Украина в фазе Второй Руины: долгий путь к миру

9 сентября 2014  23:36 Отправить по email
Печать

Украина вошла в фазу Второй Руины. Население раскололось ментально, а территория – географически-административно. Можно наблюдать сейчас и немало исторических параллелей с Первой Руиной. Формально ее активный период относят к 1657 – 1687 годам, когда на Украине бушевали гражданские войны. Вместе с тем, больше правоты видится в рассуждениях историка и первого украинского президента Михаила Грушевского, который началом Первой Руины считал гетманат Богдана Хмельницкого.

С этим можно согласиться. Не сумев договориться с Варшавой и пойдя потому на Переяславской раде на личную унию с русским царем Алексеем Михайловичем, авторитарный гетман запустил череду майданов казацкой черни, подогреваемой теми или иными полковниками и представителями старшины, которые спровоцировали вооруженные конфликты между силами различных геополитических ориентаций. И вовлек в решение украинских проблем великие державы того времени, включая Речь Посполитую Обоих народов и Россию. Ровно как осенью-зимой 2013-2014 годов в Киеве это проделал президент Виктор Янукович, совершивший резкий разворот от Европейского союза к Российской Федерации. Так что позволим себе сделать несколько предположений, чего ждать сегодня от Второй Руины.

Во-первых, это надолго. Первая Руина начиналась при царе Алексее Михайловиче, а состояние украинских территорий более-менее стабилизировалось при его сыне, императоре Петре Великом. Конечно, социальные и политические процессы в наше время идут быстрее и ускоренными темпами, нежели в XVII – XVIII веках. Но в любом случае современная Украина успокоится не за год и не за пять лет. Поэтому любая стратегия российской политики на этом направлении должна рассчитываться на длительное время. Еще много раз мы увидим краткосрочные перемирия под шапкой «вечного мира», переделы административных границ, возвышения и падения украинских гетманов и полковником.

Во-вторых, высокая турбулентность и постоянный передел политической элиты ставит перед Москвой задачу пересмотра своей прежней доктрины опоры на действующую на Украине государственную власть (президент, правительство, парламент и так далее), поскольку их «легитимность» и «суверенность», на наш взгляд, будут порождаться не внутренним волеизъявлением избирателей, а фактором признания или непризнания ведущих внешнеполитических сил. Соответственно, ставка на те или иные институты и конкретные персоналии может носить, преимущественно, краткосрочный характер без предоставления каких-либо серьезных гарантий. До тех пор, пока это в российских интересах. Разумеется, все перечисленное не относится к Новороссийскому плацдарму, который на фоне Украины должен стать зоной стабильности.

В-третьих, политический интерес в российской доктрине на украинском направлении должен получить приоритет над экономическим. Экономические проекты и как средство продвижения интересов России, и как способ получения прибыли важны. Но сейчас становится очевидным, что сами по себе, без аналитических просчетов, они грозят в ряде случаев обернутся еще большими потерями для бизнеса и страны. В результате может получиться так, что доходы государственных и частных российских корпораций от семи «сытых лет» хозяйствования на Украине будут проедены, да еще с процентами, за семь «голодных лет».

В-четвертых, рискнем также предложить, что окончательно «украинский вопрос» будет решен, когда эта земля перестанет быть нейтральным пространством между Россией и Евросоюзом (либо доминирующей на тот момент европейской державой в случае каких-либо пертурбаций в ЕС). И здесь Москва столкнется в первую очередь с Польшей, которая после развала Варшавского договора взяла на вооружению концепцию Ежи Гейдройца, рассматривающую Украину и Белоруссию в качестве буферного пространства между III Республикой и Российской Федерацией, которое, тем не менее, должно сдерживать экспансию Москвы. Реальность альтернативного варианта, предполагающего существование нейтральной Украины, будет зависеть от взаимного желания ЕС. Однако, как показала практика с распространением программы «Восточное партнерство», Брюсселя надолго не хватает.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (2):

Кукушонок
Карма: 434
10.09.2014 00:39, #24610
Браво!
Точно, простенько и со вкусом.
Но уж если исторические параллели, то исторические параллели. И тогда, нельзя ли прикрутить сюда же 1-ый, 2-ой и 3-ий разделы Польши? Или, быть может, более широко - пространства бывшего СЭВ. А средство-то есть - нефте-газовое эмбарго. Выборочно. При этом и Центральная Европа на пару десятилетий погрузится в экономический кризис. Что хорошо, коль скоро по честному сотрудничать не хочет.
Благород
Карма: 22
11.09.2014 13:48, #24709
Проблема нынешней гражданской войны в том, что Россия не хочет оккупировать Новороссию, а запад с Киевом не хотят признавать "право народа на самоопределение". Украина и запад лгут об оккупации, потому как иначе надо признавать ДНР и ЛНР имеющими право на самостоятельное решение своей судьбы. Россия же поддерживает право народа Новороссии на самоопределение, пока лишь в информационном и гуманитарном плане, но даже такую поддержку запад считает за агрессию (гуманитарная помощь от МЧС в пример)...
Без изменения позиции Киева, гражданская война будет только нарастать... Ну или России всерьёз надо оккупировать для подавления силового геноцида народа Новороссии со стороны Украины...
Хотя если война продолжится, то от Украины останется лишь одна треть, где свидомые будут истреблять друг друга обвинениями в предательстве чистоты "украинства"...
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть