G7: кто диктует правила международному клубу?

12 мая 2016  14:36 Отправить по email
Печать

Давление на союзников – излюбленная тактика США в борьбе за сферы влияния. Механизмы этого давления сегодня самые разнообразные. США в двусторонних и многосторонних отношениях со своими партнерами предпочитают играть роль «первой скрипки», представляя волю одного волей большинства. Североатлантический Альянс (НАТО) дает отличную возможность американской стороне реализовать свои гегемонистические устремления. С момента создания и до сегодняшнего дня именно США диктуют правила, которыми руководствуются страны НАТО.

Однако, США явно недостаточно «узкого» круга военно-политических вопросов, которые они решают за страны-члены Альянса. Последнее время все больше внимания уделяется экономическим организациям, таким как G20, G7, ВТО. Бесспорно, США - глобальный экономический игрок. Американский доллар, как мировая валюта, высокие объемы товарооборота, сильный финансовый сектор, а также большие денежные вливания в международные экономические организации обеспечивают США доминирующие позиции. При этом, через экономические вопросы США пытаются реализовать свои политические устремления. Одним из наиболее ярких примеров стала приостановка участия России в 2014 г. в международном экономическом клубе «Большая восьмерка» (G8) в связи с «украинским кризисом» и крымскими событиями.

Примечательно, что официальные представители США после отказа принять участие в саммите G8 в Сочи, проведение которого было назначено на 4-5 июня 2014 г., не сделали официальных заявлений по этому поводу. А о решении семи членов «Большой восьмерки» приостановить участие России в клубе и вовсе сообщил широкой публике министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус. Также французский министр отложил, т.е. просто отменил, встречу на высоком уровне в Москве между министрами обороны и министрами иностранных дел России и Франции, заявив, что «это может быть неправильно понято» [1]. Кем и как именно это может быть неправильно понято не уточнялось. Вероятно, Франция, относительно недавно вернувшаяся в военно-политические структуры НАТО, не отправила представителей в Россию отнюдь не по собственным убеждениям. Это продиктовано тактикой США действовать руками своих союзников по НАТО. Такая тактика проверена временем, она была использована и в российско-грузинской войне, и в событиях Арабской Весны.

Чего ожидали от России страны-члены G7, и в первую очередь, США в такой ситуации? Очевидно, расчет был на то, что Россия сделает ряд поступательных шагов в сторону сближения своей позиции с Западом по «украинскому кризису», изменит решение по Крыму. Но расчет оказался ошибочным. Россия не выказала желания любой ценой вернуть себе прежний статус в международном клубе. Более того, в заявлениях официальных лиц прослеживалась идея того, что Россия считает G20 более весомой международной площадкой для обсуждения актуальной мировой повестки дня. Что касается получившейся G7, то она по-прежнему остается неформальным международным клубом с узким кругом членов, решения которого носят рекомендательный характер.

Постоянно заходит речь об условиях возвращения России в «Большую восьмерку». В 2015 г. наиболее актуальным условием было исполнение Россией Минских соглашений. Основным условием Комплекса мер по выполнению минских соглашений является прекращение огня обеими сторонами конфликта (Киевом, с одной стороны, и Донецкой и Луганской областями, с другой). Какую ответственность могут взять на себя стороны, завизировавшие документ, а также Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ, если киевские власти нарушают основные пункты Минских соглашений?! Участники миссии ОБСЕ, которые призваны следить за соблюдением пунктов договора, зачастую и вовсе не могут попасть к месту событий в силу того, что это опасно для жизни. Таким образом, можно говорить о том, что теоретическая возможность возвращения России в G8 через реализацию Минских договоренностей это лишь причина для того, чтобы оттянуть момент возобновления работы «Большой восьмерки».

Прежде всего, это невыгодно США, которые препятствуют процессу восстановления отношений стран-членов G7 с Россией. Последнее время активное давление оказывается на Японию. Это связано с визитом премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Сочи и попыткой наладить двусторонние российско-японские отношения. Активизация переговоров между Россией и Японией по таким важным вопросам как принадлежность Курильских островов и экономическое сотрудничество станет обоюдовыгодной для обоих государств. План экономического российско-японского взаимодействия, представленный премьер-министром Синдзо Абэ президенту России В. Путину, может стать важным шагом для дальнейшего сотрудничества в обход каких-либо неформальных клубов.

Но демонстрация Японией своей точки зрения на региональные проблемы вызывает неодобрения ее ключевого союзника в регионе АТР – США. Официальный представитель Госдепа США Элизабет Трюдо, комментируя визит Премьер-министра Японии в Россию, заявила, что «США продолжают консультироваться с правительством Японии по ряду региональных и глобальных проблем и призывают страны ЕС и G7 поддерживать и разделять их общие подходы к России» [2]. Но действительно ли те подходы, которые выработали США по отношению к России, являются общими?

Очевидно, что Япония намерена пойти на сотрудничество с Россией вопреки предостережениям США, вопреки отстранению России от работы «Большой восьмерки» и даже вопреки антироссийским санкциям. Учитывая, что визит премьер-министра Японии в Россию стоит в череде его поездок в страны-члены G7, можно говорить о том, что Япония по-прежнему признает важную роль России в этом международном клубе.

Япония не единственный член G7, который готов вернуться к формату G8. Официальный представитель Германии, министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер неоднократно заявлял о необходимости возвращения России в «Большую восьмерку» и продолжения работы в прежнем формате [3]. Такая позиция Штайнмаейера продиктована интересами Германии. До вступления в силу антироссийских санкций Германия и Россия имели высокий уровень товарооборота. Санкции подорвали как экономические, так и политические связи двух стран. Приостановка участия России в Совете Европы, а также в «Большой восьмерке» послужила тому, что площадок для поиска политического консенсуса, а также налаживания экономического и энергетического сотрудничества столо меньше. Какую бы форму для развития сотрудничества с Россией ни выбрала Германия, это вызовет неодобрение со стороны США. Опыт Японии отчетливо это продемонстрировал.

На основании реакции США на шаги некоторых стран-членов G7 по сближению с Россией можно говорить о том, что они готовы и дальше вмешиваться во внутренние дела других государств. Американской стороне выгоден если не конфликт между Россией и Японией, то по меньшей мере стабильная неопределенность, которая существует между ними. Такую неопределенность создает отсутствие между Россией и Японией послевоенного мирного договора, а также территориальный спор по Курильским островам. Визит Синдзо Абэ в Россию говорит о том, что обе стороны готовы двигаться в направлении решения этих вопросов планомерно и поступательно, наращивая сотрудничество пока в экономической сфере. Но именно экономические контакты могут помочь повысить уровень взаимного доверия и создать почву для решения политических вопросов. США пытались добиться международной изоляции России, открыто или через своих партнеров по НАТО лишить ее права голоса на различных дискуссионных площадках. Однако, уже сегодня стал очевиден провал их усилий. Желание и необходимость взаимодействовать с Россией все чаще демонстрируют ее соседи и давние партнеры.

[1] Fabius:"La Russie est totalement isolée". Europe 1. http://www.europe1.fr/international/fabius-la-russie-est-totalement-isolee-1916677

[2] U.S. Department of State. Elizabeth Trudeau. Director, Press Office. Daily Press Briefing. Washington, May 9, 2016. http://www.state.gov/r/pa/prs/dpb/2016/05/257039.htm#JAPAN

[3] Der Spiegel. Gipfel in Elmau: Steinmeier wirbt für Rückkehr Russlands zu den G7. http://www.spiegel.de/politik/ausland/g7-in-elmau-steinmeier-wirbt-fuer-rueckkehr-russlands-zur-g8-a-1037064.html

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Pavlenko.V
Карма: 132
13.05.2016 13:13, #30186
1) Форматы G7 и G20 - разные. G7 - неофициальный рупор Трехсторонней комиссии (подр.: http://www.iarex.ru/articles/52589.html); G20 - институт, выстроенный на базе базельского Банка международных расчетов (вместе с МВФ и ВБ, он входит в коллективный "мировой центробанк").
2) Структурно - по этапам:
- Учредители БМР: Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Франция + 5 банков из США (ФРБ Нью-Йорка, Citi, JP Morgan, FNB Нью-Йорка и Чикаго;
- Совет директоров БМР - те же 5 стран + Швеция, Нидерланды, Швейцария;
- G10 (на самом деле 12): предыдущие 8 + США, Канада, Япония, Саудовская Аравия;
- теперь G20 (с 1999 г. в формате глав ЦБ и МФ; с 2008 г. - глав государств и правительств):
те же 12 (страны "первого порядка") минус Швейцария, Швеция, Бельгия, Нидерланды + "страны второго порядка": члены БРИКС, Австралия, Аргентина, Индонезия, Мексика, Турция, Южная Корея + ЕС (всего, включая Германию, Францию, Италию, Великобританию, 5 мандатов) + (за рамками 20-ти) МВФ (представляют директор-распорядитель и председатель Международного валютно-финансового комитета) и ВБ (от него президент группы и председатель Комитета по развитию).
3) Иллюстрация: СФС (FSB) формально относится к G20; фактически действует как структурное подразделение БМР; там же составляются ежегодные банковские "списки на помощь".
4) ИТОГО:
- в G20 Россия - страна "второго порядка";
- в G8 вообще "не пришей кобыле хвост", ибо к "трехсторонним" регионам ни Россия, ни СССР никогда не относились;
- БРИКС - симулякр.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть