Как правило, много новых инициатив содержится в посланиях президента, оглашаемых накануне федеральных выборов, либо сразу после них (в последнем случае, этот документ становится своеобразным манифестом президента в начале нового срока полномочий). В этом смысле, от нынешнего обращения главы государства к Федеральному собранию мало кто ждал особых сенсаций. И, тем не менее, у Послания-2014 есть несколько черт, серьезно отличающих его от предыдущих. Кто настоящий адресат внешнеполитических тезисов Путина? Какую защиту одновременно от внесистемной оппозиции и потенциальных верхушечных переворотов предлагает Послание? Как вопрос о дорожных фондах может стать детонатором для политической нестабильности в регионах? И что общего у президентов России и Казахстана? Чтобы узнать об этом, давайте попробуем найти скрытый подтекст речи президента.
Кому адресованы геополитические тезисы Путина?
Прежде всего, в нынешнем документе непривычно объемный международно-политический блок. В предыдущих Посланиях внешняя политика, как правило, затрагивалась лишь в самых общих чертах, а приоритет отдавался социально-экономическим, либо (реже) внутриполитическим вопросам. Поводов для смены приоритетов в нынешнем документе может быть несколько. Прежде всего, в условиях экономического кризиса было бы странно перегружать Послание Президента слишком затратными обещаниями. Но, поскольку природа не терпит пустоты, большую скромность социального блока в документе нужно было чем-то компенсировать. А учитывая, что весь 2014 год прошел под знаком внешнеполитических баталий (Крым, Украина, санкции), появление большого геополитического блока выглядит вполне логично.
Впрочем, у формирования документа с новой структурой может быть и другая причина. Послание-2014 отличается очень жесткими высказываниями в отношении Вашингтона и Брюсселя – даже по сравнению с «Валдайской речью» Путина. В документе подчеркивается, что даже без украинского кризиса и «крымской весны» западные державы «придумали бы какой-нибудь другой повод для того, чтобы сдержать растущие возможности России». К кому обращены эти тезисы? Если понимать текст Послания буквально, заявление сделано «для политиков, для тех, кто сегодня сидит в зале». Однако российскую элиту, по-прежнему тесно связанную с Западом, риторика в духе Холодной войны может только напугать. Возможно, эти тезисы адресованы массам сограждан, которые, в большинстве своем, будут солидарны именно с таким восприятием мира.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но обратим внимание, что геополитический блок появляется именно в начале Послания. Слушатель или читатель сталкивается с ним, когда его внимание не притупилось от усталости, а документ еще не воспринимается «в фоновом режиме». Это наводит на мысль, что разработчики документа придавали именно этому блоку большое значение. Тезисы для внутренней аудитории, даже если они не «выстрелили» в первый раз, легко растиражировать с помощью проправительственных СМИ и привлечь к ним внимание снова. Донести что-то до внешнего наблюдателя сложнее. Поэтому, весьма вероятно, что геополитический раздел Послания адресован как раз внешним наблюдателям – из США и ЕС.
Причина именно такого тона послания очевидна. Если ЕС и США не идут навстречу России и не отменяют санкции, использовать только благожелательную риторику и публично надеяться на разрыв между Вашингтоном и Брюсселем было бы странно.
Что общего у Путина с Назарбаевым?
Как бы то ни было, Послания Президента всегда были призваны реагировать именно на внутренние проблемы. Главная внутренняя проблема уходящего года – экономический кризис. Многие тезисы Послания как раз находятся на стыке экономики и политики.
Во-первых, заметная часть документа посвящена проблемам предпринимателей, что для Посланий Президента последнего десятилетия, в целом, непривычно. Чаще экономические тезисы подобных выступлений касались больших государственных проектов. Скорее всего, причина здесь в желании успокоить бизнес. В течение осени фигурантами уголовных дел стали несколько крупных предпринимателей (Владимир Евтушенков, Олег Шишов, Юрий Жуков), что уже породило в либеральных СМИ тезис о «новом закручивании гаек» в экономике. Послание как раз и предлагает бизнесу защиту от силовых и проверяющих структур.
Во-вторых, предлагается ужесточить контроль над госкомпаниями – «навести порядок в бюджетах», «ввести показатели эффективности». Это упреждающий удар. С одной стороны, именно злоупотребления в госкорпорациях были любимыми темами оппозиции (вспомним самые популярные материалы Алексея Навального), подпитывавшими мессидж о «жуликах и ворах» во власти и во многом подготовившими «горячую» протестную зиму 2011-2012 года. Экономические кризисы как раз и готовят для подобных обвинений особенно благоприятную почву. С другой стороны, госкорпорации контролируют важнейшие сектора экономики. Если кто-то извне захочет организовать в стране верхушечный переворот, он попытается найти союзников именно в этой среде. Ввести дополнительные инструменты контроля над госкомпаниями – значит обезопасить тылы.
В-третьих, в Послании затронута тема развития инфраструктуры. Регионам предложено «удвоение объемов дорожного строительства» и «дополнительные источники для дорожных фондов». На самом деле, политики в этом тезисе не меньше, чем экономики. Инфраструктурные проекты, как правило, самые резонансные. Если проект ожидаемый, его отмена вызывает широкий всплеск негатива и упреки в адрес Центра. С началом кризиса такие инциденты – не редкость для регионов. Навскидку: в октябре 2014 года на заседании Тюменской областной Думы депутат от ЛДПР Гарри Столяров весьма резко заявил, что у Правительства РФ есть деньги на финансирование Крыма и «Роснефти», но нет средств, чтобы обеспечить нормальное дорожное движение в регионе (и поддерживать соответствующую инфраструктуру).
Кроме того, кризис усилит конкуренцию между корпорациями и разными проектами за государственное финансирование. В эту борьбу будут втягиваться местные политики и протестные группы, «разогревая» и без того сложную из-за кризиса социальную обстановку. Дав гарантии сохранения и даже роста поддержки транспортных проектов, Кремль заранее ликвидирует такие угрозы. Интересно, что в традиционном Послании народу Казахстана от Нурсултана Назарбаева, оглашенном в начале ноября 2014 года, наряду с констатацией приближения экономических трудностей особая ставка была сделана именно на развитие инфраструктурных проектов. Видимо, по схожим причинам.
В-четвертых, в Послании-2014 очень много отсылок к консервативным ценностям. Как ни странно, чаще к подобным идеям любил апеллировать именно «либерал» Медведев. Путин же, всегда бывший своим для консервативного избирателя, на деле выступал в роли прагматика, не связывающего себя идеологическими штампами. Однако уже в президентском Послании-2012 говорилось про «явный дефицит духовных скреп», «нравственные ориентиры» и тому подобное. Тогда это объяснялось намерением Кремля закрепить влияние на своих традиционных сторонников внутри страны в условиях все еще заметных протестных настроений в крупных городах. Консервативный блок в Послании-2013 был сигналом еще и внешней аудитории. Заявкой России на роль ориентира для защитников консервативных ценностей во всем мире. Подобные идеи в нынешнем документе явно вновь рассчитаны на внутреннюю аудиторию, призваны дополнительно обеспечить стабильность в период кризиса.
Наконец, в-пятых, в речи Путина дважды упоминается Общероссийский народный фронт. В прошлогоднем послании влияние ОНФ читалось только по намекам – озвучивании тех же инициатив, что до этого обсуждались на прошедшем под эгидой этой организации «Форуме действий». В свое время Народному Фронту прочили статус новой «партии власти». Однако о таких партиях президент (да и губернаторы) вспоминали, как правило, лишь в связи с выборами, в любое другое время стараясь от них дистанцироваться. Даже краткое упоминание о «Единой России» в Посланиях сейчас вспомнить трудно. Напротив, ОНФ придан, практически официальный статус контрольной структуры, который не имела ни одна общественная организация в постсоветской России. Исторически уязвимым местом российской власти была слабая обратная связь между верхами и населением. Появление и новые возможности ОНФ – попытка решить эту проблему, особенно актуальную в период экономических неурядиц. Поиск дополнительной опоры вне официальной вертикали власти в таких условиях – политика, характерная не только для российских верхов.
Тот же Нурсултан Назарбаев в этом году, вопреки традиции, огласил свое Послание не перед парламентом, а перед активом правящей партии «Нур Отан». Но политика Кремля более дальновидная, так как «партия власти» традиционно принимает на себя недовольство промахами чиновников всех уровней. А у ОНФ, которая позиционирует себя скорее защитником населения от бюрократии, запас прочности должен быть выше.
Россия вступает в 2015 год под знаком западных санкций, падения цен на нефть и вызванных этим экономических трудностей. Однако падение цен на нефть – не навсегда и, как показывает новейшая история того же Ирана, санкции тоже. В фигуральном смысле, России нужно «день простоять и ночь продержаться». Нынешнее Послание Президента раскрыло лишь небольшую часть стратегии Кремля для «трудных времен». И идеи, озвученные Путиным, вполне жизнеспособны, чтобы удержать ситуацию под контролем и в новом году.
Комментарии читателей (4):
Говорите - регионам предложено ещё больше дорог строить? Да, это госдеповское "требование удвоения строительства дорог".
Представим себе, что вместо строительства заводов Сталин начал бы "строить дороги"...
Представили?
Поняли?
"Блицкриг" завершился бы раньше намеченного времени.