США нуждаются в проведении общенационального обряда изгнания дьявола

Обзор католической прессы
14 июля 2015  11:39 Отправить по email
Печать

Темами публикаций СМИ Ватикана, католических епархий и организаций на неделе 5—11 июля стали: папа Римский Франциск призвал сказать «нет» преступной экономике; Элладская православная церковь теряет общественное доверие; нарастает напряженность в дипломатических отношениях между Израилем и Святым престолом; на Украине семинаристов начали призывать в армию и другое.

Сказать «нет» преступной экономике призвал во время своего турне по Латинской Америке папа Римский Франциск, сообщает Radio Vaticana (Ватикан). Необходимо заменить мировую экономическую систему глобализацией солидарности: это одна из основных мыслей понтифика, высказанных во время Второй Всемирной встречи народных движений, проходившей в Санта-Крус, Боливия. Папа подчеркнул, что земля, дом и работа — это священные права человека, и «стоит за них бороться». Крестьяне без земли, семьи без жилья и работники без прав — это признаки логики прибыли любой ценой, которая ведет к социальной исключенности и к разрушению природы. На этом фоне рождается и растет «глобализация надежды», — продолжил Франциск, — надежды на положительные, «искупительные» перемены, необходимые для всех народов земли, в том числе и богатых, среди которых царит недовольство и «порабощающее индивидуалистское уныние». Папа отметил, что «время подходит к концу», «земля, сообщества и люди наказаны почти что диким образом», и чувствуется «зловоние того, что святой Василий Кесарийский называл пометом дьявола, то есть господство неуемной жадности к деньгам». Но не нужно впадать в пессимизм, словно мы ничего не можем сделать: «Вы, самые смиренные и бедные, которых используют и отвергают, вы можете сделать и уже делаете много. Осмелюсь сказать, что будущее человечества в большой мере находится в ваших руках». Народные движения, «вдохновленные братской любовью», призваны противостоять социальной несправедливости. Папа назвал три задачи, которые должны вдохновлять народные движения. Первая — это «поставить экономику на службу народам: люди и природа не могут служить деньгам. Скажем „нет“ эксклюзивной и преступной экономике, в которой деньги господствуют, а не служат». Такая экономика «убивает, исключает, разрушает Землю». Безответственная экономическая система «продолжает отказывать миллиардам братьев в самых элементарных экономических, общественных и культурных правах». Иная система — это не утопия и не фантазия, «это нравственный долг», а для христиан — заповедь. Вторая задача — это «объединить наши народы на пути мира и справедливости». Понтифик отметил, что некоторые соглашения о свободной торговле или насаждение режимов жесткой экономии в первую очередь ведут к неблагоприятным последствиям «для бедных и трудящихся». Франциск назвал их «новыми ликами колониализма» и попросил прощения у латиноамериканских народов за тяжкие грехи, совершенные против коренных народов «во имя Бога» во время так называемого «покорения Америки». Третья задача народных движений — это защищать Землю. Нельзя позволять определенным кругам навязывать свои интересы, которые ведут к разрушению окружающей среды. Папа призвал народные движения продолжать борьбу. «Да защитит вас Бог на этом пути, в изобилии даруя силу, позволяющую выстоять и вселяющую надежду, которая не постыжает».

БУДЬТЕ В КУРСЕ

После встречи с папой Римским президент Эквадора Рафаэль Корреа назвал его визит «глотком свежего воздуха для Латинской Америки», передает Vatican Insider (Турин, Италия). В интервью издания президент признался, что его заставили задуматься слова понтифика о борьбе с несправедливостью. Мы должны обдумать все это, подчеркнул эквадорский лидер. Слова Франциска о том, что вера революционна по сути, Корреа прокомментировал следующим образом: «Конечно, это так. Любой желающий может интерпретировать слова в соответствии со своими предпочтениями, но мы должны быть честными. История Церкви показывает, что есть люди, которые убивали во имя Евангелия, и есть люди, которые позволили себя убить во имя Евангелия. Я предпочитаю оставаться во второй группе».

Суровая критика папой Франциском капитализма и свободного рынка вызвали негативную реакцию со стороны некоторых консерваторов, которые называют его «антикапиталистом» или даже марксистом, пишет National Catholic Reporter (Канзас-Сити, США). Накануне визита понтифика в сентябре этого года в США некоторые эксперты ожидают, что папа поставит под сомнение определенные положения американской культурной и экономической модели. Президент Международного союза католических экономистов CREDO и профессор экономики Университета Нотр-Дам Йозеф Кабовски подчеркивает, что «как человек, папа, наверное, считает перераспределение программ финансирования более эффективным способом борьбы с бедностью, чем экономический рост, хотя большинство ведущих экономистов с этим не согласны». Скорее всего, считает профессор, Франциск будет критиковать в США огромные различия в доходах и богатстве, укажет, что мировой экономический кризис начался в американском финансовом секторе и перекинулся на экономики многих бедных стран. «Папа не экономист, и не его работа предлагать какие-то экономические модели, — говорит Кабовски. — Но он призван возвышать свой пророческий голос во всем мире, прославляя соработничество человека с Богом, призывая к покаянию там, где видит серьезные социальные проблемы».

Catholic Herald (Лондон, Великобритания) возвращается к теме греческого референдума и реакции на него Элладской православной церкви. По мнению издания, в сознании многих греков Православная церковь стала частью высокомерного и корыстного истеблишмента. Когда Алексис Ципрас был приведен к присяге премьер-министра, эта церемония была отмечена внесением символически важных изменений в протокол. Предыдущие правительства клялись на Евангелии и получали торжественное благословение архиепископа Афинского во главе свиты из диаконов и певчих. Но на этот раз Ципрас и большинство его министров отказались от дачи религиозной клятвы. СИРИЗА давно выступала за отделение Церкви от государства, так что смысл жеста премьера был ясен всем. Однако на данный момент ни правительство, ни церковные власти не идут на драматический развод. Ципрас знает, что нынешний кризис требует национального единства, и не будет рисковать объявлять кампанию против Церкви, которая бы оттолкнула многих избирателей, а также угрожала бы его коалиции с националистической партией, от которой зависит поддержка кабинета в парламенте. Со своей стороны архиепископ Афинский Иероним указал, что для нового премьер-министра лучше оставаться верным своим убеждениям, нежели кощунственно приносить присягу на Евангелии, несмотря на его неверие. И все-таки Иероним, который до сих пор вел умеренную и осторожную политику с момента избрания на первосвятительский престол, уклонялся от политики, сейчас был вынужден — неохотно — озвучить свое мнение и выступить однозначно в пользу «Да» на референдуме по пакету реформ, предлагаемых европейскими партнерами Греции. Архиепископ рисковал, громкое «Нет» избирателей по итогам голосования дает основание считать, что он просчитался. Что касается Православной церкви в целом, есть признаки того, что она теряет общественное доверие, особенно среди молодых людей.

La Croix (Париж, Франция) фиксирует напряженность в дипломатических отношениях между Израилем и Святым престолом. Израиль негативно воспринял официальное признание Ватиканом государства Палестина и потребовал дополнительной информации о договоре между Святым престолом и Палестиной, заключенным 26 июня этого года. Однако Ватикан не отреагировал на все четыре запроса МИД Израиля, заявив, что не о чем беспокоиться, поскольку «соглашение с палестинцами не противоречит соглашению с Израилем», в чем не уверены уже сами израильские дипломаты. В свою очередь на днях Верховный суд Израиля дал разрешение на строительство разделительной стены в долине Кремизан, хотя ранее просил правительство рассмотреть другие варианты, которые бы могли привести меньше вреда местным жителям и расположенным в долине монастырям салезианцев. По словам Латинского викария Иерусалима архиепископа Уильяма Шомали, такое «резкое изменение позиции Верховного суда по сравнению с предыдущим решением может представлять собой реакцию на недавнее официальное признание государства Палестина Святым престолом».

Глава Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата митрополит Иларион посетил в Стамбуле Константинопольского патриарха Варфоломея, информирует KATHPRESS (Вена, Австрия). По словам представителей ОВЦС, на встрече обсуждался широкий круг вопросов в связи с подготовкой Всеправославного совещания в 2016 году, а также другие вопросы двусторонних отношений между Константинопольским и Московским патриархатами, также митрополит Иларион объяснил свою точку зрения на ситуацию на Ближнем Востоке. Со своей стороны издание подчеркивает, что в настоящее время существуют «критические точки», где интересы Москвы и Константинополя противоречат друг другу: ситуация в Православной церкви Чешских земель и Словакии, а также переговоры по воссоединению двух раскольнических православных церквей на Украине — так называемого Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви.

На Украине семинаристов начали призывать в армию, сообщает Католицький Оглядач (Львов, Украина). Томаш Городинский учился в Житомирском музыкальном училище им. В. С. Косенко с 2011 по 2015 год. А после поступил в Краковскую семинарию. 25 июня пришло время подписывать обходной лист в Житомирском объединенном городском военном комиссариате. И хотя Томаш числился студентом высшего учебного заведения, о чем хорошо знали работники военкомата, военные поставили его перед выбором: либо поступать во Львовскую военную академию, либо его немедленно отправят на медкомиссию, а оттуда сразу в армию. 20-летний парень был в шоковом состоянии от такого предложения, поскольку уже был зачислен в высшее учебное заведение Польши и не имел цели поступать в военную академию. По словам Томаша, работник военкомата изрядно разгневался из-за такого решения и тут же, как и обещал, направил на медкомиссию. Та, в свою очередь, единогласно признала его «годным». Здесь же студент получил повестку в армию на 30 июня. Из военкомата его повезли на «распределительный пункт» в Житомирский областной военный комиссариат, там же приставили охрану. И 1 июля Томаша отправили на службу в Полтаву. Родственники и друзья не оставляют надежды на то, что парень все-таки будет учиться в семинарии. Настоятель Всеукраинского санктуария Матери Божьей Бердичевской отец Рафал Мишковский написал ходатайство, в котором просит освободить Томаша от службы в армии в связи с его зачислением в Краковскую семинарию.

Нужно ли над Соединенными Штатами провести общенациональный сеанс экзорцизма — изгнания дьявола — как это было сделано над Мексикой в мае этого года, размышляет National Catholic Register (Айрондэйл, США). В Мексике этот обряд провел почетный архиепископ Гвадалахары кардинал Хуан Сандовал Иньигес. Цель: отогнать зло, которое несет ответственность за резкий рост насилия, абортов и распространения наркотиков в этой преимущественно католической нации. Монсеньор Джон Эссефф, священник и экзорцист из штата Пенсильвания, считает, что подобное действие может быть проведено американскими епархиями по отдельности, и призывает каждого епископа сделать это. Издание вспоминает, как в 2013 году епископ Томас Папроцки из штата Иллинойс провел акт экзорцизма в соборе Непорочного Зачатия в Спрингфилде в ответ на подписание губернатором закона о разрешении однополых «браков». По словам владыки, молебен был отслужен не для того, чтобы кого-то демонизировать, но для привлечения внимания к сатанинским воздействиям, «что проникли в нашу культуру». Осторожен в отношении проведении общенационального акта изгнания бесов и отец Гэри Томас, пастор католической церкви Святого Сердца из Калифорнии, экзорцист епархии Сан-Хосе. Хотя он отмечает, что демоническая активность в Соединенных Штатах растет.

В обзоре использованы материалы — официальных СМИ Ватикана Radio Vaticana и L`Osservatore Romano; миссионерского информационного агентства Ватикана, подразделения Конгрегации евангелизации народов Agenzia Fides; информационного агентства Папского института заграничных миссий AsiaNews; издания Федерации итальянских католических еженедельников L`Agenzia Servizio Informazione Religiosa; портала итальянского издательского дома «Стражи Святой земли» Terrasanta.net; ватиканской редакции итальянской газеты La Stampa Vatican insider; североамериканской католической газеты National Catholic Reporter; североамериканского католического информационного агентства Catholic News Agency; североамериканской католической газеты National Catholic Register; портала католической газеты Англии и Уэльса Catholic Herald; австрийского католического информационного агентства Kath.net; австрийского информационного католического агентства KATHPRESS; французской католической газеты La Croix; польского католического информационного агентства Katolicka Agencja Informacyjna; польской ежедневной католической газеты Nasz dziennik; журнала польской Ассоциации христианской культуры Polonia Christiana; информационного сайта портала Milites Christi Imperatoris Католицький Оглядач.

Темами публикаций СМИ Ватикана, католических епархий и организаций на неделе 5—11 июля стали: папа Римский Франциск призвал сказать «нет» преступной экономике; Элладская православная церковь теряет общественное доверие; нарастает напряженность в дипломатических отношениях между Израилем и Святым престолом; на Украине семинаристов начали призывать в армию и другое.

Сказать «нет» преступной экономике призвал во время своего турне по Латинской Америке папа Римский Франциск, сообщает Radio Vaticana (Ватикан). Необходимо заменить мировую экономическую систему глобализацией солидарности: это одна из основных мыслей понтифика, высказанных во время Второй Всемирной встречи народных движений, проходившей в Санта-Крус, Боливия. Папа подчеркнул, что земля, дом и работа — это священные права человека, и «стоит за них бороться». Крестьяне без земли, семьи без жилья и работники без прав — это признаки логики прибыли любой ценой, которая ведет к социальной исключенности и к разрушению природы. На этом фоне рождается и растет «глобализация надежды», — продолжил Франциск, — надежды на положительные, «искупительные» перемены, необходимые для всех народов земли, в том числе и богатых, среди которых царит недовольство и «порабощающее индивидуалистское уныние». Папа отметил, что «время подходит к концу», «земля, сообщества и люди наказаны почти что диким образом», и чувствуется «зловоние того, что святой Василий Кесарийский называл пометом дьявола, то есть господство неуемной жадности к деньгам». Но не нужно впадать в пессимизм, словно мы ничего не можем сделать: «Вы, самые смиренные и бедные, которых используют и отвергают, вы можете сделать и уже делаете много. Осмелюсь сказать, что будущее человечества в большой мере находится в ваших руках». Народные движения, «вдохновленные братской любовью», призваны противостоять социальной несправедливости. Папа назвал три задачи, которые должны вдохновлять народные движения. Первая — это «поставить экономику на службу народам: люди и природа не могут служить деньгам. Скажем „нет“ эксклюзивной и преступной экономике, в которой деньги господствуют, а не служат». Такая экономика «убивает, исключает, разрушает Землю». Безответственная экономическая система «продолжает отказывать миллиардам братьев в самых элементарных экономических, общественных и культурных правах». Иная система — это не утопия и не фантазия, «это нравственный долг», а для христиан — заповедь. Вторая задача — это «объединить наши народы на пути мира и справедливости». Понтифик отметил, что некоторые соглашения о свободной торговле или насаждение режимов жесткой экономии в первую очередь ведут к неблагоприятным последствиям «для бедных и трудящихся». Франциск назвал их «новыми ликами колониализма» и попросил прощения у латиноамериканских народов за тяжкие грехи, совершенные против коренных народов «во имя Бога» во время так называемого «покорения Америки». Третья задача народных движений — это защищать Землю. Нельзя позволять определенным кругам навязывать свои интересы, которые ведут к разрушению окружающей среды. Папа призвал народные движения продолжать борьбу. «Да защитит вас Бог на этом пути, в изобилии даруя силу, позволяющую выстоять и вселяющую надежду, которая не постыжает».

После встречи с папой Римским президент Эквадора Рафаэль Корреа назвал его визит «глотком свежего воздуха для Латинской Америки», передает Vatican Insider (Турин, Италия). В интервью издания президент признался, что его заставили задуматься слова понтифика о борьбе с несправедливостью. Мы должны обдумать все это, подчеркнул эквадорский лидер. Слова Франциска о том, что вера революционна по сути, Корреа прокомментировал следующим образом: «Конечно, это так. Любой желающий может интерпретировать слова в соответствии со своими предпочтениями, но мы должны быть честными. История Церкви показывает, что есть люди, которые убивали во имя Евангелия, и есть люди, которые позволили себя убить во имя Евангелия. Я предпочитаю оставаться во второй группе».

Суровая критика папой Франциском капитализма и свободного рынка вызвали негативную реакцию со стороны некоторых консерваторов, которые называют его «антикапиталистом» или даже марксистом, пишет National Catholic Reporter (Канзас-Сити, США). Накануне визита понтифика в сентябре этого года в США некоторые эксперты ожидают, что папа поставит под сомнение определенные положения американской культурной и экономической модели. Президент Международного союза католических экономистов CREDO и профессор экономики Университета Нотр-Дам Йозеф Кабовски подчеркивает, что «как человек, папа, наверное, считает перераспределение программ финансирования более эффективным способом борьбы с бедностью, чем экономический рост, хотя большинство ведущих экономистов с этим не согласны». Скорее всего, считает профессор, Франциск будет критиковать в США огромные различия в доходах и богатстве, укажет, что мировой экономический кризис начался в американском финансовом секторе и перекинулся на экономики многих бедных стран. «Папа не экономист, и не его работа предлагать какие-то экономические модели, — говорит Кабовски. — Но он призван возвышать свой пророческий голос во всем мире, прославляя соработничество человека с Богом, призывая к покаянию там, где видит серьезные социальные проблемы».

Catholic Herald (Лондон, Великобритания) возвращается к теме греческого референдума и реакции на него Элладской православной церкви. По мнению издания, в сознании многих греков Православная церковь стала частью высокомерного и корыстного истеблишмента. Когда Алексис Ципрас был приведен к присяге премьер-министра, эта церемония была отмечена внесением символически важных изменений в протокол. Предыдущие правительства клялись на Евангелии и получали торжественное благословение архиепископа Афинского во главе свиты из диаконов и певчих. Но на этот раз Ципрас и большинство его министров отказались от дачи религиозной клятвы. СИРИЗА давно выступала за отделение Церкви от государства, так что смысл жеста премьера был ясен всем. Однако на данный момент ни правительство, ни церковные власти не идут на драматический развод. Ципрас знает, что нынешний кризис требует национального единства, и не будет рисковать объявлять кампанию против Церкви, которая бы оттолкнула многих избирателей, а также угрожала бы его коалиции с националистической партией, от которой зависит поддержка кабинета в парламенте. Со своей стороны архиепископ Афинский Иероним указал, что для нового премьер-министра лучше оставаться верным своим убеждениям, нежели кощунственно приносить присягу на Евангелии, несмотря на его неверие. И все-таки Иероним, который до сих пор вел умеренную и осторожную политику с момента избрания на первосвятительский престол, уклонялся от политики, сейчас был вынужден — неохотно — озвучить свое мнение и выступить однозначно в пользу «Да» на референдуме по пакету реформ, предлагаемых европейскими партнерами Греции. Архиепископ рисковал, громкое «Нет» избирателей по итогам голосования дает основание считать, что он просчитался. Что касается Православной церкви в целом, есть признаки того, что она теряет общественное доверие, особенно среди молодых людей.

La Croix (Париж, Франция) фиксирует напряженность в дипломатических отношениях между Израилем и Святым престолом. Израиль негативно воспринял официальное признание Ватиканом государства Палестина и потребовал дополнительной информации о договоре между Святым престолом и Палестиной, заключенным 26 июня этого года. Однако Ватикан не отреагировал на все четыре запроса МИД Израиля, заявив, что не о чем беспокоиться, поскольку «соглашение с палестинцами не противоречит соглашению с Израилем», в чем не уверены уже сами израильские дипломаты. В свою очередь на днях Верховный суд Израиля дал разрешение на строительство разделительной стены в долине Кремизан, хотя ранее просил правительство рассмотреть другие варианты, которые бы могли привести меньше вреда местным жителям и расположенным в долине монастырям салезианцев. По словам Латинского викария Иерусалима архиепископа Уильяма Шомали, такое «резкое изменение позиции Верховного суда по сравнению с предыдущим решением может представлять собой реакцию на недавнее официальное признание государства Палестина Святым престолом».

Глава Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата митрополит Иларион посетил в Стамбуле Константинопольского патриарха Варфоломея, информирует KATHPRESS (Вена, Австрия). По словам представителей ОВЦС, на встрече обсуждался широкий круг вопросов в связи с подготовкой Всеправославного совещания в 2016 году, а также другие вопросы двусторонних отношений между Константинопольским и Московским патриархатами, также митрополит Иларион объяснил свою точку зрения на ситуацию на Ближнем Востоке. Со своей стороны издание подчеркивает, что в настоящее время существуют «критические точки», где интересы Москвы и Константинополя противоречат друг другу: ситуация в Православной церкви Чешских земель и Словакии, а также переговоры по воссоединению двух раскольнических православных церквей на Украине — так называемого Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви.

На Украине семинаристов начали призывать в армию, сообщает Католицький Оглядач (Львов, Украина). Томаш Городинский учился в Житомирском музыкальном училище им. В. С. Косенко с 2011 по 2015 год. А после поступил в Краковскую семинарию. 25 июня пришло время подписывать обходной лист в Житомирском объединенном городском военном комиссариате. И хотя Томаш числился студентом высшего учебного заведения, о чем хорошо знали работники военкомата, военные поставили его перед выбором: либо поступать во Львовскую военную академию, либо его немедленно отправят на медкомиссию, а оттуда сразу в армию. 20-летний парень был в шоковом состоянии от такого предложения, поскольку уже был зачислен в высшее учебное заведение Польши и не имел цели поступать в военную академию. По словам Томаша, работник военкомата изрядно разгневался из-за такого решения и тут же, как и обещал, направил на медкомиссию. Та, в свою очередь, единогласно признала его «годным». Здесь же студент получил повестку в армию на 30 июня. Из военкомата его повезли на «распределительный пункт» в Житомирский областной военный комиссариат, там же приставили охрану. И 1 июля Томаша отправили на службу в Полтаву. Родственники и друзья не оставляют надежды на то, что парень все-таки будет учиться в семинарии. Настоятель Всеукраинского санктуария Матери Божьей Бердичевской отец Рафал Мишковский написал ходатайство, в котором просит освободить Томаша от службы в армии в связи с его зачислением в Краковскую семинарию.

Нужно ли над Соединенными Штатами провести общенациональный сеанс экзорцизма — изгнания дьявола — как это было сделано над Мексикой в мае этого года, размышляет National Catholic Register (Айрондэйл, США). В Мексике этот обряд провел почетный архиепископ Гвадалахары кардинал Хуан Сандовал Иньигес. Цель: отогнать зло, которое несет ответственность за резкий рост насилия, абортов и распространения наркотиков в этой преимущественно католической нации. Монсеньор Джон Эссефф, священник и экзорцист из штата Пенсильвания, считает, что подобное действие может быть проведено американскими епархиями по отдельности, и призывает каждого епископа сделать это. Издание вспоминает, как в 2013 году епископ Томас Папроцки из штата Иллинойс провел акт экзорцизма в соборе Непорочного Зачатия в Спрингфилде в ответ на подписание губернатором закона о разрешении однополых «браков». По словам владыки, молебен был отслужен не для того, чтобы кого-то демонизировать, но для привлечения внимания к сатанинским воздействиям, «что проникли в нашу культуру». Осторожен в отношении проведении общенационального акта изгнания бесов и отец Гэри Томас, пастор католической церкви Святого Сердца из Калифорнии, экзорцист епархии Сан-Хосе. Хотя он отмечает, что демоническая активность в Соединенных Штатах растет.

В обзоре использованы материалы — официальных СМИ Ватикана Radio Vaticana и L`Osservatore Romano; миссионерского информационного агентства Ватикана, подразделения Конгрегации евангелизации народов Agenzia Fides; информационного агентства Папского института заграничных миссий AsiaNews; издания Федерации итальянских католических еженедельников L`Agenzia Servizio Informazione Religiosa; портала итальянского издательского дома «Стражи Святой земли» Terrasanta.net; ватиканской редакции итальянской газеты La Stampa Vatican insider; североамериканской католической газеты National Catholic Reporter; североамериканского католического информационного агентства Catholic News Agency; североамериканской католической газеты National Catholic Register; портала католической газеты Англии и Уэльса Catholic Herald; австрийского католического информационного агентства Kath.net; австрийского информационного католического агентства KATHPRESS; французской католической газеты La Croix; польского католического информационного агентства Katolicka Agencja Informacyjna; польской ежедневной католической газеты Nasz dziennik; журнала польской Ассоциации христианской культуры Polonia Christiana; информационного сайта портала Milites Christi Imperatoris Католицький Оглядач.

Подготовил Станислав Стремидловский

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (2):

Кукушонок
Карма: 434
14.07.2015 20:29, #29004
Станислав, внесите ясность.
Как Вы думаете, папа-иезуит впадает в арианскую ересь? Он действительно нестяжатель и сторонник норм раннего христианства? А ориентация ордена иезуитов тоже изменилась?
ВАК
Карма: 47
16.07.2015 12:02, #29010
Вкупе с золотым тельцом.
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть