Президенты США и Турции Барак Обама и Реджеп Тайип Эрдоган в ходе переговоров в Ньюпорте на полях саммита НАТО провели личную встречу. Ее повестку назвала представитель Белого дома Кэтлин Хейден: "Конфликты на Украине и в Ливии, противостояние группировке "Исламское государство" и экстремистам в Ираке и Сирии". Президент США Барак Обама подчеркнул важность обмена разведывательной информацией между Турцией и США об иностранных боевиках на Ближнем Востоке. По его словам, "это та область, в которой у нас должно быть больше совместной деятельности". Но при этом он подчеркнул необходимость обсуждения "гуманитарного элемента продолжающегося кризиса в Сирии".
Турция не первый день "замужем" за НАТО и хорошо понимает, какие инструментарии использует альянс для продвижения своих интересов или только интересов США. В этом аспекте любопытное наблюдение высказала турецкая газета Yenicag. По ее мнению, с одной стороны, вроде бы нарастает напряженность в российско-американских отношениях из-за украинского кризиса. Тем более что воссоединение Крыма с Россией, возможное изменение статуса юго-восточных областей Украины меняет соотношение сил в бассейне Черного моря, к которому примыкает и Турция, явно в пользу России. С другой - НАТО принимает решение о создании сил быстрого реагирования. Первоначально премьер Великобритании Дэвид Кэмерон заявляет, что штаб этих сил будет располагаться в Польше. Потом следует уточнение: постоянного штаба в какой-либо стране у этих сил не будет. Определенную ясность, но принципиального свойства, относительно размещения штаба сил быстрого развертывания внес министр национальной обороны Польши Томаш Семоняк: "Если в Турции, то в Измире, если у нас, то, возможно, в Щецине. Не будет постоянного командования, а солдаты будут в состоянии готовности в своих странах". То есть расположение штаба будет зависеть от места использования сил, что, скорее всего, связано с Ближним Востоком, а не постсоветским пространством.
Отметим еще один момент. Представители американских спецслужб считают, что возникшее в приграничной зоне между Ираком и Сирией и у границ Турции "Исламское Государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ) следует считать «новым лидером глобального движения джихада, появившимся в результате ослабления Сирии и Ирака". В этой связи наряду с попытками укрепить Багдад, США все же выводят за скобки возможности устранения от власти в Дамаске президента Башара Асада, на чем ранее настаивала Анкара. Правда, существует позиция и британского премьера Дэвида Кэмерона, который дал понять, что Запад не намерен сотрудничать с властями Сирии в борьбе против террористической организации ИГИЛ, считая "Асада частью проблемы, а не частью ее решения". Но тут рождается интрига.
Государственный секретарь США Джон Керри на саммите НАТО в Уэльсе сообщил, что для борьбы с ИГИЛ создается коалиция из десяти стран - Австралии, Великобритании, Германии, Дании, Италии, Канады, Польши, США, Турции и Франции. Ранее Вашингтон предлагал создать коалицию в ином составе: США, Турция, Саудовская Аравия и Иордания. По словам Керри, "мы должны атаковать боевиков, чтобы предотвратить захват ими новой территории, чтобы поддержать силы безопасности Ирака и других стран, готовых действовать в регионе, которые готовы выступить против них, не используя при этом наши собственные вооруженные силы". Новоявленные союзники предполагают наносить по позициям джихадистов только авиационные удары. Американский госсекретарь Керри уточнил, что страны коалиции не намерены вводить свои вооруженные силы на территорию Ирака, "это своего рода красная линия". Но дело в том, что в этой коалиции Турция является единственным государством, которое имеет общую границу с Ираком и Сирией, и в результате наземных боевых действий курдов и центрального правительства Ирака джихадистов будут выдавливать либо в сторону Сирии, либо в Турцию или даже на территорию Ирана. Так что американцы выставили туркам "острое меню", и переварит ли предложенные блюда "политический желудок" Эрдогана - скоро станет известно.
Комментарии читателей (1):