаб-квартире НАТО было подписано соглашение между Кабинетом министров Украины и НАТО о сотрудничестве в сфере подготовки и обучения военных специалистов, что создает правовые рамки для практического сотрудничества Украины с НАТО в рамках специально созданных НАТО для украинского государства трастовых фондов по реформированию систем логистики и стандартизации Вооруженных Сил Украины и физической реабилитации (протезирования) военнослужащих, раненых в ходе так называемой «антитеррористической операции» (АТО) в Донецкой и Луганской областях.
13 мая 2015 г. во время заседания комиссии Украина-НАТО в Турции генсек объединения Й. Столтенберг заявил, что Альянсу не нравятся планы России по размещению ядерного оружия на территории Крыму. Однако командующий силами НАТО в Европе генерал Ф. Бридлав добавил, что нет прямых доказательств развертывания ядерного оружия Россией21.
Секретарь СНБО А. Турчинов сказал, что не исключает размещения в Украине систем противоракетной обороны (ПРО). Он отметил, что усилия только Украины в противодействии России, которая угрожает миру мощным ядерным потенциалом, недостаточно22. После этого заместитель спикера Государственного департамента США М. Харф на брифинге в Вашингтоне заявила, что США и НАТО не планируют размещать системы ПРО в Украине, т.к. Киев не обращался к западным партнерам с предложением разместить на своей территории системы противоракетной обороны, и этот вопрос не стоит на повестке дня.23
18 мая 2015 г. в Будапеште Парламентская ассамблея НАТО в декларации весенней сессии признала смену политики Украины по восстановлению ее евроатлантического курса.
А 25 мая министр иностранных дел Украины П. Климкин сказал, что в НАТО пока нет консенсуса относительно членства Украины. В тот же день генсек НАТО Й. Столтенберг заявил в интервью телеканалу «Дождь», что НАТО не может принимать решения о поставках вооружений на Украину, так как вопросы такого масштаба находятся в компетенции правительств членов альянса. В то же время он отметил, что НАТО оказывает политическую поддержку и помогает реформировать армию Украины. Й. Столтенберг назвал «неприемлемым, что страна, такая как Россия, аннексирует часть Украины и продолжает дестабилизировать ситуацию в ее восточных провинциях».24
26 мая президент Украины П. Порошенко ввел в действие новую Стратегию национальной безопасности, одним из главных задачкоторой является формирование условий для вступления в НАТО.
28 мая 2015 премьер-министр Украины А. Яценюк заявил, что Украине рано подавать заявку на вступление в НАТО, поскольку на этом этапе не все страны-члены готовы ее поддержать25. Он отметил, что нужно сосредоточиться на поддержке трастовых фондов Альянса и использовать их возможности в полной мере. Днем ранее, помощник заместителя генерального секретаря НАТО Дж. Шеа во время дискуссии «Украина-НАТО: партнерство ради единой и свободной Европы» подтвердил слова премьер-министра, заявив, что Украина еще не готова к вступлению.26
5 июня в Киеве состоялось рабочее совещание под руководством заместителя Министра обороны Украины Ю. Гусева по внедрению в украинском оборонном ведомстве стандартов НАТО. По результатам мероприятия, в котором приняли участие представители структурных подразделений Министерства обороны Украины и Генерального штаба Вооруженных Сил Украины, были утверждены два военных стандарта Министерства обороны Украины, на основе стандартов НАТО - STANAG 2920 и STANAG 4926.
6 июня во время расширенного заседания Коллегии Министерства обороны Украины под председательством главы ведомства С. Полторака было принято решение о создании специальной группы по разработке Концепции создания в ВСУ Сил специальных операций по стандартам НАТО.
17 июня Верховная Рада ратифицировала подписанное в 2013 г. соглашение с НАТО, позволяющее за счет технической помощи стран-членов НАТО перезахоронить радиоактивные отходы, образовавшихся в результате выполнения советских военных программ на Украине. Первый этап реализации соглашения касается объекта Госпогранслужбы «Вакуленчук» в Житомирской области, на его реализацию выделяется 508000 евро27.
20 июня сенатор США Дж. Маккейн, который возглавляет комитет американского сената по вооруженным силам, во время дискуссии в рамках конференции, посвященной вопросам безопасности, GLOBSEC в Словакии, назвал ошибкой решение НАТО по пересмотру решения о предоставлении Украины возможности стать членом Альянса.
В конце июня 2015 г. президент Украины П. Порошенко сообщил в интервью итальянскому изданию Corriere della Sera, что о вступлении Украины в НАТО можно будет говорить не раньше, чем через 6-7 лет, а также после проведения референдума.
1 июля Верховная Рада ратифицировала меморандум о сотрудничестве с НАТО и соглашение по поддержке и снабжения. 14 июля в Одессе начался визит оценочно-консультативной группы НАТО в ВМС Украины в рамках разработки пилотного проекта по восстановлению возможностей украинских ВМС. Во время визита делегация НАТО провела ряд переговоров с представителями украинской армии и посетили фрегат «Гетман Сагайдачный». 15 числа мероприятие продолжилось в Николаеве. Сейчас, согласно сообщению, этот проект проходит согласование в Генштабе и Минобороны.
17 июля государственному предприятию «410 завода гражданской авиации», входящая в состав Государственного концерна «Укроборонпром», вручили сертификат на осуществление ремонта авиационной техники в соответствии со стандартами НАТО.
31 августа Правительство Украины сообщило о введении 68 из 102 стандартов НАТО. Кроме того, в Кабмине отметили, что в этом году по стандартам НАТО провели украинские ВС провели 637 учений.
1 сентября 2015 г. начальник управления коммуникаций и прессы Минобороны Оксана Гаврилюк заявила, что украинская армия перешла на аптечки по стандартам НАТО. Кроме того, она рассказала, что разработаны стандарты подготовки военнослужащих с тактической медицины и подготовки санитарных инструкторов.
2 сентября стало известно, что Украина возобновляет участие в программе НАТО «Процесс планирования и оценки сил». Главный акцент, на этот раз, сделан на мероприятиях по усилению совместимости между вооруженными силами Украины и НАТО. Также с 1 по 12 сентября проходили многонациональные военно-морские учения «Sea Breeze» в Одесской и Николаевской областях, а также в северо-западной части Черного моря. В данных учениях принимали участие до 2,5 тыс. военнослужащих. Из них от Украины - до 1 тыс. человек, 9 кораблей, 8 вертолетов и самолетов, до 50 единиц колесной техники; от США - до 1 тыс. военнослужащих, пяти кораблей, до двух подводных лодок, до 40 единиц колесной техники. Кроме того, в мероприятии участвовали до 500 военных из стран НАТО и стран-участников программы «Партнерство ради мира». Премьер-министр Украины А. Яценюк на открытии учений заявил, что целью Украины является членство в НАТО, поскольку это позволит украинским Вооруженным силам присоединиться к мощной системы коллективной безопасности.
21-25 сентября 2015 г. на Яворивском полигоне возле Львова состоялись совместные учения Украина-НАТО по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций «UKRAINE-2015». Учения «UKRAINE-2015» состоялись в рамках годовой национальной программы сотрудничества Украина-НАТО на 2015 год. Основной целью проведения учений является углубление практического сотрудничества между ГСЧС Украины и соответствующими службами стран-членов и партнеров НАТО, а также отработка порядка взаимодействия при предотвращении и реагировании на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Таким образом, путь формирования политико-правовой основы отношений Украины и НАТО был долгим и непростым. В целом можно сказать, что за истекшие двадцать с лишним лет сложился комплекс зафиксированных договоренностей между Украиной и НАТО, которые обеспечивали им возможность развития отношений в самых разных сферах. На этой основе сложился механизм сотрудничества Украины и НАТО, были созданы условия для сближения стандартов, развивалось сотрудничество как в военной, так и в не военной сферах. Примечательным является то, что, несмотря на ускоренное движение к вступлению в НАТО при президенте В. Ющенко, весь необходимый задел для этого был сделан его предшественником Л. Кучмой. Главное отличие же в подходах второго и третьего президентов Украины к вопросу развития отношений с НАТО состояло в том, что Л. Кучма стремился не допускать больших перекосов в пользу какого-либо одного ключевого внешнеполитического партнера Украины и, напротив, пытался использовать противоречия между ними. В. Ющенко же сделал однозначную ставку на Запад, отдаляясь от России, от постсоветской интеграции, претендуя на роль альтернативного Москве центра силы в СНГ, фактически став лидером круга антироссийски настроенных стран-членов ГУАМ и Содружества демократического выбора.
Кризис, начавшийся на Украине на рубеже 2013-2014 гг., привел к власти националистов-радикалов, повлек за собой геополитическую декомпозицию украинского государства, ввергнул его в пучину гражданской войны, подорвал региональную безопасность в Европе и негативно сказался на безопасности глобальной. Для Украины события февраля 2014 г., связанные с государственным переворотом, стали переломными как с точки зрения национально-государственного строительства, так и определения внешнеполитических приоритетов. Выбор властей Киева в пользу национально-идентификационного проекта развития привел к краху прежнюю внешнеполитическую концепцию и утверждению новой, альтернативной по своей сути. Страна в течение постсоветского периода, балансировавшая между Россией и Западом, резко изменила вектор внешней политики и взяла четкий евроатлантический курс. Украинский кризис со всей очевидностью вскрыл и несовершенство действующей модели европейской безопасности, основанной на ключевой роли НАТО и периферийности российского фактора.
1 Хартія про особливе партнерство між Україною та Організацією Північно-Атлантичного Договору. URL: http://www.mns.gov.ua/content/chartia.html
2 Поглиблення співпраці Україна - НАТО: короткотермінові заходи НАТО, Україна; Заходи, Міжнародний документ від 21.04.2005. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/950_012
3 Там же.
4 НАТО в Украине. Секретные материалы. М.: Европа, 2006. URL: http://www.gramotey.com/?open_file=1269080284#TOC_id3092748
5 Riga Summit Declaration. // Riga on 29 November 2006. URL: http://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_37920.htm
6 Указ Президента України № 105/2007. Про Стратегію національної безпеки України. URL: http://www.president.gov.ua/documents/5728.html
7 Указ Президента України № 535/2007. Про Цільовий план Україна - НАТО на 2007 рік у рамках Плану дій Україна - НАТО. URL: http://www.president.gov.ua/documents/6345.html
8 Meeting of the NATO-Ukraine Commission at the level of Heads of State and Government. URL: http://www.nato.int/cps/en/natolive/official texts 8964.htm
9 Бабенко В.Н. Украина и Европейский союз: проблемы и перспективы / URL: http://ukros.ru/wp-content/uploads/2013/11/Бабенко.doc
10 Declaration on Alliance Security. // Kehl on 4 April 2009. URL: http://www.nato.int/cps/en/natolive/news_52838.htm
11 Декларація про доповнення Хартії про особливе партнерство між організацією Північно-атлантичного договору та Україною, підписаної 9 липня 1997 р. URL http://www.sdfm.gov.ua/articles.php?cat_id=274&art_id=1676&lang=uk
12 Там же.
13 Внешнеполитические заявления основных кандидатов на будущих президентских выборах 2010 г. // URL: http://www.analitik.org.ua/author/4ac9ef4d8448a/
14 Инаугурационная речь В. Януковича. Полный текст. // URL: http://for-ua.com/main/2010/02/25/110219.html
15 Про ліквідацію Міжвідомчої комісії з питань підготовки України до вступу в НАТО Президент України; Указ від 02.04.2010 № 496/2010. URL: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/496/2010
16 Там же.
17 Кабинет Министров утвердил план мероприятий по реализации Годовой национальной программы сотрудничества Украина-НАТО на 2010 год. URL:http://kievskarus.ucoz.ru/news/kabinet_ministrov_utverdil_plan_meroprijatij_po_realizacii_godovoj_nacionalnoj_programmy_sotrudnichestva_ukraina_nat o_na_2010_god/2010-06-22-656 (Доступ 16.11.2010).
18 Указ «Про забезпечення продовження конструктивного партнерства України з Організацією Північноатлантичного договору». URL: http://univd.edu.ua/img_uni/general/integr/11.doc
19Відносини НАТО-Україна: передісторія [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2014_09/20140908_140901-Backgrounder_NATO-Ukraine_uk.pdf
20 Отношения между НАТО и Украиной. URL: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_37750.htm?
21Росія розгорнула системи, які можуть використовуватися як ядерна [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rbc.ua/ukr/news/rf-razvernula-sistemy-vooruzheniy-kotorye-1432241476.html
22Турчинов О. Ядерна загроза з боку Росії - реальність [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ukrinform.ua/rubric-other_news/1846666-oleksandr_turchinov_yaderna_zagroza_z_boku_rosiii___realnist_2054841.html
23Київ не пропонував Заходу розмістити у себе системи ПРО [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pravda.com.ua/news/2015/06/6/7070420/
24Генсек НАТО: никто за пределами альянса не может мешать его расширению [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tvrain.ru/articles/gensek_nato_nikto_za_predelami_aljansa_ne_mozhet_m-387930/
25Не всі країни-члени НАТО готові підтримати вступ України до Альянсу [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zn.ua/news/2015/05/28/ne_vsi_krayiny_chleny_nato_gotovi_pidtrymaty_vstup_ukrayiny_do_alyansu_____yacenyuk
26У НАТО заявляють, що Україна ще не готова до вступу [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pravda.com.ua/news/2015/05/27/7069244/
27НАТО допоможе Україні з ядерними відходами, але половина - на неконтрольованих територіях [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pravda.com.ua/news/2015/06/17/7071514/
Комментарии читателей (0):