Катар, небольшое, но чрезвычайно богатое государство в Персидском заливе, старается проводить весьма взвешенную внешнеполитическую политику на мировой арене, благодаря которой он стал пользоваться всеобщим уважением. Вполне естественно, что Катар как арабское государство, стремится прежде всего нормализовать и улучшить свои отношения в Арабском мире. Особенно этот курс стал весьма заметным и более значимым при новом эмире Катара шейхе Тамим бен Хамад Аль Тани, правление которого длится всего один год.
В настоящее время внимание всего мира приковано к Ираку и тем печальным событиям, которые там происходят. Массовые убийства ни в чем не повинных мирных жителей и выселение сотен тысяч человек создают угрозу не только для существования самого государства, но и для мира и безопасности во всем регионе. На иракской территории вовсю разгулялись террористы и боевики так называемого Исламского халифата, которые после бегства иракской армии заполучили в свои руки тяжелое вооружение-танки, бронетранспортеры, артиллерию.
«Сейчас нам нужны общие и решительные действия для того, чтобы положить конец религиозному насилию в Ираке и Сирии, освободить оказавшиеся под ярмом народы и справиться с нависшей над всем регионом угрозой, - совершенно недвусмысленно заявил министр иностранных дел Катара Халед бен Мухаммед аль-Атыйя. - Однозначного ответа здесь нет, но нам в любом случае нужно перекрыть каналы финансирования экстремистских групп. В этой связи мне хотелось бы еще раз предельно четко обозначить позицию Катара в ответ на заявления некоторых плохо осведомленных комментаторов. Катар никоим образом не поддерживает ни одну экстремистскую группу. Мы категорически не приемлем их идеологию, жестокость и непомерные амбиции. Мы не согласны с тем будущим, которое хотят эти экстремистские группы для региона, и никогда не окажем им ни малейшей поддержки».
Дело в том, что страны Запада, которые разожгли военный костер в регионе, теперь пытаются навести тень на плетень и перенести всю ответственность на арабские страны, в том числе и на Катар. Например, министр экономического сотрудничества и развития ФРГ Герд Мюллер заявил, что группировку «Исламское государство», которая терроризирует народы Ирака и Сирии, якобы финансирует Катар. Однако само немецкое министерство опубликовало коммюнике, в котором подчеркивается, что министр сделал свое заявление, основываясь на статьях, опубликованных в прессе, а не на каких-то конкретных доказательствах, имеющихся у правительства Германии.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Сразу же возникает вопрос –для чего было сделано такое заявление, которое обвинило Катар в том, что он не делал. А ларчик открывается довольно просто. Не успел Герд Мюллер сделать свое весьма «сенсационное» заявление, как тут же Берлин официально объявил о начале поставок оружия в Ирак. Об этом решении сообщили двое других министров – Франк-Вальтер Штайнмайер (МИД) и Урсула фон дер Ляйен (Минобороны) по итогам заседания правительства. Как отметила глава немецкого оборонного ведомства, «Германия готова предоставить в распоряжение курдских бойцов в северном Ираке оружие и боеприпасы». Вот и вся подоплека катарского обвинения, Эта шумиха была нужна для того, чтобы как бы присвоить себе право поставлять оружие в Ирак.
Когда, как говорится, дело было сделано, Берлин выразил «сожаление» о высказываниях, которые могли оскорбить Катар, страну, обвиненную членом правительства Германии в финансировании джихадистов. Об этом заявил в пятницу, 22 августа, представитель МИД Мартин Шэфер, в ходе брифинга для прессы. М.Шэфер указал, что в Берлине не располагают доказательствами финансирования Катаром джихадистов «Исламского государства».
В данном случае Доха неоднократно заявляла, что народы и страны должны жить в мирном сообществе, которое служит гарантом прогресса, модернизации, терпимости и развития. «Мы совершенно ясно дали понять, - подчеркнул Халед бен Мухаммед аль-Атыйя,- что недавние события вроде варварского убийства Джеймса Фоули и расправы над более чем 70 ни в чем не повинными верующими в суннитской мечети в Дияле стали преступлением на почве ненависти и противоречат принципам ислама и человечества, а также всем международным законам и конвенциям».
Как свидетельствуют факты, Доха вовсе не поддерживает «Исламское государство», а наоборот призывает иракское правительство обеспечить безопасность своих граждан. Кроме того, из Катара продолжается отправка масштабной гуманитарной помощи иракскому народу. В ответ на нынешний кризис в Ираке, Катар присоединился к группе из множества стран, чтобы оказать дополнительную поддержку иракскому народу, который становится главной жертвой разгоревшегося в стране насилия.
Катар собирается сделать все, что в его силах, чтобы добиться триумфа мира и справедливости, и сейчас мы усердно работаем для достижения этой цели, подчеркнула катарская газета «Al Watan». В нашей работе мы руководствуемся стремлением оказать помощь в нахождении долгосрочных решений и достижения стабильности, в которой отчаянно нуждается весь регион. Это уже давно стало приоритетной задачей нашей внешней политики, заключает газета.
Ярким свидетельством того, что катарские власти нацелены на мирное решение различных возникающих проблем явилось благодаря Дохе освобождение боевиками «Джебхат ан-Нусра» американского журналиста Питера Тео Кертиса, пленённого около двух лет назад. Гражданин США был передан представителям ООН при посредничестве Катара и в настоящее время возвращается на родину. Он был освобожден спустя несколько дней с момента казни боевиками «Исламского государства» журналиста из Нью-Гэмпшира Джеймса Фоули, захваченного в Сирии в том же 2012 году.
Американские официальные лица говорят, что они не заплатили ни пенни, чтобы обеспечить освобождение журналиста Питера Тео Кертиса, и просили Катар не предлагать деньги «Джебхат ан-Нусра». Как сообщает New York Times, представитель Белого дома сказал, что связал семью журналиста с катарцами, которые могли обеспечить его освобождение благодаря своим контактам с боевиками. Газета также отмечает, что Катар уже заплатил миллионы, чтобы освободить других заложников.
Представитель Белого дома также сказал: «Соединенные Штаты однозначно не просили катарцев платить выкуп. Более того, мы просили катарцев, в соответствии с нашей долговременной политикой, не платить выкуп за господина Кертиса». Однако, как говорит аналитик по Ближнему Востоку в интервью Telegraph, если такая организация отпускает заложника, значит, она за это что-то получила, предполагая, что это могло быть что-то другое, а не деньги. Отец журналиста подтвердил: «Катар сказал, что они отпустили его на гуманитарной основе без выплаты выкупа. Больше я ничего не знаю». Кстати, по некоторым оценкам, выкупы, выплаченные европейскими правительствами, составляют половину дохода другой организации «аль-Каиды».
Говоря о событиях в регионе и о политике Катара министр иностранных дел Халед бен Мухаммед аль-Атыйя особо подчеркнул: «Мне прекрасно известно, что некоторые не понимают наш внешнеполитический курс и однобоко рассматривают развитие конфликта. Думаю, что именно этот гнев заставил их сделать ложные и надуманные обвинения, чтобы подчеркнуть значимость их собственных программ и нанести ущерб нашей внешней политике. Катар вовсе не поддерживает Исламское государство, и все обвинения в обратном бросают тень на наши усилия по достижению мира, безопасности и стабильности в регионе, который переживает нескончаемую череду конфликтов и трагедий. Катар стремится положить этому конец».
Виктор Михин,
Член-корреспондент РАЕН
Комментарии читателей (1):