Состоявшаяся впервые за последние сотни лет встреча папы Римского и патриарха Московского – важное событие для обоих церквей и для всего христианского и всего цивилизованного мира. За эти годы между церквями накопилось достаточно большое расхождение в идеологии, в теологии и в обрядах, между паствами обеих церквей происходили войны и конфликты, в том числе на религиозной почве.
С самого начала обособленного существования римско-католической церкви происходила её экспансия на восток, на захват территорий и населения, не исповедующего католицизм. Римские папы объявляли крестовые походы не только за освобождение Гроба Господня, , но и против славян и против прибалтийских племен. У границ России на захваченных у славян и у прибалтов землях возникали территории, контролируемые крестоносцами. Александр Невский в битве льду Чудского озера, получившей впоследствии название Ледовое побоище, победил именно крестоносцев, остановив тем самым западную экспансию на Русь.
После захвата Литвой огромного количества исконно славянских земель с православным населением и объединения Литвы и Польши в Речь Посполитую католическая церковь использовала эту политическую ситуацию для своей дальней экспансии на восток. Предательство иерархов Киевской митрополии привело к подчинению этой части православной церкви Риму, несмотря на протесты жителей и крупных православных феодалов, таких как Константин Острожский. Фактически вся Киевская митрополия после Брестской Унии была прямо подчинена Риму с минимальными правами и с принятием догматов католического вероучения с частичным сохранением православных обрядов.
В следующие века картина взаимоотношений православия и католичества изменилась. Модернизация России, осуществлённая в начале 18-го века Петром I, носила во многом протестантский характер. Пётр I, проводя свои реформы, сотрудничал в основном с протестантскими странами – с Голландией и с Англией, которые в те годы возглавлял король Англии Вильгельм. Среди прочих реформ, осуществлённых Петром I, была реформирована и православная церковь – было ликвидировано патриаршество и управление церковью было передано государственному органу – Синоду. Возрождающаяся Россия в 18 веке вернула себе захваченные ранее Польшей русские земли с коренным православным и пришлым католическим населением, а также получила контроль над польскими территориями с чисто католическим населением. Из исконно русских земель Екатериной Великой не была освобождена только Западная Украина – бывшая Червонная Русь, захваченная австрийцами при разделе Польши. В Санкт-Петербурге, в Москве и в других городах появились многочисленные католические общины, были построены католические церкви и храмы.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
После освобождения в 1939 году Западной Украины и воссоединения ее с Советской Украиной встал вопрос о статусе украинской униатской церкви – церкви формально православной по обрядам, но церкви, подчиняющейся Риму и принявшей католические догматы. Этот статус и иерархия этой церкви в 1939 году были сохранены советской администрацией, что повлекло за собой серьезные последствия в ближайшие военные годы. После оккупации Западной Украины немцами руководство униатской церкви встало на сторону украинских националистов и нацистов.
После окончания Великой Отечественной войны не было проведено никакого процесса и никакого суда над бывшим руководством униатской церкви. На Львовском соборе в 1946 году было принято решение о возвращении в лоно православной церкви, поддержанное большинством верующих.
После распада Советского Союза активизировалась миссионерская деятельность и экономическая и политическая активность католической церкви в России и в других странах бывшего СССР и миссионерская деятельность и экономическая и политическая активность униатской церкви на Западной Украине и на всей Украине. Католическая и униатская церкви потребовали в России и на Украине возвращение всех храмов. Униатская церковь руками своих новых адептов все последние 25 лет проводила на Украине политику захвата православных храмов силовыми методами.
Русская православная церковь неоднократно обращалась к католической церкви с предложениями прекратить захваты православных церквей на Украине и об урегулировании других спорных вопросов.
Папа Римский в отсутствие единого руководителя протестантских церквей Европы и Америки фактически является духовным представителем всего западного христианского мира. Патриарх Московский, не будучи формально самым главным патриархом из православных патриархов, руководит самой многочисленной, самой влиятельной и самой экономически значимой православной церковью мира. Переговоры между ними – это не только переговоры по чисто церковным вопросам между руководителями двух самых крупных христианских церквей, но и политические и духовные переговоры между Востоком и Западом. Желание руководящих кругов Запада идти на переговоры именно сейчас, возможно, связано с усилением России в последние годы и с углубляющимся кризисом всего западного мира и с угрозой его статусу со стороны мусульманского мира, а также в связи с другими угрозами и вызовами цивилизованному миру.
По итогам встречи Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского, продолжавшейся более двух часов, было подписано совместное заявление, состоящее из 30 пунктов, очевидно, готовившееся и обсуждавшееся заранее. Текст совместного заявления опубликован на официальном сайте Московского Патриархата.
В этом заявлении, напоминаю, первом документе такого рода за последние 1200 лет, сформулированы многие важные моменты и зафиксированы точки зрения обеих церквей по важнейшим вопросам их существования.
Так, например, помимо упоминания многолетних разногласий по теологическим вопросам заявлено о совместной решимости их преодоления. Такое заявление на высшем уровне от имени обеих церквей прозвучало впервые.
В заявлении сформулирована совместная позиция обеих церквей по Украине и по политике "униатства".
" 25. Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными. Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования.
26. Мы скорбим о противостоянии на Украине, унесшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшем общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис. Призываем все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству. Призываем наши Церкви на Украине трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта.
27. Выражаем надежду на то, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм, что все православные христиане Украины будут жить в мире и согласии, а католические общины страны будут этому способствовать, чтобы наше христианское братство было еще более очевидно."
Это – очень важный раздел этого документа, противодействующий дальнейшему разрастанию межконфессионального конфликта на Украине.
В совместном заявлении как одна из основных угроз человечеству отмечаются различные угрозы традиционной семье и содержатся призывы к сохранению традиционной семьи как основы человеческого общества.
" 19. Семья — естественное средоточие жизни человека и общества. Мы обеспокоены кризисом семьи во многих странах. Православные и католики, разделяя одно и то же представление о семье, призваны свидетельствовать о семье как пути к святости, являющем верность супругов по отношению друг к другу, их готовность к рождению и воспитанию детей, солидарность между поколениями и уважение к немощным.
20. Семья основана на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной. Любовь скрепляет их союз, учит их принимать друг друга как дар. Брак — это школа любви и верности. Мы сожалеем, что иные формы сожительства ныне уравниваются с этим союзом, а освященные библейской традицией представления об отцовстве и материнстве как особом призвании мужчины и женщины в браке вытесняются из общественного сознания."
В совместном заявлении много внимания уделено событиям на Ближнем Востоке и взаимоотношениям христиан с верующими других религий, говорится о необходимости межрелигиозного диалога. В документе не сказано напрямую, но очевидно, что речь идёт о взаимоотношениях с мусульманами и с исламом, представляющим в том виде, в котором он культивируется во многих странах Ближнего Востока, непосредственную угрозу для всего человечества.
"8. Наш взор устремлен, прежде всего, к тем регионам мира, где христиане подвергаются гонениям. Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки наши братья и сестры во Христе истребляются целыми семьями, деревнями и городами. Их храмы подвергаются варварскому разрушению и разграблению, святыни — осквернению, памятники — уничтожению. В Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока мы с болью наблюдаем массовый исход христиан из той земли, где началось распространение нашей веры и где они жили с апостольских времен вместе с другими религиозными общинами.
9. Мы призываем международное сообщество к незамедлительным действиям для предотвращения дальнейшего вытеснения христиан с Ближнего Востока. Возвышая свой голос в защиту преследуемых христиан, мы сопереживаем и страданиям приверженцев иных религиозных традиций, становящихся жертвами гражданской войны, хаоса и террористического насилия.
10. В Сирии и в Ираке это насилие унесло тысячи жизней, оставив без крова и средств к существованию миллионы людей. Призываем мировое сообщество сплотиться, чтобы покончить с насилием и с терроризмом, и одновременно через диалог содействовать скорейшему достижению гражданского мира. Необходима широкомасштабная гуманитарная помощь страдающему народу и многочисленным беженцам в соседних странах.
Просим всех, кто может повлиять на судьбу всех похищенных, в том числе митрополитов Алеппских Павла и Иоанна Ибрагима, захваченных в апреле 2013 года, сделать все необходимое для их скорейшего освобождения.
11. Воссылаем молитвы ко Христу, Спасителю мира, об установлении на земле Ближнего Востока мира, который есть «дело правды» (Ис. 32:17), об укреплении братского сосуществования между находящимися на ней различными народами, Церквами и религиями, о возвращении беженцев в свои дома, об исцелении раненых и упокоении душ безвинно погибших.
Мы обращаемся ко всем сторонам, которые могут оказаться вовлеченными в конфликты, с горячим призывом проявить добрую волю и сесть за стол переговоров. В то же время необходимо, чтобы международное сообщество употребило все возможные усилия, дабы покончить с терроризмом при помощи общих, совместных, скоординированных действий. Призываем все страны, вовлеченные в борьбу с терроризмом, к ответственным, взвешенным действиям. Призываем всех христиан и всех верующих в Бога к сугубой молитве Творцу и Промыслителю мира, дабы Он сохранил Свое творение от разрушения и не допустил новой мировой войны. Для того, чтобы мир был прочным и надежным, необходимы особые усилия, направленные на возвращение к общим, объединяющим нас ценностям, основанным на Евангелии Господа нашего Иисуса Христа.
12. Мы преклоняемся перед мужеством тех, кто ценой собственной жизни свидетельствуют об истине Евангелия, предпочитая смерть отречению от Христа. Верим, что мученики нашего времени, происходящие из различных Церквей, но объединенные общим страданием, являются залогом единства христиан. К вам, страждущим за Христа, обращает свое слово Его апостол: «Возлюбленные! …как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4:12-13).
13. В эту тревожную эпоху необходим межрелигиозный диалог. Различия в понимании религиозных истин не должны препятствовать людям разных вер жить в мире и согласии. В нынешних условиях религиозные лидеры несут особую ответственность за воспитание своей паствы в духе уважения к убеждениям тех, кто принадлежит к иным религиозным традициям. Абсолютно неприемлемы попытки оправдания преступных деяний религиозными лозунгами. Никакое преступление не может быть совершено во имя Бога, «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33)."
Фактически в этом историческом документе содержатся очень важные общие точки зрения и общие предложения по дальнейшим совместным действиям. Сформулирован тезис о совместной решимости к преодолению теологических разногласий. Сформулирована единая позиция по конфликту на Украине. Отмечены самые главные современные угрозы для обеих церквей и для человечества - кризис современной семьи и разрушение традиционной семьи, а также угроза со стороны радикального ислама. Возможно, что нарастающая опасность, исходящая из этих угроз, во многом способствовала успеху этих переговоров и сформулированным по их итогам общим тезисам и совместным призывам к верующим обеих церквей.
Исторические переговоры между руководителями обеих церквей состоялись. Россия и Запад нашли новые общие точки соприкосновения. Россия и Запад нужны друг другу для совместных действий во благо всего человечества.
Комментарии читателей (5):
--- Значит ли новое поведение Папы, что он разочаровался в поддержке и защите западных государств?
--- Значит ли это, что Папа ищет нового союза для совместной защиты от агрессивного ислама?
--- Значит ли это, что Папа ищет нового союза для совместной защиты от агрессивной дегуманизации на Западе?
Ну, и наконец, действующий Папа по их канонам самый могущественный из Пап - он и "белый", и "черный" Папа - Папа иезуитов. Но история однозначно свидетельствует, что Папы мрут по политическим причинам даже чаще, чем американские президенты. И тогда: если на все предыдущие вопросы ответ положительный, то каковы шансы действующего Папы выжить и реализовать такие подходы?
Запад и Восток мировоззренчески противоположны. Противоположны в своей философии католичество и православие. Философия католицизма глубоко "безбожна", т.е. опосредованно отрицает Истину. Это может не относиться к конкретным служителям Церкви. К таковым, весьма вероятно, относится нынешний Папа.
Обе стороны сошлись за одним столом в силу крайней слабости своих позиций: за Папой нет мощной христианской идеологии, за Патриархом - православного государства.
Вот и задаю вопросы.
Кстати, Папа, действительно по грехо-католикам и "каноническим границам" уступки сделал (во всяком случае вслух). Наверное, в расчете на встречные уступки. Какие?
И перестаньте меня пужать нравственным превосходством одних над другими. Речь идет о политике. О мировой политике. Здесь нравственностью слабо пахнет. Здесь "ты мне - я тебе" или "а не то". Поэтому конкретное содержание и интересно. Что погнало Папу на край света на рандеву? Что взамен предлагает? Чьи они теперь будут, католики? Или как встарь - объегорить хотят?
Как считаете?
Заманчиво, конечно, сотрудничество и объединение двух Церквей в деле удержания цивилизации от скатывания в преисподнюю. Но, как бы сказали неподкупные философы, это "гносеологически невозможно".
Как видите - опять только общие рассуждения. Для решения уравнения со многими неизвестными явно не хватает дополнительных данных. Вряд ли они вообще существуют. Пока что стороны вступили в никем неизведанное...