Итоги «супервторника» в предвыборной президентской гонке в США оказались хотя и предсказуемыми, но, несмотря на это, совершенно скандальными. Героем дня стал Дональд Трамп, который одержал убедительную победу уже в 9 штатах и в очередной раз разгромил своих конкурентов от Республиканской партии – Теда Круза и Марко Рубио. Исследование Bloomberg продемонстрировало насколько мощную поддержку имеет Трамп: его одобряют 65% сторонников партии (и лишь 22% выступают против).
А по данным опроса, проведённого NBC, 42% республиканских избирателей одобряют его план ввести визовый занавес для последователей ислама (и 36% республиканцев выступили против). Однако в общенациональном масштабе картина противоположная: тяготеющая к центристскому дискурсу основная масса электората не разделяет столь радикальные идеи Трампа: не впускать мусульман в США готовы только 25% американцев, в то время как 57% это предложение решительно отвергают.
Подобная реакция на риторику Трампа раскалывает не только американское общество, но и саму Республиканскую партию: при том что Трамп, невзирая на все препятствия, явно обходит своих конкурентов-республиканцев, цифры говорят о том, что в итоговой схватке с кандидатом от демократов он должен проиграть, чего, конечно, республиканцам не хочется. Эксперт Российского совета по международным делам Максим Сучков считает:
«Республиканцы столкнулись с неприятной дилеммой. Номинировать Трампа — означает дискредитировать себя политически. Однако вывести его из гонки волевым решением партийного истеблишмента проблематично, поскольку его идеи, какими бы безумными они кому-то ни казались, находят отклик у многих рядовых избирателей».
Итого, положение Трампа – это активная поддержка среди рядовых активистов Республиканской партии и активное неприятие её истеблишментом. В чём причина? Заместитель главного редактора газеты «Известия» Борис Межуев считает:
«Страх перед Трампом – это страх перед тем, что вдруг в момент сильнейшего обострения отношений с Россией он вдруг начинает вызывающе говорить слова симпатии. Вот реальная причина страха.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 06.04.16 Ирландия всё ещё не может определиться с кандидатурой премьер-министра
- 04.03.16 Демонтаж системы глобального доминирования США: успехи и перспективы / Ростислав Ищенко
- 23.02.16 «Кастинг» на конкурентоспособность / Владимир Павленко
- 10.02.16 Патриотизм, приспособленцы и «пятая колонна» / Владимир Павленко
Этим Трамп наносит удар интересам значительной части вашингтонских элит. За этим стоят отношения с Саудовской Аравией по Сирии, с Турцией, с Украиной, с Восточной Европой. И вдруг приходит человек, который говорит: а я все это спишу одним росчерком пера из бюджета, все эти организации, которые занимаются вот этим провоцированием отношений с Россией. Это огромные деньги, огромные интересы, огромные карьеры. Огромная инфраструктура вражды, которая за это время никуда не делась, вот сейчас она просто пойдет под нож.
Впервые за многие годы появляется человек, который говорит: я действительно поставлю точку в холодной войне. Со всеми вытекающими оргструктурными последствиями. Все остальное – ну простили бы. А это действительно затрагивает жизненные интересы огромных слоев в Вашингтоне».
С этим согласен и политолог Дмитрий Дробницкий:
«Он действительно делает это не из любви к России. Он просто говорит, что вся эта идеологическая надстройка, которая кормится сотнями миллиардов долларов на вражде с одними странами и дружбе с другими, он ее ликвидирует как экономически неэффективную. Так очень давно никто не делал – со времен Эйзенхауэра, наверное».
Такая ситуация ставит Республиканскую партию на грань раскола. С одной стороны, они не могут пренебречь результатами праймериз, на которых уже одержал и ещё одержит победы Дональд Трамп, но при этом считают его неприемлемым кандидатом для финальной схватки с представителем демократов, которым, к тому же, почти наверняка окажется умеренная традиционалистка Клинтон. И тревожные сигналы уже поступают, считает журналист, американист Михаил Таратута:
«Лидер (республиканского) большинства в сенате Митч Макконнелл готовит сенаторов к жизни при Клинтон следующие четыре года, и это уже достояние гласности. Идут в Лос-Анджелесе тайные совещания среди основных спонсоров Республиканской партии о том, что, возможно, надо отдавать деньги демократам в том случае, если Трампа номинируют и он станет кандидатом официальным от республиканцев. Это уже один из серьезнейших показателей того, что эта партия не то, что в глубоком кризисе находится, а просто на грани развала… Есть признаки того, что они просто уничтожат партию ради того, чтобы Трамп не стал президентом».
Однако есть эксперты, усматривающие и обратные тенденции. Например, председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко считает, что если в оставшиеся недели и месяцы Трамп начнёт эффективное внутриполитическое лавирование и понизит уровень риторики, сместив её градус ближе к предпочтительному для большинства американцев центру, то и у него самого будут шансы стать официальным кандидатом, и партия может сохраниться.
Сейчас, когда поддержка среди рядовых активистов становится очевидной, приобретает значение следующий вопрос: насколько будет готов принять Трампа политический истеблишмент партии, её правящая верхушка. Макаренко считает, что надежды есть:
«Еще перед супервторником начались два взаимоисключающих процесса. С одной стороны, долгое время нотабли, признанные аристократы Республиканской партии о Трампе молчали, старались не замечать, либо принижали. Однако в последнее время из их лагеря пошли первые endorsement (заявления о поддержке). Одним из первых был губернатор Нью-Джерси Крис Кристи, недавно сам вышедший из президентской гонки. То есть, Трамп стал признаваться не только массой рядовых активистов Республиканской партии, что уже немаловажно, но и частью партийных аристократов – можно говорить о том, что этот барьер он начинает пробивать. С другой стороны, немалая часть республиканского истеблишмента воспринимает Трампа как недопустимого кандидата, говорит о возможном расколе и создании альтернативной партии».
Впрочем, похоже, что республиканцы - соперники Трампа перестали отрицать его очевидную и завидную популярность и готовы "пожертвовать" собой ради партии: они заявили, что поддержат Трампа в случае выдвижения в президенты.
При этом у лидирующей пока формально Хиллари Клинтон тоже есть проблемы, которые могут стоить победы. Во-первых, по мнению многих аналитиков, несмотря на «правильную» риторику, адресованную цветному населению и малоимущим слоям, которым очень нужны пособия и Obamacare, сама госсекретарь пока отнюдь не тянет на то, чтобы её считали «Обамой в юбке». Имеется в виду – в хорошем смысле этого слова. Цветное население видит в ней ухоженную даму из элитной семьи, которая уже 12 лет находится у власти и мало ассоциируется – в отличие от Обамы на момент избрания – с чем-то новым, свежим, с какими-то переменами.
Во-вторых, сами активисты Демократической партии слегка переусердствовали, пророча неминуемую победу своему лидеру. Результатом стали проблемы для партии: в то время как сложности и перипетии республиканцев только подстёгивают активность их электората, и все наблюдатели уже которую неделю фиксируют небывало высокую явку на праймериз Республиканской партии, активность демократов оставляет желать лучшего – там срабатывает эффект «Всё равно выиграем, чего ходить на выборы, напрягаться».
Таким образом, особый колорит этим выборам придаёт то, что один из лидеров гонки – Дональд Трамп – символизирует собою не только оппозицию правящим демократам и их политике (как внутренней, так и внешней), но помимо этого он являет собой ещё и образец противника сложившейся за два десятилетия системы, когда сменяющиеся у власти партии ничего не меняли при этом в жизни простых американцев. Трамп стал не просто оппозиционером для демократов, а оппонентом системы, в которую давно в равной степени интегрированы и демократы, и республиканцы. И будущее этой гонки пока ещё далеко не определено. Возможно, у нас ещё будет шанс увидеть Америку, которая изменится изнутри.
Комментарии читателей (1):