Идея переноса думских выборов с декабря на сентябрь 2016 года уже вызвала недовольство оппозиции. Считается, что такой ход сыграет на руку «партии власти». На деле, получается парадоксальная картина. Досрочные думские выборы и правда могут навредить некоторым системным оппозиционерам. Но вот «Единой России» такой шаг сам по себе может не принести никакой выгоды.
Досрочные парламентские выборы и правда могут дать фору «Единой России». Один из факторов, на который не обратил внимание только ленивый – ожидание более низкой явки в сентябре по сравнению с декабрем. Можно вспомнить выбора мэра Москвы в 2013 году. Ажиотаж по поводу них был немногим меньше, чем вокруг федеральных кампаний. Но, как известно, голосовать тогда пришло лишь 32,07% столичных избирателей. Считается, что в последние годы более низкая явка помогает именно «единороссам». И часто это правило подтверждается.
У властей есть и менее обсуждаемые причины для переноса выборов. Часто готовность граждан к протестным действиям поступательно нарастает от августа к декабрю. Так, по данным «Левада-центра» в августе 2014 года готовность присоединиться к акциям протеста высказывали 8% опрошенных, в октябре – 12%, в декабре – уже 14%. Накануне думских выборов-2011, по данным той же социологической службы, рейтинг «партии власти» был максимальным в сентябре (57%) и снизился в ноябре – накануне дня голосования (до 53%). Те выборы, как мы помним, оппозиционеры поспешили назвать поражением «единороссов».
С другой стороны, сезонный рост протестных настроений не обязательно всерьез бьет по «партии власти». Снова обратимся к данным «Левада-центра»: на фоне роста доли граждан, готовых выходить на акции протеста, рейтинг «Единой России» с августа по декабрь 2014 года колебался очень незначительно. В августе и сентябре этот показатель составил 42%, а в декабре – 39%. То есть сезонное падение поддержки, конечно, произошло, но было не столь уж значительным. В 2013 году рейтинг «единороссов» в последние месяцы года вообще оставался стабильным (от 29% в августе до 30% в декабре). Более того, предыдущие предвыборные кампании дают примеры, когда поддержка «Единой России» течение осени, наоборот, серьезно росла. Так, в 2007 году рейтинг «партии власти» в сентябре составлял 60%, а в ноябре (ближе ко дню голосования) уже 69%. Схожая динамика наблюдалась и на думских выборах 2003 года: по данным ВЦИОМ, в августе рейтинг «Единой России составлял 23% (и эта партия заметно отставала от КПРФ), а в ноябре – уже 29% (итоговый результат «единороссов» в декабре – и вовсе 37,56%).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Не будем забывать – сентябрь это еще и сезонный скачок цен на продукты, а значит, дополнительный повод для недовольства властью. Получается, что хорошо организованной предвыборной кампании «единороссов» выборы в этом месяцы могут даже навредить, а при плохой конъюнктуре далеко не обязательно помогут.
Не все так просто и с перспективами оппонентов власти. Оппозиционные политики и эксперты уже говорят, что накануне сентябрьских выборов, летом, предвыборная кампания в городах пройдет впустую – ведь многие жители будут на отдыхе и агитация их не затронет. Но на региональных и местных выборах, где наблюдалась такая картина, кандидаты делают главный упор на распространение печатной агитпродукции и, естественно, только на той территории, где пройдут выборы. Понятно, что избиратели, находящиеся на дачах или курортах ее не увидят. Но в ходе парламентской кампании агитация будет вестись по всей стране, здесь будут задействованы федеральные телеканалы и интернет-СМИ. Не заметить ее будет куда труднее.
Не стоит отдельно напоминать и о том, что оппозиция уже показывала примеры мобилизации избирателей в результате летних избирательных кампаний. Вспомним хотя бы региональные выборы 2013 года. Они показали примеры успеха в таких условиях как либералов (победа Галины Ширшиной в Петрозаводске, высокий результат Алексея Навального в Москве), так и политиков, апеллирующих к консервативно-патриотическим настроениям. Отметим успех в Красноярске сторонников Анатолия Быкова (под флагом «Патриотов России»), которые в своей кампании использовали даже отсылки к советской стилистике.
Конечно, власти могут надавить на системные партии (или договориться с ними), чтобы те вели максимально вялую избирательную кампанию, как это часто происходит на губернаторские выборах. Скорее всего, такая тактика сработает, хотя и тут может не обойтись без подводных камней. Парламентская кампания 2011 года вначале тоже была очень вялой со стороны системной оппозиции. Партии на этом этапе явно ориентировались только на свой ядерный электорат – в агитматериалах КПРФ, например, в первые недели кампании доминировала отсылка к советской тематике (хотя, вопреки стереотипам, эта партия обычно не замыкается только на ностальгических нотках). Однако недовольство избирателя все равно росло. В крупных городах это произошло не без влияния ряда интернет-СМИ и блогеров. В итоге, эти настроения нашли выход как в игнорировании выборов, так и в протестном голосовании. Чтобы направить недовольство избирателей в системное русло, власти явно закрыли глаза на активную и нацеленную на более широкие слои населения агитацию оппозиционных партий на последних этапах кампании.
Сюрпризы могут быть и в одномандатных округах. Как раз здесь все минусы летней кампании будут проявляться куда более явно – агитация кандидатов-одномандатников до уехавших на отдых горожан и правда не дойдет. Тогда преимущество получают не только «единороссы», но и другие уже известные в регионе фигуры, а также представители старых партий с устойчивым электоратом (прежде всего, КПРФ). Это играет на руку и идущим на выборы политикам из старых региональных элит, усиления которых, как правило, не хотят губернаторы.
Кстати, представители региональных элит, не получившие поддержки «Единой России», наверняка захотят подстраховаться выдвижением не только по округам, но и по спискам системных оппозиционных партий. Здесь возникает простор для возможностей. Как правило, такие политики примыкают к «Справедливой России». Если они захотят рискнуть и пойти таким путем снова, авторитет таких деятелей может вытащить кампанию этой партии, по которой перенос выборов бьет больнее всего (ведь ей как раз чаще помогает активная агитация и высокая явка). С другой стороны, окончательно разуверившимся в перспективах «справороссов» влиятельным региональным игрокам придется идти на союз с КПРФ и даже ЛДПР. Ряд недавних инициатив последней заставляет предположить, что там рассчитывают на подобный сценарий (https://iarex.ru/articles/51727.html). То есть, перенос выборов сыграет на руку этим двум старым партиям куда больше, чем кажется на первый взгляд.
Сейчас можно услышать самые мрачные для Кремля прогнозы оппозиционных экспертов. Некоторые из них считают, что перенос выборов серьезно подорвет доверие к власти. Эти ожидания, скорее всего, сильно преувеличены. Даже очень политизированные граждане перестанут обсуждать эту тему, как только вопрос с переносом выборов окончательно решится, а основная масса избирателей вряд ли вообще придаст этому особое значение. Другое дело, что для системной оппозиции такой сценарий – вовсе не повод ставить крест на собственных перспективах. А для «Единой России» - не причина расслабляться.
Перенос выборов – далеко не «философский камень», превращающий любую предвыборную работу «единороссов» в «золотой» результат. Властям в любом случае придется вести серьезную работу, чтобы выборы прошли по сценарию, на который они рассчитывают.
Комментарии читателей (1):
И поскольку я некоторым образом тоже в теме, несколько соображений – не замечаний, а именно соображений:
1) ИМХО: перенос на сентябрь компенсирует недостаточность явки выводом выборов на федеральный уровень. Если же не перенести, к декабрю явка может обвалиться из-за «усталости» избирателей.
2) Перенос тоже не запросто. Есть ст. 96 Конституции: Дума избирается сроком на 5 лет. И есть 51-ФЗ от 18 мая 2005 г. (Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной думы»), в котором - ст. 6, п. 2: выборы Думы назначаются на первое воскресенье того месяца, в котором истекают полномочия избранной Думы (то есть строго в декабре). Стало быть:
- либо роспуск Думы не позднее первых чисел июня 2016 г., чтобы успеть со всем к сентябрю (ст. 111 и 117 Конституции);
- либо срочное внесение изменений в 51-ФЗ – и это будет лакмусовой бумажкой.
3) Советская стилистика ПР, о чем упоминает автор, опять-таки ИМХО, может быть заимствована ЕР. С последующим выходом:
- в 2017 г. – на идеологический референдум, который пересмотрит аферу с референдумом им. Гайдара-Бурбулиса «ДА-ДА-НЕТ-ДА» июня 1993 г. и задвинет «да-да-нет-дастов»;
- в 2018 г. – на президентские выборы с соответствующей идеологической программой.
Как сообщают инсайдеры, туманные слухи об этом активно дополняются набирающими интенсивность разговорами в не самых слабых кабинетах.