Святой престол против РПЦ: религиозный фактор современной геополитики. Часть 2

Пойдя навстречу католицизму, Минск одновременно пошел и по пути экуменизма, заговорив о христианско-иудейском сближении
16 мая 2015  00:42 Отправить по email
Печать

Пролождение статьи эксперта Александра Тимофеева "Святой престол против РПЦ: религиозный фактор современной геополитики. Часть 1".

Чем обернулось такое «воплощение христианских ценностей в общественную жизнь» на Украине, мы наблюдаем уже более года. На востоке страны в результате братоубийственной войны, не затихающей до сих пор, погибла масса мирных граждан, тысячи лишились крова и стали беженцами. В это же время в центральных и западных районах униатами при помощи боевиков «Правого сектора» захватываются православные храмы, а униатские священники благословляют силовиков на убийства своих соотечественников в Донбассе и на Луганщине.

Белоруссия под прицелом

Деятельность Святого престола в Белоруссии дает основания для серьезного беспокойства. В последние годы контакты Минска с Ватиканом заметно активизировались. В условиях нарастания экономических проблем белорусские власти считают необходимым искать точки соприкосновения с Римской католической церковью добиваться ее помощи в налаживании контактов с ЕС. При этом Минск пытается использовать Мальтийский орден, чтобы наладить отношения как с ЕС напрямую, так и опосредованно через Ватикан. Вполне естественно, всё это не может не вызвать озабоченность и у российского политического руководства, и у Русской Православной Церкви.

До недавнего времени большинство белорусских ксендзов имели польское гражданство. А с учётом того, что предыдущий папа Иоанн Павел Второй был этническим поляком (Кароль Войтыла), понятно, что влияние католиков в Белоруссии за период его понтификата значительно усилилось. Началось всё с того, что ещё при Горбачёве, в 1990 году, за год до распада СССР, Совет по делам религий при Совете Министров СССР принял постановление о приглашении из Польши 50 ксендзов для работы в Белоруссии. Тогда же, в 1990 году, в Гродно открылась Высшая духовная католическая семинария, где обучение осуществляется на польском языке. Считается, что в Белоруссии около 75% населения относятся к православным и лишь около 15% - католики. Между тем влияние католиков гораздо больше, чем принято считать, а в отдельных регионах, например в той же Гродненской области, оно претендует даже на ведущую роль.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Лукашенко сейчас мечется между силами и пытается найти приемлемый вариант спасения в активизации контактов с ЕС при помощи Мальтийского ордена и Ватикана. В Минске ждут визита Папы и готовы подписать конкордат, что будет серьёзной уступкой Ватикану и католикам со стороны белорусского руководства. Эти уступки будут иметь далеко идущие последствия. В Белоруссии уже сейчас установлено множество памятников Иоанну Павлу II. Впрочем, здесь уместно сказать и о том, что подобная мода почему-то пришла даже в Москву: 18 октября 2011 года памятник Иоанну Павлу II открыт в российской столице возле Российской библиотеки зарубежной литературы - «по инициативе московской интеллигенции», оказывается. Теперь нам в Белоруссии трудно что-то возразить по этому поводу, если «даже в Москве понимают важность таких поступков».

Как отмечает религиовед, доцент Гомельского государственного университета имени Скорины Виктор Одиноченко в своем интервью для Radio Vaticana,Белоруссия традиционно является поликонфессиональной страной. Этим она отличается как от Польши, где явно преобладает католичество, так и от России, где явное большинство православных верующих. В Белоруссии же всегда было довольно много православных, католиков и протестантов. Здесь, в отличие от России, была Реформация: такие известные деятели белорусского культуры как Симон Будный и Василий Тяпинский — это протестантские проповедники. Более того, Реформация в XVI веке на белорусских землях имела большой успех, хотя позже в результате контрреформации магнаты и шляхта перешли в католичество. Православной церкви после Второй мировой войны давали возможность существовать, хотя и под жестким контролем, но католиком не позволяли служить на большей части территории республики. Поэтому православные поддерживали католиков. По крайней мере, в Гомеле католиков исповедовали православные священники и позволяли причащаться. А в Мозыре православные предоставляли католикам свои храмы для проведения богослужений.

И сейчас в Белоруссии сложилась довольно интересная ситуация – некоторые представители Белорусской православной церкви (БПЦ) говорят об уважении к католикам и желании взаимодействовать с ними, поддерживая приглашение от руководства Католической церкви в Белоруссии и политического руководства страны к папе Франциску, чтобы он посетил их страну. Но при этом, как отмечает Одиноченко, БПЦ формулирует свою позицию так: мы не против, мы заинтересованы в хороших взаимоотношениях с католиками, но мы часть Русской православной церкви и должны на международном уровне поддерживать ее позицию. А позиция РПЦ выражается в том, что в связи с событиями в Украине, проблемой греко-католиков, приезд в Белоруссия понтифика нежелателен.

Фактически, позиция БПЦ столь же двойственна, сколь и позиция Лукашенко: мы не против развития отношений с Западом (Ватиканом), но мы вынуждены принимать во внимание точку зрения Москвы (РПЦ).

На самом деле, религиозная ситуация Белоруссии характеризуется экспансией католицизма, происходящего под прикрытием развития белорусского общества в сторону большей «открытости» внешнему миру. Хотя католиков в Белоруссии насчитывается порядка 14% от общего числа населения, влияние Святого престола здесь намного выше. Католики активно участвуют как в благотворительной деятельности, так и в политической жизни страны, финансируя общественные и профессиональные организации и политические структуры. И довольно значимую роль здесь играют рыцарские ордена.

Стоит вспомнить, что митрополит Минско-Могилевский архиепископ Тадеуш Кондрусевич в октябре 2009 г. был посвящён в рыцари Мальтийского ордена с титулом почётного конвентуального капеллана, а на состоявшейся по этому случаю церемонии посол Мальтийского ордена в Белоруссии П.Ф. фон Фурхерр заявил, что считает Белоруссия «местом встречи между Востоком и Западом, землёй, где великие христианские церкви – католическая и православная – братски сосуществуют и сотрудничают».

Придерживаясь политики лавирования между Москвой и Западом, Минск точно также пытается проводить линию равноприближенности к разным конфессиям, обозначая в качестве традиционных для Белоруссии религий православие, католицизм, евангелическо-лютеранскую церковь, иудаизм и ислам. При этом отношениям со Святым престолом стало уделяться даже больше внимания, чем всем остальным. Неслучайно официальный Минск оказал поддержку Гродненской и Пинской духовным семинариям Римо-католической церкви, а Институт теологии Белорусского государственного университета и Фонд св. Мефодия и Кирилла стали, по сути, опорными центрами филокатоликов.

Белорусский президент Лукашенко, пытаясь прорвать «западную блокаду» (в 1995 году он был внесен странами ЕС в «черный список»), сделал ставку на Ватикан, и Святой престол оценил это – в апреле 2009 г. Папа Римский принял у себя белорусского президента. Тогда же Лукашенко встретился с главой Мальтийского ордена М.Фестингом, президетом С.Берлускони и министром иностранных дел Италии Ф.Фраттини. И как раз там Лукашенко предложил организовать встречу папы Римского и Московского Патриарха на белорусской земле.

Пойдя навстречу католицизму, Минск одновременно пошел и по пути экуменизма, заговорив о христианско-иудейском сближении. В ноябре 2009 г. в Минске произошло уникальное событие – состоялась международная научная конференция «Христианско-иудейский диалог: религиозные ценности как основа взаимоуважения в гражданском обществе в условиях глобального экономического кризиса», в рамках которой встретились полномочные представители христианских и иудейских общин при участии знаковых европейских, израильских и белорусских экспертов. Примечательно, что на завершавшем эту конференцию круглом столе был только один православный священник, но при этом три раввина, несколько глав иудейских общин и пять католических священников.

Фактически, формально являясь частью РПЦ, православная церковь в Белоруссии постепенно начинает идти по пути отделения, скатываясь к униатству. Все православные приходы в стране принадлежат к РПЦ, но уже давно здесь вполне официально используется название Белорусская православная церковь. Более того, на общем собрании Минской митрополии 16 декабря 2014 года его участники заявили о стремлении к «самоуправлению» в БПЦ. Когда об этом в январе 2015 года стало известно в других епархиях, появилась большое количество возмущенных откликов, в связи с чем патриарший экзарх Павел, пытаясь успокоить недовольных, заявил, что ни о каком «отделении» речи быть не может, и этот вопрос закрыт на многие годы вперед. Но так ли это на самом деле?

12 марта 2015 года в Белоруссии побывал государственный секретарь Ватикана Пьетро Паролин, второе лицо в иерархии Святого Престола, который помимо встречи с А. Лукашенко провел также встречу и с митрополитом Минским и Заславским Павлом, патриаршим экзархом всея Белоруссии. Информации об итогах этих встреч было немного, но того, что просочилось в СМИ, достаточно, чтобы понять, что помимо общих вопрос речь велась и о возможностях нового визита Лукашенко в Ватикан, а также приезда в Белоруссия Папы Римского.

Безусловно, приезд понтифика в Минск стал бы мощной миссионерской акцией, способной вызвать значительный рост католической общины Белоруссии. В этой связи стоит обратить внимание, что белорусское общество далеко неоднородно. Мы по старой привычке все еще думаем, что братья-белорусы все как один уважают советские традиции, искренне отмечают 9 мая как день Великой Победы, исповедуют православие, считают Россию братской страной и практически видят себя единым народом с русскими. Да, применительно к части белорусского общества все так и есть. Но со времен распада СССР появилась и другая, «вестернизированная» часть – те, кто считает Российскую империю агрессором, а советское прошлое – трагедией белорусского народа. Они считают себя исторически частью Европы, а не Русского мира; им ближе католическо-униатская традиция, а не православие; они хотят в Евросоюз, а не в Евроазиатский союз. Сейчас их немного, но они довольно активны и пользуются поддержкой со стороны католической церкви, организующей для них бесплатные туристические поездки в Европу.

Стоит в этой связи учесть опыт Украины, где малочисленные представители Украинской греко-католической церкви стали одними из самых активных проповедников и вдохновителей Майдана. И не стоит забывать, что представители белорусских националистических организаций регулярно приглашались «собратьями» из «Правого сектора» и «Свободы» в летние военизированные лагеря, которые организовывались, в том числе, при поддержке и участии УКГЦ.

Да, довольно трудно представить, что католическая церковь в Белоруссии может стать организатором беспорядков и политических волнений, хотя в истории уже было немало событий, которые изначально было невозможно вообразить. Вполне возможно, что «белорусский вариант евромайдана» будет проходить по особенному сценарию – не через уличный бунт и прямой переворот, а путем «ползучей вестернизации» под флагом католического экуменизма.

Нынешняя ситуация в России и вокруг нее удручает все больше и больше: католики, протестанты, мормоны, иеговисты, представители массы деструктивных сект и прочие проходимцы работают, не покладая рук. Традиционная история свидетельствует о том, что классическая схема западной экспансии включает три этапа: сначала идут миссионеры, затем торговцы, после них — солдаты. В наше время все это смешалось: миссионеры благословляют солдат, расчищающих пространство для торговцев и политиков, продвигая идею глобального мирового порядка под эгидой экуменизма - новой мировой религии, проводником которой является Ватикан.

Но Русская православная церковь смотрит на все это снисходительно, и вполне благожелательно принимает помощь со стороны благотворительных организаций Ватикана в восстановлении храмов и т.п. Так и хочется в этой связи вспомнить известное библейское изречение «Бойтесь данайцев, дары приносящих»...

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть