Не секрет, что самым страшным сном англо-саксонских (включая США, несмотря на цвет кожи действующего президента) политиков является формирование трансевразийской оси Берлин – Москва – какой-либо тихоокеанский центр силы (еще не так давно был Токио, сейчас - Пекин). Англичане столетиями (начиная с Семилетней войны 18 века) разводили Россию и Германию по разным углам европейских милитарных амбиций, и с наслаждением наблюдали как иваны и фрицы кончали друг друга на полях сражений.
Берлинские «вершители судеб»
В настоящее время Германия является в Евросоюзе и «центром силы», и «центром раздора»: «раскол в Евросоюзе, имеющий сегодня чрезвычайное значение, объясняется тем, что экспорт Германии составляет 50% ее ВВП» (Джордж Фридман, Stratfor), и от той позиции, которую займет Берлин в восточноевропейском (украинском) кризисе, во многом зависит его итог.
Тактически Германия сейчас способна на многое, во всяком случае имеет все основания «внутренне самоидентифицироваться» как вершитель судеб в Европе. Вершит она их жестко, во всяком случае – судя по тому, как качественно Берлин поставил в стойло норовистую Венгрию. Мадьяры (правительство Виктора Орбана) сделали то, что самими правилами игры не дозволено «братьям меньшим» в Евросоюзе:
- соскочили с долговой иглы, выплатив $20 миллиардов Международному Валютному Фонду и выгнав представительство МВФ из Будапешта;
- ввели единый низкий налог на прибыль для венгров и сверхналог – для иностранных корпораций;
- заявили о национализации банков и построении нелиберальной демократии
и, самое главное, с отчаянной смелостью встали на позицию: «наши интересы не совпадают с интересами Соединенных Штатов».
США, в точности по украинскому сценарию, вывели на улицы молодежь и маргиналов, ну и запретили кому-то из венгров въезд в Штаты. А временный поверенный Энди Гудфренд пошел на будапештский Майдан (ну, точно как Вики Нуланд, только без печенек). Но штатовцам премьера Виктора Орбана согнуть удалось не особо, а вот немцам – пожалуйста. Стоило Германии завести речь о переносе немецких производств в Венгрии к их «заклятым друзьям», в Румынию, и все: «Венгрия предпочла России Германию» (Bloomberg), а по Украине «Орбан сделал поворот на 180 градусов» (Манюэль Саррацин, зам. председателя немецко-венгерской группы в берлинском парламенте).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но, с другой стороны…
Буквально намедни на первом немецком телеканале ARD было заявлено, что в стране больше нет экономического подъема, экономике грозит техническая рецессия, и в качестве причины ситуации назван (в том числе) украинский кризис. Точнее - санкции против Москвы. Однако фрау-канцлер Ангела Меркель уверенно гнет «санкционную линию», градус ее высказываний растет и уже дал повод российскому министру иностранных дел Лаврову назвать их «диктатом» (в разговоре с бельгийским коллегой Дидье Рейндерсом).
Что является причиной такой бескомпромиссной позиции Меркель – остается только гадать. Или строить конспирологические версии.
Например, о политической самостоятельности Германии. Ведь не зря два года назад (24 ноября 2012 года), на берлинской конференции по суверенитету Германии было замечено: «Если мы констатируем у нас не полный суверенитет, а это без сомнения так, то это вследствие давления на нас США – мирового гегемона» (Петер Шолль-Латур, писатель), но об этом «другим говорить запрещено, или де они просто боятся об этом говорить» (Юрген Эльзэссер, редактор журнала Compact).
Или о «досье Роззенхольц», картотеке агентов Штази, которое в 1989 году было вывезено за океан. В Германию его вернули, но не все. Например, без досье на Гельмута Коля. И известный бывший аналитик ЦРУ, а ныне пацифист и основатель VIPS («Ветераны разведки за здравый смысл») Рэй Макговерн еще 7 сентября задал вполне резонный вопрос: «Кто знает, какие документы существуют на Ангелу Меркель и других политиков из Восточной Германии?! Потенциал для шантажа существенный».
О других возможных средствах давления англо-саксов на Германию и ее лидера («Канцлер-акт», Тайный государственный договор 1949 года, нахождение значительной части немецкого золотого запаса в США и др.) я и упоминать не буду. Имеющий компьютер да прочтет…
Но в настоящее время Меркель «на подъеме», Правящая коалиция Меркель в составе христиан-демократов и социал-демократов занимает в бундестаге 504 места из 631-го, а оппозиционные «зеленые» (64 мандата) не могут отличить собственную повестку от повестки Меркель. И главное - Германия и сейчас сохраняет свой средний класс и высокий уровень общественной солидарности. Все это дает возможность фрау Ангеле безмятежно игнорировать гневные филиппики «левачки» Сары Вагенкнехт с ее уже легендарным: ««Госпожа Меркель, вы вообще где обитаете?».
Немцы пишут письма
Тем более, что «место обитания» Меркель далеко не столь безмятежно. Германия сейчас на распутье между политической и экономической выгодой. Политически конечно необходимо следовать американскому курсу и выдавить Россию из европейской политической жизни, если не получится разрушить ее как таковую. И стать безусловной доминантой западной части евразийского континента, пусть и под американским патронажем. Экономически – Германии без России трудно.
5 декабря было опубликовано открытое письмо германской национальной элиты к немецкому правительству, парламенту и средствам массовой информации. Не терплю само слово «элита», особенно в отношении к еще живушим, но в данном случае список шестидесяти трех подписантов вызывает безусловное уважение: президент Роман Херцог, канцлер Шредер, принц Баварский, депутаты бундестага, министры, актеры и даже любовь моего детства и юности, икона стиля и легенда подиума 70-х, Верушка фон Лендорф.
Письмо призывает к снижению напряженности в Восточной Европе, и ответственность за эту деэскалацию возлагается именно на Германию. Впечатляет последний абзац: «3 октября 1990 года, в День Объединения Германии, президент Германии Рихард фон Вайцзеккер сказал: … «Мы стоим перед выбором — объединить Европу, или скатиться назад к националистическим конфликтам». До конфликта на Украине мы думали, что Европа находится на правильном пути. Предупреждение Рихарда фон Вайцзеккер четверть века спустя является более актуальным, чем когда-либо».
Скажу сразу: не все поддержали представителей старой элиты. Андреас Умланд, сделавший свою научную карьеру на российско-украинских материалах, инициировал встречное письмо немецких экспертов, основное содержание которого – Политика Германии в отношении Восточной Европы должна опираться на опыт, знание фактов и результаты анализа ситуации, а не на пафос, историческую забывчивость и огульные заключения (в газете газеты Der Tagesspiegel). Интересующиеся без труда найдут тексты писем в Сети, но мне кажется, что немолодые подписанты «письма 63-х» - это люди, которые СДЕЛАЛИ послевоенную Германию современным гигантом, так что не стоило бы молодняку от политологии обвинять их в непрофессионализме и огульности. Потому что «любой карлик современности выше титана прошлого. Потому что сидит у него на плечах» (слова, по-моему, Леонардо да Винчи).
А уж заявлять, что «Друзья Путина и лоббисты интересов Кремля в Германии нашли себе полезных идиотов» (Борис Райтшустер, подписант «Письма 100») – это в хлам дискредитирует саму идею ответа Умланда.
Терять всегда обидно, …
Но сейчас речь не о том, кто умнее и профессиональнее. Из числа подписавших первое письмо особый интерес представляет Экхард Кордес, глава Восточного комитета немецкой экономики. Он совсем не «полезный идиот» Кремля, и, например, в июле заявлял, что «если они (германское правительство и руководство ЕС) заявят, что Россия недостаточно сотрудничает и мы собираемся ужесточить санкции, мы (бизнес) стопроцентно это поддержим» (Handelsblatt). Но, с другой стороны, это человек, несущий моральную ответственность за 80 миллиардов евро, которые более 6 000 немецких фирм вложили в экономику России. В их числе BASF, E.on, Siemens, Volkswagen, Metro, Adidas. А вель после санкций и, особенно, если будет окончательно принят «закон Ротенберга», то эти миллиарды окажутся просто заложниками политической баталии. И вообще – обидно: еще ни одна из крупных российских компаний от санкций не «умерла», а голландская Mexx Group на прошлой неделе была признана банкротом. Одна из главных причин - девальвация российского рубля (Джулия Хансен, гендиректор Mexx). И голландцы – не единичный случай. Сворачиваются на российском рынке «Стокманн» , Metro , «Маратекс», New Look, Gerry Weber…
Так что Кордесу не позавидуешь. Как законопослушный немец в ноябре он считал, что «Мы признаем примат политики. Если политики вводят экономические санкции, бизнес будет соблюдать их режим. Вопрос в том, удается ли с помощью санкций добиться желаемого результата. У нас на этот счет всегда были сомнения». Поэтому его версия (а значит и версия восточнроориентированного немецкого бизнеса) такова: «Необходимо, чтобы конфликтующие стороны (Россия и Запад – А.Г.) пошли друг другу навстречу и признали, что обеими сторонами были допущены ошибки. Нельзя считать точкой отсчета аннексию Крыма. Нужно смотреть, как развивалась ситуация до этого. Если обе стороны пойдут на компромисс, нам удастся найти политическое решение кризиса».
…а политика – дама капризная
Хотя, повторюсь, немцы – народ законопослушный, и бизнес признает приоритет политического решения. Но ведь и политика меняется.
Самым ярким событием политической жизни Германии 2013 года можно считать появление новой партии – «Альтернатива для Германии», АфГ («Alternative für Deutschland», AfD). Это партия консерваторов, евроскептиков, бизнесменов и политических противников Ангелы Меркель. Или, как их еще называют, «граждан, обеспокоенных судьбой своих сбережений». Внешне они, без сомнения, более похожи на подписантов «письма 63-х», чем на их оппонентов «от Андреаса Умланда». В репортаже с учредительного съезда партии, проходившего в берлинской гостинице «Интерконтиненталь», было специально отмечено, что «делегаты были самого разного возраста, преобладал консервативный стиль одежды, доля женщин вряд ли превышала 5 процентов».
Так вот, динамика успехов АдГ в течение последних полутора лет вызывает откровенное изумление. Созданные в апреле 2013 года они через пять месяцев едва не попали в бундестаг, недобрав до заветных пяти проходных пролентов всего 0,2%. Зато они с лихвой отыгрались через восемь месяцев, на выборах в Европардамент, получив на выборах 7% и, соответственно, семь мандатов. Еще через три месяца, в 31 августа, партия набрал 9,7 % на местных выборах в Саксонии, и прошла в местный ландтаг. А 14 сентября она получила 10,6 на выборах в Тюрингии и 12,2 – в Бранденбурге.
Неимоверно: менее чем за год (в сравнении с выборами в бундестаг) АдГ в Саксонии добавила 2,9, в Тюрингии – 3,8, в Бранденбурге – 6,2 процента. Так что голос «граждан, обеспокоенных судьбой своих сбережений» набирает силу.
Все, сказанное выше, не означает, что Германия в ближайшее время хотя бы как-то изменит свою позицию в отношении украинского кризиса, поскольку позиции ( и в бундестаге, и в ландтагах) христианских демократов Меркель (и их верных оруженосцев – социал-демократов) более, чем уверенные. Но тенденция налицо. И главное заинтересованное лицо (германский бизнес) совсем не против такой тенденции.
Комментарии читателей (1):
Очень быстро бы спихнуло и погнало.