Чего ждать от Токио на предстоящих российско-японских переговорах?

В преддверии возможной российско-японской встречи на высшем уровне
17 апреля 2016  17:02 Отправить по email
Печать

Дальневосточным центром региональных исследований был проведен анализ публикаций зарубежных СМИ и исследовательских структур, занимающихся изучением международных отношений в АТР, а также обсуждения проблем внешней политики Японии на международных интернет-форумах. По результатам этого исследования были сделаны выводы о возможных вариантах предложений, которые японская сторона может вынести на обсуждение в ходе будущего саммита.

Как показывает проведенный анализ, Синдзо Абэ считает сложившуюся в настоящее время ситуацию благоприятной для того, чтобы обеспечить в 2016 году достижение успешного результата в переговорах с Россией по территориальному вопросу. В частности, наступление затишья в конфликте на востоке Украины вкупе с обозначившейся возможностью расширения сотрудничества между странами G7 и России в борьбе с исламским терроризмом, а также сближением позиций относительно ядерного испытания и запуска ракеты Северной Кореи создают благоприятный фон для того, чтобы обозначить возможности активизации российско-японского сотрудничества, постепенной отмены санкций и выхода России из экономической изоляции.

В этих условиях Абэ стремится сыграть роль «посредника» между Россией и западными странами, который будет добиваться не просто смягчения позиции G7 в отношении Москвы, но и возвращения России в эту структуру. При этом Токио готово подать другим странам пример и первым заявить о смягчении введенных против РФ санкций и активизации торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.

Более того, предполагается, что японская сторона в ходе переговоров с РФ заявит, что может взять на себя миссию представить позицию и предложения Москвы по ключевым вопросам на предстоящем саммите G7. Как полагают японские эксперты, в условиях значительного ухудшения экономической ситуации в России Москва должна быть весьма заинтересована в том, чтобы получить подобную поддержку от Токио.

В своей стратегии по вопросу переговоров с Россией Синдзо Абэ делает упор на решении проблем в ходе личного общения с президентом РФ Владимиром Путиным, поскольку такой подход он считает более эффективным, чем длительные консультации по линии внешнеполитических ведомств двух стран. Особое значение при этом придается предстоящей неофициальной встрече в начале мая (ориентировочно 6 мая) в Сочи, так как Абэ считает неформальное общение наиболее действенным и рассчитывает убедить Путина в целесообразности достижения взаимоприемлемого компромисса по территориальному вопросу в обмен на экономические выгоды (в виде инвестиций) и внешнеполитические дивиденды (в виде японской поддержки отмены санкций и возвращения России в G7).

Как показывает анализ высказываний японских и американских экспертов, разрабатываемая позиция Абэ на предстоящих неофициальных переговорах с Путиным будет, предположительно, базироваться на следующих вариантах.

Прежде всего, наиболее вероятно, что Абэ сначала будет пытаться убедить российского президента в необходимости признать обоснованность претензий Японии на суверенитет над всеми четырьмя островами, что соответствует базовой позиции Токио о том, что она имеет право на эти острова по договору 1855 года. Обозначение этой позиции принципиально важно не потому, что Япония рассчитывает на признание ее Россией, а исключительно как демонстрация Китаю и Корее, что Токио никогда не изменит своей позиции в отношении островов Сенкаку (Дяоюйдао) и Такэсима (Токто). Кроме того, это необходимо для подтверждения японским премьером неизменности принципиальной позиции Токио, чтобы избежать обвинений со стороны националистически настроенных представителей японской элиты, в первую очередь, в военных кругах, в отходе от «генеральной линии», предполагающей безусловное признание японского суверенитета над всеми «северными территориями».

Между тем, Синдзо Абэ не рассчитывает, что президент России Владимир Путин согласится отдать все четыре острова, все понимают, что рассчитывать на это не приходится. Однако в данном случае японский премьер не намерен требовать немедленного возвращения всех островов, а предложит компромисс, заключающийся в том, что в случае признания Россией прав Японии на эти острова, Токио готов обсуждать и максимально гибко подходить к срокам фактической передачи островов.

Предполагается, что данный вариант означает передачу Шикотана и островов Хабомаи в течение пяти - десяти лет. Что касается Итурупа и Кунашира, эти острова могут быть оставлены России для ведения хозяйственной деятельности на более длительный срок, что позволит населению этих островов продолжать жить здесь в течение следующих, как минимум, 50 лет, после чего должно быть заключено новое соглашение, по которому этот статус может быть продлен либо острова будут переданы японской или совместной администрации с сохранением за местными жителями права жить здесь на равных я японцами условиях. При этом в течение 50-летнего срока российского управления островами Япония будет активно стимулировать своих подданных к их посещению, а также поощрять инвестиции в их развитие. Вместе с тем, данное предложение предполагает, что в течение этих 50 лет острова будут полностью демилитаризированы, и впоследствии Япония также возьмет на себя обязательства не размещать здесь вооружения, способные угрожать России. По мнению японских экспертов, этот вариант может оказаться вполне удобным для России, поскольку позволяет ей на длительный срок сохранить контроль над двумя крупнейшими островами, составляющими 93 процента от всей площади спорных территорий.

В случае вполне ожидаемого отказа России признать право Японии на все четыре острова может быть выдвинуто предложение о разделе территорий по принципу 50 на 50 исходя из их площади. В основу данного варианта заложено японское трактование тезиса российского президента Владимира Путина о «ничье» в территориальном вопросе с Японией как обозначения возможности раздела «северных территорий» поровну. Однако исходя из площади сухопутных территорий, данный вариант, по расчетам японских экспертов, означает, что к Японии должны отойти Шикотан, Хабомаи, Кунашир и часть острова Итуруп, на котором должна быть установлена новая линия границы. Данный вариант также предполагает, что на среднесрочный период (50 лет) Кунашир и южная часть Итурупа будут находиться под управлением России. Также в рамках этого варианта возможен отказ Японии от южной части Итурупа, что снимет проблемы создания сухопутной границы. Фактически, по мнению японских экспертов, данный вариант для Токио уже является серьезной уступкой, так как предполагает отказ от принципиальной позиции, заключающейся в признании.

Анализ высказываемых японскими и американскими экспертами оценок формирования позиции Токио по вопросу развития отношений с Москвой, в том числе по вопросу заключения договора о мире и урегулирования территориальной проблемы, свидетельствует о том, что в подготовке и ведении переговоров с Россией японский премьер-министр Синдзо Абэ отводит ведущую роль лично себе и в большей степени учитывает мнение только доверенных специалистов из числа ближнего окружения, тогда как участие японского Министерства иностранных дел в этом процессе минимизируется и сводится к протокольному. Это отчасти обусловлено тем, что Абэ считает деятельность МИД во решению территориальной проблемы с РФ малоэффективной. Однако главной причиной является стремление сузить круг лиц, посвященных в подготовку и проведение переговоров, чтобы избежать преждевременной утечки информации, обнародование способно привести к срыву достигнутых договоренностей, как это уже было ранее.

Между тем, по оценкам ряда экспертов, представители МИД Японии в неофициальных высказываниях крайне скептически оценивают перспективы урегулирования территориального вопроса с Россией, отмечая, что Синдзо Абэ переоценивает заинтересованность Москвы в смягчении санкций и привлечении японских инвестиций в развитие Сибири и Дальнего Востока, одновременно недооценивая значимость общественного мнения в РФ для решения территориальных вопросов в условиях усиления патриотических настроений. Отмечается, что вопрос о принадлежности Южных Курил для населения РФ намного более важен, чем для жителей Японии, среди которых, согласно данным проведенного японским правительством в 2013 году опроса, о сути этой проблемы знают лишь 40.5 процента, а принять активное участие в действиях по возвращению «северных территорий» готовы только 3.2 процента. При этом в Сахалинской области порядка 80 процентов жителей в случае передачи Южных Курил Японии готовы требовать отставки президента, а 17.8 процента готовы с оружием защищать эти территории.

Учитывая высокую степень политизации населения РФ, а также предстоящие в 2016 году выборы в Государственную Думу и в 2018 году – выборы президента России, многие японские эксперты считают проведение переговоров по указанным предложениям о решении территориального вопроса обреченным на неудачу. Отмечается, что в современных условиях единственным вариантом, на который с определенными оговорками может согласиться российская сторона, является договоренность 1956 года, согласно которой Япония получит только Шикотан и Хабомаи, поскольку такой раздел островов также номинально считается вариантом 50 на 50 и соответствует российскому пониманию путинского тезиса «ничья» (хикиваке). При этом указывается, что даже такой вариант может быть сопряжен с тем, что Россия не признает японский исторический суверенитет над этими двумя островами, а просто передаст их в качестве «жеста доброй воли» и в соответствии с договоренностями 1956 года, и это означает, что договор о мире должен быть подписан до передачи островов.

Данный вариант, по оценкам экспертов, также присутствует среди подготовленных для Синдзо Абэ предложений, однако рассматривался им как самый малоприемлемый. Вместе с тем, озвученное недавно вице-премьером Правительства РФ Аркадием Дворковичем предложение разрешить японским компаниям приобретение контрольных пакетов в крупных энергетических проектах, а также совместное участие в экономическом развитии Курильских островов в рамках «экономической зоны нового типа» заставило представителей окружения Синдзо Абэ рассматривать новый вариант, предполагающий принятие данного предложения России при условии передачи Японии Шикотана и Хабомаев.

Хотя представители националистических движений Японии воспримут данный вариант как отступление и проявление слабости действующего правительства, у Абэ, по мнению экспертов, есть возможность попытаться «сохранить лицо», представив данную договоренность как прорыв в решении территориального вопроса и обозначив, что это был первый этап, а решение вопроса о двух других островах по согласованию сторон отложено на будущие поколения. В этом случае, однако, соглашение о передаче островов должно быть приложением к договору о мире, и в соглашении по островам должно быть отмечено предоставление Японии не только возможности получить контрольный пакет крупных энергетических проектов, но и других преференций (режима наибольшего благоприятствования) в плане инвестиций и ведения бизнеса на Итурупе и Кунашире, а также упрощенного визового режима (или его отмена для этих территорий). Аналогичный режим может быть введен и Японией для России на Шикотане и Хабомаях.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть