Крайне двусмысленное – и формой, и содержанием – решение киевского Международного фестиваля православного кино «Покров» вручить «Гран-при», а также еще и специальный диплом за лучший сценарий авторам нашумевшего российского мультфильма «Необыкновенное путешествие Серафимы» не просто оставляет вопросов больше, чем ответов. Но дополнительно побуждает к достаточно горьким размышлениям. Особенно в свете посвящения именно этого, 13-го по счету, фестиваля «традициям Афона», что в свете указанного решения выглядит, как это помягче высказаться…, несколько кощунственно.
С одной стороны, отметив весьма «проблемный» во всех отношениях «мультик», киевский фестиваль просто «проследовал» в русле «генеральной линии», указанной и, к глубочайшему сожалению, поддержанной священноначалием РПЦ. Потому, видимо, и реляции на решение киевского жюри в Белокаменной оказались, так сказать, восторженно-победными.
С другой стороны, есть что-то неуловимо и порочно символическое в том, что «произведение» сие прославлено именно в нынешней украинской столице, историческая роль которой как «Матери городов русских» опрокинута в современность «майданными» и прочими бесчинствами бандеровского, националистического сброда и фактическим отречением от собственного первородства, разменом его на «чечевичную похлебку» europейского мифического «потребительского рая». (Которого не будет – «не по Сеньке шапка»). А также грехопадением братоубийства в Донбассе, в котором несть той заповеди, иже не нарушив каратели хунты и многие их приспешники из ВСУ. В прошлом, к сожалению, наши сослуживцы по единой Советской Армии.
С детальным разбором мультфильма, с помпой запущенного по всем кинотеатрам страны в канун Дня знаний и успевшего, вопреки всем нормам авторского права, проникнуть в Интернет задолго до окончания коммерческого кинопоказа, что указывает на идеологический характер этой акции, читатели уже познакомились. Чтобы не повторяться в деталях, напомним лишь некоторые, наиболее вопиющие ляпы и – скажем прямо – идеологические, подрывные провокации авторов фильма - может быть, они все-таки найдут в себе нравственные силы и достоинство поумерить свой компрадорский пыл. А может быть и покаяться за содеянное и нанесенный общественному сознанию ущерб, что явно не будет лишним. Итак, рядом рецензентов отмечены:
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- махинации авторов фильма с биографией главной героини и ее родителей, подстроенные таким образом, чтобы очернить и оплевать на фоне трагедии Великой Отечественной войны Советскую власть – ту самую, при которой эта страшная и великая война была выиграна;
- небрежности в освещении личных историй подруг главной героини по детдому, одна из которых… родилась на свет через три года после смерти своей матери (!);
- некоторые, не имеющие ничего общего с действительностью детали, вроде «детского дома» всего лишь на 12 детей. И это в 1943 году, когда эвакуированные миллионы детей размещались по понятным причинам в достаточно стесненных условиях. (Мать одного из авторов этих строк рассказывала ему, как оказалась в 1942 г. в эвакуации в Уфе и, проживая со своей матерью в коммуналке, в одной комнате с уфимской родней, ходила в школу при соседнем детдоме, где по 8-12 детей находились в некоторых комнатах, а отнюдь не целых учреждениях);
- с историей и географией превозносимые в Московском Патриархате и на киевском фестивале авторы «мультика» знакомы «с трудом»: Литовская ССР по их версии существовала, оказывается, уже в 1930 году (члены жюри в Киеве с этим согласны, или все объясняется проще - на что только не закроешь глаза ради упомянутой «генеральной линии» и снимаемых с нее «сливок»!);
- сказки, что несовершеннолетнего ребенка якобы могли отправить из детдома в… колонию – без повода, суда и приговора (хорошо, что не придумали десять лет расстрела без права переписки);
- изувер-милиционер, гоняющийся за сбежавшей из детдома из-за «преследований за религиозные убеждения» девочкой, спокойно наплевавший на то, как она с риском для жизни перебирается через развалившийся мост. (Как на самом деле относилась к детям в те тяжелые годы советская милиция, обоим авторам рассказывали родители, и их рассказы с обсуждаемым сюжетным пасквилем не имели ничего общего);
- огромное количество коммунистической наглядной агитации в детдоме, образцы которой при ближайшем рассмотрении к 1943 году никакого отношения не имеют (большинство – вообще родом из хрущевской эпохи);
- И.В. Сталин в маршальском мундире на портрете 1943 года (при том, что стал Маршалом Советского Союза только за месяц до этого);
- директор детдома, передвигающий линию фронта по карте флажками, радостно сообщающий воспитанницам о выходе наших войск на государственную границу СССР в апреле 1943 года (!?), когда лишь недавно завершилась Сталинградская битва. И тычущий при этом пальцем куда-то в район Краснодара;
- и многое-многое другое – пересмотрите фильм, почитайте вменяемые, а не идеологизированные, рецензии - не поленитесь. И посмотрите, как под видом «за все хорошее – против всего плохого» (подчеркнем еще раз – «советского плохого», ведущего между тем войну не на жизнь, а на смерть с абсолютным, предельным, инфернальным злом нацизма) оболванивают наших с вами детей и внуков, уважаемые читатели! Цинично и кощунственно проделывая это над ними и над нами в год 70-летия Великой Победы. И глумясь тем самым над Вечной Памятью тех, кто отдал свои жизни в смертельной схватке за Родину и человечество («Бой идет – святой и правый, / Смертный бой не ради славы, - / Ради жизни на Земле!»).
И вручают за это премии в Киеве произведенному в России «мультику», не встречая при этом ни одной (!) «нагоняйной» реляции со стороны местных бандеровских СМИ. И как это «партайгеноссе» Порошенко с Яценюком и «залегшими на дно» Турчиновым, Наливайченко и «щирым украинцем» Аваковым сие вручение призов прохлопали и пропустили?.. Не иначе расстрига-Филарет их попутал: знал, да не донес вовремя, преследуя личные корыстные устремления…
Но самое главное, на что четко указывают рецензенты: ДЕЙСТВИЕ в отмеченном высокой наградой «МУЛЬТИКЕ» начинается на… 666-й день Великой Отечественной войны – 18 апреля 1943 года.
Случайность или плохо подсчитали? Не додумались?
Ну, во-первых, на то и священноначалие, чтобы узревать дьявола в деталях, предупреждая об этих деталях православный клир, паству и общество, тем более не допуская никаких «случайностей». И если священноначалие такие моменты «пропускает», восхваляя «продукт», даже если пытается при этом объяснить, что сюжет «привязан» не к 666-му дню войны, а к Вербному воскресенью («привязать» к которому фильм его авторам потребовалось в нескрываемых антисоветских целях), то как минимум оно совершает крупную ошибку, поддавшись соответствующему внешнему, точнее низшему, искушению. То, что замаливать этот грех оно будет – несомненно, ибо Страх Божий ему, священноначалию, ведом. Но поскольку ошибка эта – суть не просто ошибка, а, скажем политкорректно, предпосылка к метафизическому падению, а также что она имеет серьезную общественную значимость, а если конкретнее – вред, то неплохо было бы и нам, грешным, узнать в дальнейшем какие-то видимые результаты и последствия ожидаемого «внутреннего прозрения». Если оно конечно наступит…
А то ведь мы этот вопрос так не оставим. Капля, знаете ли, она камень точит!..
Во-вторых, упоминать всуе на этом псевдоисторическом, оккультном фоне имя и образ прославленного в Лике Преподобных Серафима Саровского, появляющегося в мультфильме в качестве персонажа, - не святотатство ли?
И в третьих, а если «пропуск» дьявольских деталей и упоминание всуе - не «ошибка»? И не «случайность»? И если не «не додумались», а подумали слишком «хорошо»? Тогда что? И куда это «что», предположим, – имеем право? – может уходить своими корнями? В экуменическое по своей сути «учение» митрополита Никодима (Ротова), отчаянно ратовавшего и добившегося-таки по протекции хрущевского ЦК в 1961 году вхождения РПЦ во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), этот «протестантский Ватикан»? Кстати, по схождению обстоятельств, «учителя» и наставника некоторых иерархов, отошедшего ко Господу уже в настоящем, католическом Ватикане, на приеме у папы Иоанна Павла I, тоже в миру после этого не задержавшегося, при известных, достаточно двусмысленных обстоятельствах?
Почему авторы этих строк про это так «некстати» здесь напоминают, «посыпая солью раны»?
Потому – и здесь мы переходим к тем самым горьким, но очень актуальным именно в переживаемый нами исторический период рассуждениям, о которых упоминалось в самом начале.
Две цитаты. Одна из них принадлежит протоиерею Дмитрию Смирнову, возглавляющему Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства. «Гитлер не со Сталиным воевал. Сталин путем интриг оказался руководителем нашего государства. Гитлер… у него совершенно другие задачи были. Ну конечно, если Гитлер бы его захватил, то он Сталина бы повесил, это понятно. Если бы Сталин захватил Гитлера, тоже б повесил. Ну это как бы частности. А речь шла о завоевании жизненного пространства для немецкого народа, и оставить 10 процентов славян для того, чтобы немцам, условно говоря, чистить сапоги и быть просто рабочими, что немцы и делали, угоняя молодежь в Германию. Я не знаю, что тут спорить. Господь говорит: “Дерево судят по плодам”. Из всех тех правителей России, которые у нас были с Владимира Красное Солнышко…, ни один не сделал столько зла для нашего народа – нашу страну населяют 120 народов, - никто не сделал, как Сталин. Это статистика. (Интересно, знаком ли этот колоритный батюшка с пословицей “Есть ложь, большая ложь и статистика”, особенно если понимать под последней лукавую, если не сказать лживую, “статистику” Солженицына. – Авт.). То есть хуже Сталина я считаю, только Ленин. Ленин столько не успел, Господь его прибрал. Единственное достоинство Сталина в уничтожении ленинской гвардии. Вот это момент приятный. Что вот ленинскую банду, он ее порешил. Но он порешил ее не из соображений справедливости, но он просто расчищал себе место, окружил себя людьми гораздо ниже своего образовательного уровня. Если Ленин тоже не кончил никакого заведения, это уже выяснилось, он не закончил университет, это есть подделка, я сам видел этот документ. Но это неважно. Все-таки Ленин знал несколько языков, все-таки он пожил в Европе, Ленин много читал… вот. Сталин – недоучившийся семинарист, который возомнил себя, что он в “языкознании познал толк”, а потом еще стратегом таким великим, что в результате на одного немца десять русских погибло и не смог ни армию создать, хотя сгноил миллионы крестьян, чтобы создать так называемую индустрию, не преимущество и в танках, и в самолетах, и в гаубицах, и в артиллерии, и в живой силе, превышающую Германию во много раз по ресурсу – самая богатая страна. И все равно первые два года войны миллионы солдат попали в плен. Не сумели ничего организовать, никакого сопротивления, и немцы шли по России гораздо быстрее, чем шли по Франции, когда считается, что Франция без боя сдалась. Но немцы шли маршем гораздо больше в день, чем шли по Франции. Что там говорить? О чем тут спорить? Есть статистика, есть документы, вот. Сталин даже когда… Ну, наша передача закончилась, извините» (http://www.youtube.com/watch?v=Omyst8M_6lk).
Пусть оценку этому бессвязному набору путаных, малограмотных и противоречивых пассажей, не подкрепленных ни одним источником («не царское это дело в источниках ковыряться»!) даст сам читатель, уже в достаточной мере владеющий историческим материалом, чтобы без особого труда разоблачить совершенные батюшкой многочисленные подлоги. «По плодам» мы его и узнали. Например, по эпизоду с «пониманием мотивов» тех науськанных подобными «проповедями» малолетних преступников, что попытались в 2010 году взорвать памятник В.И. Ленину в Царском Селе. Фактически взяв их под свою защиту, о. Дмитрий тогда выступил «буревестником» будущего «ленинопада» на Украине, подав бандеровскому отребью, как говорится, личный пример и предоставив ему «высочайшую» индульгенцию на эти и другие преступления против нашей общей истории. И поскольку от бремени руководства Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями этот «проповедник», Слава Богу, уже освобожден, на повестке дня давным-давно стоит неизменно повисающий в воздухе вопрос о том, чему может научить такой, с позволенья сказать, «воспитатель» курсантов Военной академии РВСН, где он и по сей день числится, ни много ни мало, деканом факультета православной (!?) культуры.
И не дискредитирует ли он своим пребыванием в структуре Министерства обороны, сохраняющимся вопреки закону, логике и здравому смыслу, и саму РПЦ, порождая заодно уже в умах паствы ту смуту, которая очень хорошо известна одному из авторов этих строк как прихожанину православного храма в Московской епархии?
Да и каков себе и нам такой священнослужитель, его «внутренний мир», если ему «порешение» чьей-то «гвардии» - не греховно ввиду нарушения первейшей Заповеди Божией, а ПРИЯТНО? Как насчет «бревна в собственном глазу»?
Приведем другую цитату.
«Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет… Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его гениальном руководстве военными действиями, давшими нам победу над сильным врагом и вообще над фашизмом; об его многогранных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами — пространно и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники. Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках. Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством. Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, “в путь всея земли”, горячей молитвой». Это Патриарх Московский и Всея Руси Алексий (Симанский), 9 марта 1953 года в Патриаршем Богоявленском кафедральном соборе перед панихидой по И.В. Сталину (http://portal-kultura.ru/articles/symbol-of-faith/2994-uprazdnilas-sila-velikaya/).
Глубокое впечатление от произнесенного тогда Алексием, как и вопиющий диссонанс этих проникновенных слов со словоизвержениями записного, «профессионального» антисоветчика в рясе, процитированного выше, будут неполными, если не сказать, что Его Святейшество совсем неслучайно избрал именно эту форму выражения своего отношения к Сталину. «Упразднилась сила, великая нравственная, общественная сила, в которой весь русский мир слышал и ощущал свою собственную силу…», - это слова выдающегося русского интеллектуала Ивана Аксакова, сказанные на успение одного из наиболее почитаемых русских священнослужителей XIX века Филарета (Дроздова), Митрополита Московского и Коломенского. Того самого мыслителя, что явил православному миру образ России как ОТЕЧЕСТВА ЗЕМНОГО, без деятельного служения которому нет пути к ОТЕЧЕСТВУ НЕБЕСНОМУ.
Вот и крупный теоретик и практик современной геополитики генерал Леонид Григорьевич Ивашов трактует сталинский период как «попытку возрождения концепции “Москвы – Третьего Рима” и (внимание!) СИМФОНИИ ВЛАСТЕЙ в условиях середины XX века» (Ивашов Л.Г. Геополитика русской цивилизации. М., 2015. С. 692-707). «Симфония властей» - это из византийского опыта, унаследованного Русью от Второго Рима, но прерванного трагическим расколом XVII века и петровскими реформами.
Патриарх Алексий, если бы, подобно некоторым нынешним последователям идеологической конъюнктуры, прости Господи, слукавил бы, он не употребил бы этих кодовых слов, поставив Сталина вровень с одним из подлинных Отцов Церкви. Не поступи он таким образом, ни один «бериевский опричник» к нему бы не «придрался». Да и паства ничего бы не заметила. НО ОН ЭТИ СЛОВА ПРОИЗНЕС – в назидание нынешним и грядущим, в том числе и тем, кто оказался мелким и недостойным великой исторической мудрости этого Предстоятеля.
О чем, собственно говоря, идет речь?
О том, что появлением и прославлением низкопробных и подленьких пасквилей, вроде «мультика» про несчастную Серафиму, определенные церковные круги, которые потворствуют агрессивному в своем антикоммунизме и антисоветизме обновленчеству и сводят счеты не только с так называемыми «консерваторами», но и с поддерживавшим их Сталиным, а также со всем красным, советским, наносят тягчайший урон и стране, и самой Церкви. И самое главное, исторической памяти нашего народа, дезориентируя и унижая ее проповедью фактической «неполноценности» принявшей Сталина, благодарной ему и не желающей отказаться и предать его страны (социологию соответствующую посмотрите!). В этом они смыкаются с внешними врагами России. И с либералами внутри нее, к которым раньше, в благополучные для тех времена, в антикоммунистическом угаре благоволили как могли. Демонстративно! Невзирая на то, что либералы – от Гайдара до Бурбулиса и от Попова до Афанасьева (не говоря уж о разрушителе Ипатьевского дома Ельцине) – являлись кровью от крови и плотью от плоти крепко присосавшейся к «парткорыту», по большей части фамильной, номенклатуры. А теперь, держа нос по ветру и неизменно следуя доминирующему «тренду», как им кажется, тех же самых либералов за ненадобностью «опускают». Хотя погромы выставок и концертов если о чем и говорят, то только о пошлости и нравственной убогости, а возможно и о провокативности их натуры, давно уже переключившейся от Служения Господу на погоню за текущей, сугубо мирской, конъюнктурой.
23 сентября в ЦДЖ (знаменитый «Домжур») на Никитском бульваре прошел круглый стол на весьма изощренно сформулированную тему «Проект “АнтиРоссия”: реконструкция и вероятность “успеха”». Среди участников его – так получилось – оказался и один из авторов этих строк, и сановный «герой» этой статьи о. Дмитрий Смирнов. Выступив первым после докладчиков – профессоров Степана Сулакшина и Вардана Багдасаряна – батюшка поспешил покинуть высокое собрание, не пожелав выслушать ни одного из собравшихся (ну, мы же вот и говорим – «не царское это дело» до общения со «смердами» опускаться!). Ну и что же он успел сказать? Конспективно это выглядело так:
- процитировал одного из известных троцкистов – насчет «неузнаваемого изменения облика советского человека» при Хрущеве и Брежневе (как пример грехопадения коммунизма);
- посетовал на отказ ректоров большинства вузов вводить у себя преподавание теологии;
- бездоказательно попенял ряду партий на «деятельное участие», если не сказать «закоперство», протестам против строительства в Москве храмов шаговой доступности;
- обличил власти субъектов Федерации в нежелании (или неспособности) преодолевать проблему безотцовщины путем создания кадетских корпусов (обнаружив при этом незнание соответствующей – употребим его любимое слово – «статистики»);
- повозмущался закрытием в Москве школы для подростков с девиантным поведением, а также разгулу «ювенальной юстиции», настоящей борьбой с которой, как прозвучало на июльском съезде Родительского Всероссийского Сопротивления из уст членов возглавляемой о. Дмитрием Патриаршей комиссии, занимается не он, а совсем другие люди и силы;
- потребовал уравнять поддержку семей с приемными детьми и семей многодетных.
После этого, сведя и насупив брови и внимательно оглядев притихший зал взглядом о-о-о-очень строгого и проницательного наставника, заявил, что против священников – такую о. Дмитрий узрел-де тенденцию – стали в дискуссиях «выпускать не тех». «Неправильных», которым «говоришь дважды два – это четыре», а они себе знай, лопочут, что «пять». (Доказательством, что он множит именно два и именно на два, батюшка, разумеется, не озаботился). И поскольку их численно больше, разговаривать с ними – извините, примерно, что воду в ступе толочь. Или «бисер метать…» - кому, как больше нравится. Срочно удалившись, видимо по этой самой причине, руководитель Патриаршей комиссии оставил напоследок еще одну, повисшую в воздухе из-за его дальнейшего отсутствия, тему. Про захлестнувшую телеэкран, по его словам, «бесовщину»: то Вангу, то Джуну, понимаешь, показывают…
Содержательный смысл в этой претензии конечно же есть – официальный и не только телевизионный, агитпроп в этом смысле очень сильно не без греха. Именно поэтому и нагнали такой ажиотаж вокруг «мультика» про Серафиму. Но вот вопрос, которым один из авторов этих строк вынужден был отозваться на поставленную сановным священником проблему в своем уже выступлении, - о том, как быть с этим «проклятым» 666-м днем, с которого начинается действие в этом, приведшем в безудержный восторг «правильную», то есть обновленческую, «православную общественность» детском «произведении» и не только с ним, остался без высочайшего ответа. Вот и приходится задавать его уже здесь, в СМИ, когда он, как говорится, «созрел», раздувшись по уровню провокационности последствий этой духовной и идеологической «мультдиверсии» до поистине общенациональных масштабов.
И следует ли отсутствие ответа на него рассматривать признанием о. Дмитрием в вопросе о пресловутой телевизионной «бесовщине» равнения дважды двух уже не «пяти», а, скажем, трем? Если следовать его извращенной логике, что подтверждается приведенной выше цитатой и многими другими примерами, - то запросто. В легкую!
Поглядим – увидим. Просто молчать на эту тему на фоне раздутого до небес верноподданического мультипликационного «одобрямса» возможным больше не представляется. Тем более, что как одним из авторов уже указывалось, в основе этих деяний – все то же стремление реализовать подписанную 15 августа т.г. Дмитрием Медведевым незаконную, противоправную «концепцию десталинизации», под которую, по имеющимся данным, 30 октября намечается очередной крупный антисталинский «шабаш» ведьм на Лысой горе (виноваты, на перекрашенной под эту незавидную роль столичной Самотечной площади). Там либеральные «ведьмы», надо полагать, собираются соединиться с нелиберальными. Выдав это бесстыдство за некое «общественное мнение», пусть и весьма ограниченного контингента специфически пахнущей «общественности».
Вот и выдвигаем мы здесь на суд читателей, в том числе представителей православной общественности, иную, альтернативную навязываемой, точку зрения.
Павленко Владимир Борисович – доктор политических наук, действительный член Академии геополитических проблем, полковник запаса.
Литвиненко Владимир Аркадьевич – кандидат философских наук, доцент кафедры отечественной истории и культурологии Московского государственного университета им. М.А. Шолохова, полковник запаса.
Комментарии читателей (3):
Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья горького полна.
Теперь напрасно к ней взываю -
Увы! Сокрылась навсегда.
Как свет, я сам ее не знаю
И не узнаю никогда.
Как муза наказала Тенгиза Абуладзе, лишив его возможности творить после "Покаяния", так же она, видимо уже обошлась и с авторами этого мультфильма.
Вообще, назвать Дмитрия Смирнова христианином, тем более православным, - у меня язык не поворачивается.
Чтобы не быть голословным - отец Дмитрий Дудко, царство ему небесное, не батюшка, а ангел, сиявший добротой к людям.