О чем собственно сказал президент П. Порошенко – о поместной церкви, которую якобы необходимо создать на Украине. Начнем с того, что не очень понятно, почему это заявление вызвало такой резонанс именно сейчас. Ведь аналогичные слова президента звучали еще в начале этого года на его пресс-конференции. А до него другой украинский президент В. Ющенко тоже активно лоббировал создание единой поместной церкви на Украине, ядром которой стала бы Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ-КП).
Поместная церковь – это церковь, которая имеет единственный синод (или совет старейшин) и привязана скорее к месту, определенной территории, чем к нации, которая на ней проживает. Сейчас мировое православие состоит из 16 канонических поместных православных церквей, которые объединены духовно и имеют формальный общий центр в Константинополе. Среди них, в частности, Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская, Антиохийская, Сербская, Греческая, Грузинская, Болгарская, Русская церкви.
Теперь глава украинского государства выступает в поддержку создания украинской поместной церкви. Проблема, однако, заключается в том, что на Украине уже есть единая поместная православная церковь – это Украинская православная церковь (УПЦ), которая находится в каноническом единстве с Русской православной церковью, потому для лучшего понимания ее статуса в скобках нередко употребляется аббревиатура «МП» (Московский Патриархат), однако это приложение не является частью официального названия.
Фактически УПЦ-МП является полностью независимой церковью, поэтому слова П. Порошенко о недопустимости вмешательства в украинские церковные процессы другого государства, являются откровенной ложью.
Давайте разберемся в весьма запутанной конфессиональной ситуации, которая сложилась на Украине. На сегодняшний день в этой стране существует так называемый «церковный узел», состоящий из Украинской православной церкви Московского Патриархата (УПЦ-МП) во главе с блаженнейшим митрополитом Онуфрием, Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ-КП) во главе с патриархом Филаретом и Украинской Автокефальной Православной церкви (УАПЦ) с предстоятелем митрополитом Киевским и всея Украины Макарием. Кроме того, среди церквей, активно развивающихся в настоящее время, можно назвать Римско-католическую церковь, Греко-католическую церковь (униатскую), Армяно-Григорианскую церковь. Всего по данным Религиозно-информационной службы Украины, религиозную сеть в стране составляют 55 вероисповедных направлений.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Нас в контексте заявлений П. Порошенко в наибольшей степени интересует именно «церковный треугольник» УПЦ-МП – УПЦ-КП – УАПЦ. Напомним, что процессы, связанные с демократизацией церковной жизни и распадом СССР, привели к нарастанию напряженности в православной религиозной среде на Украине. В 1992 г. по инициативе главы Украинской православной церкви (УПЦ) митрополита Филарета и главы УАПЦ патриарха Мстислава состоялся Объединительный собор, который создал на базе УПЦ и УАПЦ Украинскую православную церковь – Киевский патриархат (УПЦ-КП). Но решения этого собора не нашли поддержки среди части клира и мирян УАПЦ. Они не вошли в объединенную церковь. В июне 1995 г. состоялась регистрация государственными органами Устава УАПЦ. Московский же патриархат еще в 1992 г. провел в Харькове епископское собрание, на котором вместо митрополита Филарета главой УПЦ был избран митрополит Владимир. Возглавляемая им УПЦ-МП – единственная признанная прочими поместными православными церквами православная церковная структура на Украине, самоуправляемая Церковь в составе Московского Патриархата с правами широкой автономии. Каноничность УАПЦ и УПЦ-КП не признается поместными православными церквями.
УПЦ-МП за исключением трёх областей Галичины (Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской) является доминирующей конфессией на всей территории страны. УПЦ-КП имеет влияние среди верующих в основном на западе Украины – в Галиции и на Волыни, а также в Киевской и Черкасской областях. Ни в одной области Украины УПЦ-КП не является доминирующей конфессией: на западе Украины таковой является Украинская греко-католическая церковь. В трёх областях Галиции УПЦ-КП имеет больше приходов, чем УПЦ-МП. Прихожане УАПЦ проживают в основном в Киевской, Харьковской, Полтавской, Одесской, Черкасской, Львовской, Винницкой, Ивано-Франковской и Тернопольской областях.
Самой большой Церковью по количеству зарегистрированных общин в Украине является УПЦ-МП. На сегодняшний день эта конфессия имеет 11 952 общин. Служение несут 9 680 священнослужителей. Второй по численности зарегистрированных общин на территории Украины является УПЦ-КП. Она насчитывает 4 371 общин и 3 021 священнослужителей. Третьей по величине Православной Церковью в Украине является УАПЦ, которая насчитывает 1 190 приходов, в которых несут служение 699 священников. Украинская Греко-Католическая Церковь является наибольшей Восточной Католической Церковью в мире. В Украине она насчитывает 3 646 приходов, в которых несут служение 2 424 священника. Римско-Католическая Церковь имеет 909 приходов. Служение совершают 579 священников
Однако главный вопрос это, конечно, число прихожан, к мнению которых апеллирует украинский президент. Здесь ситуация неоднозначная.
В 2010 г. 23,6 % жителей Украины относили себя к УПЦ-МП, второе место у УПЦ-КП – 15,1 %. Если взять данные 2013 г. (до начала украинского кризиса), то УПЦ-КП насчитывала уже около 33,6%, а УПЦ-МП – около 28%. Данные 2015 г. показывают соотношение прихожан УПЦ-КП и УПЦ-МП, 44% и 21% соответственно. Правда заметим, что данный опрос проводился на всей территории Украины за исключением Крыма и Луганской области. Показатели 2016 г. - УПЦ-КП и УПЦ-МП, 32% и 27%. Опрос был проведен во всех регионах Украины (за исключением Крыма, Донецкой и Луганской областей), с дополнительной выборкой в Донбассе на территориях, подконтрольных официальному Киеву. Как видно, данные противоречивые. С одной стороны, налицо сокращение паствы УПЦ-МП. Тенденция к увеличению количества приверженцев УПЦ-КП наблюдается с 2006 г. Ведь УПЦ-КП была в фаворе у властей. Это и не удивительно с учетом той политики властей, которая проводилась на Украине. Иначе и не объяснить ту практику, когда откровенно закрывались глаза на захваты храмов у УПЦ-МП.
Вместе с тем нужно сказать, что УПЦ-МП остаётся самой влиятельной православной церковью на Украине. Одна из причин именно ее каноничность. А кроме того, специфика оценки масштабов церковных организаций. В православном мире принято считать количество приходов, а не количество прихожан. А здесь, как мы говорили выше, УПЦ-МП значительно превосходит УПЦ-КП. И П. Порошенко ли не знать об этом, когда он говорит о растущей поддержке среди населения.
В данном контексте очень интересна личность самого П. Порошенко с точки зрения его отношений с религией. Петро Алексеевич был воцерковлен именно в УПЦ-МП. В 2009 г. на праздник Троицы он был рукоположен в диаконы УПЦ-МП. Диакон – базовый «уровень» иерархии в «белом священстве» ортодоксального обряда, которое доступно женатым. Более того П. Порошенко является православным образца Ионинского монастыря, который известен своим русофильством. Однако последние два года, украинский глава встречает Православное Рождество с прихожанами УПЦ-КП в Ивано-Франковской области. В 2015 г. он посещал службу в Крестовоздвиженском монастыре. А в 2016 г. – в церкви Святых Апостолов Петра и Павла.
В подобном подходе главы государства нет ничего удивительного. Ведь УПЦ-МП в лице своего предстоятеля митрополита Онуфрия и епископов не поддерживает политику киевского режима в отношении собственных граждан. Примером тому является отказ преподобнейшего Онуфрия почтить стоя память погибших солдат в так называемой АТО. В общем Петро Алексеевич своими заявлениями побуждает вспомнить фразу из фильма «Особенности национальной охоты» - «Жить захочешь, не так раскорячишься».
В заключении отметим, что идея создания поместной Церкви на Украине находит поддержку, прежде всего на западе страны. В остальных регионах преобладает безразличное или неопределенное отношение к этому вопросу.
В любом случае, вопрос, о котором высказался П. Порошенко, является вопросом не религиозного, а исключительно политического характера.
Комментарии читателей (0):