После изгнания талибов из Афганистана в 2001 году у каждого платежеспособного горожанина этой страны появился сотовый телефон. Очень скоро это стало настолько распространённым явлением, что чужестранное слово «мобайл» стали писать родными афганскими буквами. Тогда же в бедной послевоенной стране, которая по размерам немногим больше Франции, появились сразу две компании мобильной связи: в апреле-2002 «Afghan Wireless Communication Conpany»(AWCC) или, по-местному, «Афган Би Сим», а чуть позже ее конкурент - компания «Roshan» («Рошан»). А на днях влиятельный бизнес-журнал «Fast Company» опубликовал список самых инновационных мировых компаний. Афганская телекоммуникационная компания «Рошан» заняла в этом списке седьмое место в номинации «Социальная польза». Отметим, что в первую десятку рейтинга инновационных компаний обычно входят такие гиганты индустрии, как «Apple» или «Google». Если добавить к компании «Рошан» появившуюся недавно компанию «Барг Сабз», специализирующейся на веб-дизайне, новоявленную компанию по производству компьютеров под названием «Blue Sonic», при этом не забывать про планы министерства связи и информационных технологий страны в ближайшие месяцы подготовить 1000 квалифицированных специалистов в области информационных технологий, а также введение в эксплуатацию собственного спутника «Afghansat 1», важного для развития страны и интеграции ее жителей в общемировую информационную среду, то можно смело говорить об успехах в развитии телекоммуникационной инфраструктуры Афганистана.
Надо признать, что эти успехи были бы невозможны без помощи Запада. К примеру, у истоков становления афганских СМИ стояли международные информационные агентства, такие, как телекомпания «Си-Эн-Эн» и корпорация «Би-Би-Си». Наряду с западными неправительственными организациями источниками финансирования средств массовой информации Афганистана являлись Международный институт прессы (International Press Institute), Всемирная газетная и новостная ассоциация (World Association of Newspapers and News Publishers), Всемирный комитет по свободе печати (World Press Freedom Committee), Институт по освещению войны и мира (Institute for War and Peace Reporting) и др. Представители этих организаций, видимо, уже тогда знали, что приехали в Афганистан не прохлаждаться и называли свою деятельность в стране «установлением крепких и доверительных отношений на долгосрочную перспективу». Как результат - в настоящее время на территории Афганистана существуют более 300 частных газет и журналов, таких как «Кабул Таймс», «Еженедельный Кабул», еженедельник «Эрада», «Анис», «Армане Мили», «Хивад», женские издания и многие другие. Перед ними стоит задача не только «перебить» пропаганду талибов внутри Афганистана, но еще и убедить общественность в Европе и Америке, что и успех операции, и само существование НАТО полностью отвечает интересам налогооплательщиков в области безопасности.
Как известно, в январе 2010 г. госсекретарь США Хилари Клинтон провозгласила новую американскую стратегию, главная цель которой - «борьба с диктаторскими режимами через Интернет». При этом выбор критериев отбора целей для реализации этой стратегии остается за американским военно-политическим руководством. При этом считается, что особо действенным информационное оружие может быть против страны (читай Афганистан), в которой существует социальная напряженность, межнациональные, религиозные или классовые конфликты. Оно может в короткий срок вызвать панику, массовые беспорядки, погромы, дестабилизацию политической ситуации и, в конечном итоге, заставить страну капитулировать перед агрессором без широкого применения разрушительных видов оружия.
Главнейший элемент таких информационных операций - так называемое «международное общественное информирование» (international public information). А непосредственный инструментарий - различные сегменты Интернета, в том числе, социальные сети. Примером успешной «операции» в области публичной дипломатии является Афганистан, где информационные технологии действуют как часть западных батальонов, ведущих войну в суверенной стране.
Работа на афганском направлении включает, например, туры по Афганистану для западных журналистов, подготовку собственных информационных продуктов под эгидой МССБ, в том числе на языках дари и пушту, проведение дискуссионных мероприятий, организацию «просветительских» курсов, активную обработку афганских журналистов - не говоря уже о традиционных средствах военной пропаганды, таких как распространение специальных газет и листовок. Не сбрасывается со счетов и такая форма работы, как усиление связей между профессиональными сообществами Запада и Афганистана: силовики, управленцы, ученые отправляются на стажировки и повышение квалификации в Европу. Выстраиваются сетевые структуры, нацеленные на общение европейских и афганских активистов - естественно под опекой и наблюдением натовских специалистов. Функционируют как вэб-модули для общения, так и живые площадки для выступлений тех же активистов, совместные поездки и образовательные тренинги
Приоритет №1 для натовских пиарщиков в Афганистане - это работа с молодежью, в первую очередь с учащимися, то есть с теми, кто не обладает соответствующим жизненным опытом, необходимым уровнем интеллектуального развития и потому становится уязвимым для информационного внушения. Хотя многократное, навязчивое повторение той или иной точки зрения может превратить и зрелого человека в адепта той или иной позиции, того или иного взгляда на вещи. Мы помним, что даже достаточно просвещенный немецкий народ стал жертвой нацистского обмана, убедившего его в том, что он является “представителем высшей арийской расы” на Земле и, соответственно, имеет право на эксплуатацию или даже истребление других “неполноценных” народов, к которым отнесены были и славяне.
Работающие в сфере информационных технологий Афганистана пиарщики и технические специалисты, подкупая доверчивых афганцев тем, что перед ними открытая, дружелюбная, белозубая, современная и успешная организация, знают, как в условиях афганской информационной революции и бума hi-tech технологий сеять нужные им идеи в широких массах и конкретных общественных группах, и не давать взойти вредным для себя семенам. Однако вот парадокс: своей деятельностью они ставят себя же в такое положение, что находятся под огнем критики в Афганистане. Афганцы не верят им. Благодаря доступности созданной Западом же всемирной сети жители Кабула сетуют: «Американцы научили афганцев воровству и коррупции». Налицо простая истина: для того чтобы доказывать неправду в сети требуется очень много денег, потому что приходится бороться с правдой. Отстаивание правды обходится гораздо дешевле, потому что она очевидна и, в конце концов, непобедима. И это, пожалуй, главный вывод из информационных войн сегодня.
Комментарии читателей (0):