Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган совершил свой второй зарубежный визит в Азербайджан. Первый был на Северный Кипр. В этой связи бросается в глаза одна важная особенность: новоизбранный президент Турции начал свою политическую деятельность с визитов в тюркские проблемные государства.
Правительство Республики Кипр визит Эрдогана квалифицировало как « незаконный», осудило его заявление о необходимости решения кипрской проблемы на основе создания двух равноправных государств. По словам официального представителя Никосии, греки-киприоты ожидали, что «президент Турции - страны-кандидата на присоединение к ЕС - в первую очередь призовет к вовлечению в процесс урегулирования Евросоюз, членом которого является Республика Кипр и которая им останется после решения кипрской проблемы". Напомним, что Кипр разделен по национальному признаку с 1974 года, когда турецкие войска вторглись на остров под предлогом защиты турок-киприотов вслед за тем, как сторонники греческой военной хунты совершили государственный переворот с целью присоединения Кипра к Греции. Путч через несколько дней закончился, однако, несмотря на требования ООН, Анкара не вывела войска, а наоборот укрепила свои позиции, захватив 37% территории острова. 1 мая 2004 года Республика Кипр стала полноправным членом ЕС, без своей северной, турецкой части. Процесс кипрского урегулирования, несмотря на разные ООНовские комиссии, уже давно в тупике.
Не лучше обстоят дела и в Азербайджане из-за неурегированного карабахского конфликта. С одной стороны, по факту США и их западные партнеры, действуя в формате Минской группы ОБСЕ, безрезультатно призывают конфликтующие Баку и Ереван начать переговоры о прекращении состояния войны, выдвигают различные компромиссные проекты по урегулированию конфлита. С другой, как указывает берлинский политолог Хайко Лангнер, Вашингтон, как один из сопредседателей в Минской группе ОБСЕ, является единственной страной, оказывающей прямую финансовую поддержку Степанакерту. До сих пор действует 907-я поправка к Акту о свободе, согласно которой Азербайджан объявлен " стороной-агрессором в нагорно-карабахском конфликте". По мнению Лангнера, "это должно интерпретироваться не иначе, как поддержка армянской стороны в конфликте" и что "США не являются беспристрастным посредником". В этот контекст интригующе вписывается и политика Ирана. Еще ни один бакинский эксперт не представил убедительных доводов, объясняющих причины, по которым Тегеран, публично заявляя о неприемлемости территориальных изменений в регионе и поддержке территориальной целостности Азербайджана, активного сотрудничает с Ереваном и Степанакертом. Одно время по такому сценарию действовала и Турция, подписавшая в октябре 2009 года с Арменией известные Цюрихские протоколы, предусматривающие нормализацию отношений между двумя странами и открытие границ.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Только благодаря невероятным усилиям Баку удалось блокировать процесс турецко-армянского сближения. Как поведал недавно неназванный источник в азербайджанском правительстве, Азербайджану удалось «завязать» Цюрихские протоколы на карабахскую проблему только благодаря тому, что «он стал всерьез рассматривать возможность вести нефтегазовые поставки в Европу в обход Турции — через Грузию, Черное море, дальше в Болгарию и Румынию", а затем «инвестировал до 5 млрд. долларов в турецкие проекты в нефтехимии". По сути он купил позицию Анкары, которая действовала и, видимо, будет продолжать действовать в отношении Баку прагматично, заявляя при этом о «братской солидарности».
Это хорошо продемонстрировал в ходе своего визита в Азербайджан Эрдоган,не скупившийся на слова о «стратегическом партнерстве» стран, «которых объединяют не только экономические, но и братские связи". При этом не забывая упомянуть о своем стратегическом интересе к нефтепроводам Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзурум и Трансанатолийский (Транс-Анадолу, TANAP).
В этой связи Баку пока упивается ощущением того, что «альянс двух тюркских государств, особенно в сфере энергетики, придает ему статус глобального масштаба», и якобы это «служит укреплению региональной безопасности». Но достаточно бросить поверхностный взгляд на политическую карту региона, чтобы осознать следующую истину. Во-первых, цунами ближневосточной нестабильности, захватив Турцию, приближается к границам Закавказья, что ставит под сомнение возможности реализации намеченных Азербайджаном энергетических проектов. В начале 2014 года стало известно, что Франция отказалась инвестировать в трубопровод TANAP. Во-вторых, потенциальный вывод на мировой рынок огромных энергетических ресурсов Ирана резко снижает планку регионального влияния Азербайджана, поскольку он не обладает ни необходимым объемом углеводородных ресурсов, ни возможностями диверсификации маршрутов, ни необходимым политическим весом, чтобы застолбить за собой позицию важного источника энергоресурсов. Точно так же, как и Турция, вряд ли станет важнейшим коммуникационным звеном на пути углеводородов в Европу без участия России и Ирана. Если в перспективе удастся достигнуть энергетического альянса Россия-Турция-Иран, то, как уже не раз отмечали эксперты, станет высвечиваться и особая роль Армении, особенно в случае разблокирования ее границы с Турцией.
Вот почему в ходе визита Эрдогана в Баку президенту Ильхаму Алиеву важно было добиться от него подтверждения, что «вопрос отношений между Турцией и Арменией будет решен только в случае, если будет урегулирован конфликт между Азербайджаном и Арменией». На словах Эрдоган поддержал эту позицию. Но фактом остается то, что Цюрихские протоколы находятся в турецком парламенте. Более того, они часто включаются в разные «пакетные предложения» по карабахскому урегулированию. Поэтому в любой момент - в зависимости от развития событий в регионе и других входящих обстоятельств - Турция может в своих интересах разыграть «армянскую карту». Во всяком случае, в заявленной программе нового турецкого правительства отмечена позиция о нормализации отношений с Арменией. К тому же Турция не имеет своего сценария по карабахскому урегулированию.
Наконец, у самой Турции немало геополитических проблем. Если раньше, она позиционировала себя в качестве потенциального проводника азербайджанских интересов в западном сообществе, то сегодня она отнесла свое членство в ЕС только к 2023 году. Более того, ее потенциальная трансформация в государство федеративного типа с предоставлением курдам соответствующего набора демократических прав, ставит под сомнение доминанту идеологии общей тюркской национальной идентичности. «Новая Турция» Эрдогана прорывается в будущее, в то время, как Азербайджан со своими пантюркистскими идеями может застрять в прошлом, в ситуации, когда геополитическая картина в регионе стремительно меняется, появляются не только новые угрозы, но и новые возможности. Одна из них сотрудничество Турции с Таможенным союзом Россия-Белоруссия-Казахстан, от чего пока отказывается Азербайджан. Эрдоган же несколько раз изъявлял желание вступить в этот союз. Если подойти к его визиту в Баку в плоскости этой реалии, то она обнаруживает много интересных и неожиданных моментов. В частности, Турция и Армения могут оказаться в одном альянсе, получить возможность нормализовать отношения без привязки к проблемам Азербайджана и к карабахскому урегулированию.
Но пока можно говорить только о зарождающихся новых геополитических тенденциях. Главные события еще впереди.
Комментарии читателей (1):
Что касается энергетического проекта TANAP, то он будет осуществлен, так же как и были осуществлены другие проекты - построены трубопроводы Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзурум. В свое время многие так же не верили в реализацию этих проектов. Роль Азербайджана как надежного поставщика энергетических ресурсов и впредь будет только расти. Так же и Турция являлась и будет оставаться важнейшим коммуникационным звеном на пути углеводородов в Европу. Никакие региональные события не будут в состоянии изменить это.