Религиозный экстремизм в Казахстане относительно новое явление, проявившееся уже в XXI веке. Ислам в Казахстане в целом носит умеренную направленность. Тем не менее, распространение экстремистских идей в мире заставляет обратить пристальное внимание на регион, на первый взгляд далекий от религиозного радикализма.
Наблюдаемое нами «религиозное пробуждение» конца XX – начала XXI вв. охватившее страны Центральной Азии сказалось и на Казахстане. Интерес к собственным корням, религии проявляется в строительстве мечетей и знакомстве с религиозной литературой и пр. в целом положительными явлениями. Вместе с умеренной религиозной литературой и проповедниками, в регион проникают и экстремистские идеи захватывающие умы молодежи. Следствием этого является отток некоторых наиболее радикально настроенных лиц в страны Ближнего Востока для участия в вооруженных действиях на стороне исламистов.
В интернете появляется информация о боевиках террористических группировок родом из Казахстана воюющих на Ближнем Востоке. Эксперты называют разные цифры представителей стран Центральной Азии участвующих в боях на стороне исламистов в Сирии и Ираке. В списке стран, откуда вербуются экстремистами боевики значится и Казахстан. По информации ICSR (Международный центр исследования радикализма и политического насилия) в рядах ИГИЛ на 2015 г. числилось «выходцев из Казахстана – 400 человек, Кыргызстана – 100, России – 800-1500, Таджикистана – 190, Туркменистана – 360, Украины – 50, Узбекистана – 500».[1] По данным Контртеррористического центра США, казахстанцев в ИГ более 1000.[2] В сети появляется цифра в 300 человек, передает радио Азаттык со ссылкой на официальные источники.
Пропаганда религиозного экстремизма из вне ложится на подготовленную почву в особенности в Западных [3] и Южных провинциях Казахстана. По словам главного имама Мангистауской области Дуйсена Хасниязова, впервые «ваххабиты» появились в регионе в 1994 г.[4] Множество салафитов присутствует также и в Южном Казахстане. Эксперты склоняются к мнению, что число незарегистрированных мечетей вдвое превышает количество зарегистрированных в ДУМе Казахстана (Духовное управление мусульман). Это уйгурские и дунганские мечети в ряде районов Алматинской области, узбекские мечети Сайрамского района в Южно-Казахстанской области.[5]
Представители городов Западного Казахстана уже мелькали в СМИ как участники ИГ, сжигающие свой казахстанский паспорт.[6] Близость Западного Казахстана к Татарстану, Чечне и Дагестану позволяет экстремистам из указанных российских регионов находить убежище в этих районах. По крайней мере, в некоторых публикациях в интернете есть попытка увязать исламистские группировки Татарстана и Казахстана. Некоторые авторы в СМИ указывают на связь радикальных исламистов Запада Казахстана со своими идейными вдохновителями в Астрахани.[7]
Для Астаны западные провинции имеют стратегическое значение. Именно здесь сосредоточены основные углеводородные запасы страны. Поэтому Комитет национальной безопасности Казахстана проводил зачистку этого региона от религиозных экстремистов еще в конце 1999 г. и в 2006 – 2007 гг.[8] Уже в 2011 г. по стране прокатилась серия терактов, с участием в т.ч. и смертников (самоподрыв смертника в Актобе, нападение экстремистов на полицейских в пос. Шубарши [9], теракты в Жанаозене[10]). В октябре 2011 г. несколько взрывов прогремело в Атырау. Ответственность за взрывы в Атырау взяла на себя радикальная группировка «Солдаты Халифата».[11] По мнению российских экспертов, салафиты подключались к протестам в Жанаозене в 2011 г.[12]
Спецслужбы Казахстана нанесли ответный удар. В 2011-2012 гг. они нейтрализовали 42 экстремистские группы.[13] В середине 2010-х религиозный экстремизм получил новый импульс развития на Ближнем (образование ИГИЛ на территории Сирии и Ирака) и Среднем Востоке (взятие талибами Кундуза – яркий пример увеличения их влияния на фоне сокращения американского присутствия в регионе).
В условиях информационной открытости современного общества пропаганда религиозного экстремизма исходящая из стран Ближнего и Среднего Востока закономерным образом достигает рубежей Казахстана. Руководство КНБ Казахстана в лице Нуртая Абыкаева заявляет о том, что «страна столкнулась с «массовой вербовкой, пропагандой, идеологическим экстремизмом и терроризмом посредством Интернета», а также «незаконным ввозом в страну экстремистской литературы различными миссионерами».[2]
Активизация пропаганды международного религиозного экстремизма в основном нацелена на молодежь, где «бойцы джихада» представляются в роли неких бунтарей вроде Че Гевары с ореолом романтизма (например, возраст участников нападения на дом Печати в Грозном не превышал 30 лет,[14] а теракты в Париже совершали, в том числе, и подростки). Неспособность задавить экстремистов силовыми методами позволяет говорить о высоком потенциале исламистских группировок в Казахстане, включая регионы непосредственно граничащие с Россией.
Экстремисты могут использовать сложный национальный состав Казахстана для пропаганды религиозного экстремизма и сепаратизма среди «нетитульных» мусульманских народов страны. В этом контексте салафизм в миксе с национализмом может распространяться и на российские территории со значительным мусульманским населением (со стремлением вбить клин между татарами, башкирами, аварцами, даргинцами и пр. мусульманскими народами и русскими). Богатство углеводородным сырьем запада Казахстана может привлечь внимание международных экстремистских групп. Заинтересованность в этом регионе есть среди стран, чьи компании занимаются разработкой месторождений в этом районе (США и Великобритания).[15] России и Казахстану необходимо акцентировать внимание на деятельности религиозных объединений радикальной направленности с целью предотвращения вероятного появления транснациональных экстремистских групп, действующих в российско-казахстанских регионах.
Рост религиозного экстремизма и распространение его влияния на регионы, для населения которых не были характерны фундаменталистские взгляды в недавнем прошлом, есть повсеместное явление в современном мире. Джихадисты активно используют современные интернет технологии для работы с молодежью, удачно эксплуатируют межнациональные и социальные проблемы населения. Особенно опасно распространение экстремизма в странах постсоветского пространства, где по причине религиозных притеснений в советские времена еще только складываются традиции. Люди искренне интересуются религиозной тематикой, порой некритично воспринимая наставления проповедников из стран Ближнего Востока.
В этих условиях России и Казахстану необходимо разработать комплекс мер направленных на противодействие экспансии экстремизма. Во-первых, необходима кропотливая просветительская работа в области понимания основ веры, которая должна лечь на мусульманское духовенство России и Казахстана. Во-вторых, следует последовательно повышать доверие граждан к органам власти и формировать институты общественного контроля с целью пресечения злоупотреблений должностными лицами. В-третьих, ответом на попытки разжигания межнациональной вражды должна стать комплексная стратегия, нацеленная на решение проблем малых народов с государственной поддержкой интереса людей к собственной культуре и традициям. Соучастие граждан всех национальностей в общегосударственных процессах, внимание к культуре разных народов должно стать эффективным противоядием экстремизму. В-четвертых, органам власти следует оперативно решать социальные проблемы населения, поскольку бедность есть непременный спутник радикализма.
Особняком в перечне профилактических мероприятий должна стать молодежная политика. Её суть сводится к предоставлению широкого ряда перспектив для самореализации молодым людям, включая религиозную и политическую сферу. Казахстан, как и значительная часть России (где по самым скромным оценкам проживают более 10 млн мусульман) является неотъемлемой частью исламского мира. Не отходя от принципа светских основ государственности, следует создавать комфортные условия для этой части нашего общества для недопущения ее отчуждения с последующей радикализацией.
Распад СССР ознаменовал пересмотр идеологических доктрин и поиск новых источников легитимации власти. Еще до распада Союза в странах Средней Азии усиливалось влияние религиозных ценностей. Падение железного занавеса резко ускорило этот процесс. В 1990-е гг. наблюдается тенденция политизации ислама. В ряде государств Центральной Азии появляются исламские партии, которые вскоре были запрещены, поскольку противоречили светским идеологическим установкам правящих элит региона, тесно связанных с позднесоветской номенклатурой.
Казахстан, по сравнению с Узбекистаном и Таджикистаном, представляет принципиально иной случай. Светские устои казахстанского общества и этнополитическая фрагментированность не позволили исламистам иметь серьезный вес в политике. В начале 2010-х гг. под влиянием, во многом внешнего фактора, радикальные религиозные группы начали блекло заявлять о себе. Вместе с тем, террористические акты в республике носят единичный характер.
Эффективная деятельность казахстанских силовых структур, отсутствие массовой поддержки радикальных исламистских идей среди населения приводят к маргинальному статусу экстремистских течений. Они не способны канализировать массовые протесты в одиночку. Тем не менее, наблюдается мировая тенденция роста влияния радикальных экстремистских групп даже в тех районах, где прежде они отсутствовали. Поэтому только пристальное внимание казахстанских властей к радикалам, комплексный подход к решению социально-эконмических вопросов и антитеррористическая пропаганда в тесном сотрудничестве с духовенством позволят уберечь страну от религиозного фундаментализма в будущем.
1. Казахстанские добровольцы в рядах ИГИЛ: смерть в погоне за иллюзиями http://www.zakon.kz/4747832-kazakhstanskie-dobrovolcy-v-rjadakh.html
2. Казахский боевик ИГ сжег паспорт http://rus.azattyq.org/content/boevik-ig-iz-kazakhstana-passport/27107436.html
3. Религиозная ситуация в Казахстане и ИГ http://rus.azattyq.org/content/religija-v-kazakhstane-islamskoe-gosudarstvo/27366741.html
4.Религиозная ситуация в Казахстане и ИГ http://rus.azattyq.org/content/religija-v-kazakhstane-islamskoe-gosudarstvo/27366741.html
5. Казахстан: борьба с «салафитами» на Мангашлыке http://memohrc.org/news/kazahstan-borba-s-salafitami-na-mangyshlake#sdfootnote2anc
6. Множество салафитов присутствует также и в Южном Казахстане. Эксперты склоняются к мнению, что число незарегистрированных мечетей вдвое превышает количество зарегистрированных в ДУМ (духовное управление мусульман) Казахстана. Это уйгурские и дунганские мечети в ряде районов Алматинской области, узбекские мечети Сайрамского района в Южно-Казахстанской области http://riss.ru/analitycs/1101/
7. Согласно казахстанским СМИ боевик группировки «Исламское государство» называющий себя Артемом, перед тем как сжечь свой казахстанский паспорт, «написал на своей странице в российской социальной сети «ВКонтакте», что он родом из Атырау http://rus.azattyq.org/content/boevik-ig-iz-kazakhstana-passport/27107436.html
8. Подъем милитантского движения к северу от Казахстана, в российских республиках Татарстан и Башкортостан может быть связан с подъемом милитантства в Казахстане. Равиль Кусаинов, один из основателей Jund al Khilafah, заявил в интервью джихадскому средству массовой информации Minbar Media о том, что Jund al Khilafah состоит из граждан разных стран. Его имя и имя другого основателя, Рината Хабиуллы, являются определенно татарскими. http://www.inosmikz.net/?p=10668
9. В отличие от салафитских общин, например, Южного Казахстана, часть независимых мусульман на западе страны находилась под воздействием идей, развивавшихся в южной части России, в частности в Астрахани. http://mail.abai.kz/comment/reply/9755
10. Первая информация о существовании «салафитских» общин на полуострове Мангышлак в Западном Казахстане появилась в казахстанской прессе летом 1999 г. Можно предположить, что их «обнаружение» спецслужбами стало следствием широкомасштабной кампании по борьбе с религиозным экстремизмом, начавшейся после террористических актов в соседнем Узбекистане в феврале 1999 г. По словам главного имама Мангистауской области Дуйсена Хасниязова, впервые «ваххабиты» появились в регионе в 1994 г http://memohrc.org/news/kazahstan-borba-s-salafitami-na-mangyshlake
11. Смагулов К. Современная религиозная ситуация в Казахстане http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-religioznaya-situatsiya-v-kazahstane
12. Накануне декабрьских волнений в октябре 2011 г. «в Западном Казахстане произошло 2 теракта приписываемых радикальной организации «Солдаты халифата», которая создана гражданами Казахстана, воюющими на стороне афганских боевиков и скрывающимися за рубежом http://riss.ru/analitycs/1101/
13. Исламизм в Казахстане и Центральной Азии: история против современности http://ia-centr.ru/expert/15185/
14. Есть информация о том, что во время летних забастовок рабочих производственного филиала «Озенмунайгаз» на центральной площади Жанаозеня к ним присоединялись «бородатые мужчины в укороченных штанах» (салафиты). http://riss.ru/analitycs/1101/
15. Исламизм в Казахстане и Центральной Азии: история против современности. http://ia-centr.ru/expert/15185/
16. Казахский боевик ИГ сжег паспорт http://rus.azattyq.org/content/boevik-ig-iz-kazakhstana-passport/27107436.html
17. Ликвидация боевиков в доме Печати в Грозном http://www.topnews.ru/news_id_74064.html
18. Британские компании вложили $12 млрд. в нефтяной сектор РК http://kapital.kz/economic/17781/britanskie-kompanii-vlozhili-12-mlrd-v-neftyanoj-sektor-rk.html
Дмитрий Плотников – к.полит.н., эксперт по Центральной Азии.
Комментарии читателей (0):