На карабахском направлении наблюдается необычная интенсивность в переговорном процессе. После недавнего вооруженного осложнения на линии соприкосновения казалось, что конфликтующие стороны отложили или не приняли подготовленный Францией сценарий урегулирования конфликта. После этого состоялся трехсторонний саммит президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержем Саргсяном и президента России Владимира Путина в Сочи. Россию насторожил тот факт, что в момент развития украинского кризиса на кавказском направлении - впервые за много лет перемирия - появилась реальная угроза масштабной вооруженной эскалации, которая могла распространиться на армяно-азербайджанскую межгосударственную границу.
По всем признакам, Азербайджан пытался придать сочинскому трехстороннему формату особый или параллельный Минской группе ОБСЕ статус и начать переговорный процесс по карабахскому урегулированию чуть ли не с «чистого листа». Но Москва, призывая конфликтующие стороны к мирному урегулированию конфликта, не дезавуировала усилия Минской группы ОБСЕ. Затем последовал «вызов» Саргсяна на саммит НАТО в Уэльсе под предлогом готовности госсекретаря США Керри принять личное участие в процессе карабахского урегулирования. И вновь просматривается попытка Азербайджана выстроить параллельный Минской группе ОБСЕ переговорный формат. Это вытекает из заявления министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова, согласно которому «на встрече президентов Азербайджана и Армении в Уэльсе была отмечена необходимость подписания большого мирного соглашения по Нагорному Карабаху». Заметим, что ранее Баку заявлял о возможности подписания мирного договора с Ереваном, которое прекращало существующее между ними состояние войны.
В этом проекте существует определенная логика. Если, к примеру, Еревана согласится подписать вне формата Минской группы ОБСЕ такой документ, то это могло бы означать «развод» проблем двухсторонних отношений с Баку с вопросами карабахского урегулирования. Но в таком контексте странно выглядит упомянутое Мамедъяровым «большое мирное соглашения по Нагорному Карабаху», которое якобы намерены подписать Баку и Ереван. Если в юридическом смысле Баку может предпринимать какие-либо действия в отношении Степанакерта, то Ереван таких полномочий лишен. Поэтому, когда официальные лица Баку заявляют, что «на саммите НАТО в Уэльсе США впервые за всю историю переговоров продемонстрировали конкретный подход к разрешению нагорно-карабахского конфликта», никто не может понять , в чем же смысл «американского подхода», и отличается ли он от сценария Минской группы ОБСЕ. И речь не только об американцах.
Глава французской делегации в ПАСЕ, зампред парламентской группы дружбы Армения-Франция Рене Руке сообщил, что президент Франсуа Олланд организует 10 октября в Париже встречу президентов Азербайджана и Армении Алиева и Саргсяна. Как отмечают армянские СМИ, «Олланд намерен столкнуть две стороны лицом к лицу, чтобы они пришли к консенсусу". Ранее американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик именно с французским проектом связывал не только появление «точки отсчета новой фазы переговоров», но начало «процесса структурированных переговоров, которые приведут к мирному соглашению». В отношении проекта Парижа по карабахскому урегулированию можно добавить только то, что его эксклюзивность, если судить по некоторым «утечкам» во французских СМИ, состоит в «пакетном предложении»: освобождение некоторых азербайджанских районов должно сопровождаться действиями Турции по разблокированию своей границы с Арменией. В остальном Париж не сделал ни одного намека на то, чтобы поставить под сомнение усилия Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию.
Азербайджан опасается того, что технология урегулирования украинского кризиса, которая в целом, помимо России, поддерживается и западным сообществом по части определения статуса юго-восточных областей Украины, может быть ретранслирована и на карабахской конфликт. Вот почему он в последнее время на различных международных форумах стремится закрепить принципы сохранения территориальной целостности. После итогового документа саммита НАТО в Уэльсе о том, что «ЕС признает территориальную целостность стран-участниц программы «Восточное партнерство», - заявил в Баку комиссар по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле. По его словам, "решение нагорно-карабахского конфликта должно быть основано на международных нормах» и что " было бы неправильным проводить параллели между нагорно-карабахским конфликтом и нынешним кризисом в Крыму".
Но дело в том, что, как подтвердил американский сопредседатель в Минской группе ОБСЕ Уорлик, базовой основой в переговорном процессе по карабахскому урегулированию остаются все же «Обновленные мадридские принципы», в которых есть такие пункты, как «временный статус» Нагорного Карабаха и обязательный референдум о его финальном статусе. То есть, принцип территориальной целостности Азербайджана сопрягается серьезными оговорками и условиями. Так что на последней переговорной «карабахской дистанции» - сочинская встреча с Путиным, саммит в Ньюпорте и предстоящий трехсторонний формат с участием Олландом- все участники забега фактически осуществляли и, видимо, будут осуществлять маневр «бега на месте».
6 сентября на заседании совета правящей Республиканской партии Армении (РПА) президент Армении Саргсян, заявил следующее: "Азербайджан пытается перевести переговорный процесс по Карабаху на другие площадки. В какой-то степени это ему удается, но это очень маленькие победы. Я имею в виду заявление по итогам саммита НАТО, которое претворяется в жизнь уже очень долгое время, но за этот период кое-что изменилось, хотя это нас и не удовлетворяет. Во-вторых, я имею в виду площадку ПАСЕ. Вы помните, что последние неблагоприятные заявление и резолюция были приняты в 2005 году. Мы должны сделать так, чтобы наши успехи в рамках Минской группы ОБСЕ повторялись на всех площадках, и здесь у нас есть достаточный прогресс». Так что Минская группа ОБСЕ по-прежнему остается основной платформой для переговоров между Арменией и Азербайджаном по урегулированию армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта.
Комментарии читателей (8):
Минская группа ОБСЕ остается главной платформой для переговоров
---------------
А этот "веселый" зак.турок под ником 123456789, оказавшийся в Киеве, продолжает использовать даже азербайджанскую фальшивку - armenianreport.com :) То есть нелепую имитацию лживого аз.агитпропа :)
Подробности - здесь:
http://kornelij.livejournal.com/1088910.html
"Веселый" зак.турок 123456789 не раз был пойман на лжи :) Приводимые им тексты из лживого аз.агитпропа не соответствуют приводимым им ссылкам.
Этому зак.турку не хочется писать про т.н.Аз.р с украденным у Ирана названием одноименной провинции :) И по теме статьи ему сказать нечего:)
Однако зададим и этому 123456789 вопрос, на который не смог ответить ни один аз.юзер : Какие три основополагающих принципа Международного права лежат в основе переговоров в МГ ОБСЕ?
Азербайджан этого не опасается ни в коей мере. Скорее Армения питает необоснованные надежды на то, что кому-то (России в данном случае) понадобится вмешаться в конфликт и чудом решить его в пользу армянской стороны, в то время, как мировому сообществу давно понятно, что логическое завершение застоявшегося Карабахского кризиса достигло первой логической точки возрастания - никак не боевыми действиями, а переговорным путем возвращение оккупированных земель практически стартует со дня на день.