Для польского политикума наступил момент отрезвления. «Главный эксперт» Европейского союза по России» и «адвокат Украины», как себя тщеславно назвала Варшава в конце прошлого года, задвинут в угол ведущими странами ЕС – Германией и Францией. В сентябре на саммите НАТО ожидается второй провал, уже по вопросу размещения на польской земле военных баз Североатлантического альянса.
«Первый звонок» прозвучал накануне встречи в Берлине министров иностранных дел Германии, России, Украины и Франции, на которую не был приглашен шеф польской дипломатии Радослав Сикорский. Хотя он был в числе творцов февральского соглашения в Киеве между президентом Украины Виктором Януковичем и лидерами оппозиции по урегулированию конфликта. Глава украинского внешнеполитического ведомства Павел Климкин накануне берлинского саммита попытался ввести в «четырехугольник» поляков, когда по своей инициативе позвонил Сикорскому, обсудил с ним предварительные тезисы и пообещал держать в курсе. Ирония судьбы: если раньше Варшава пересказывала Киеву закулисные подробности «восточного вопроса», то теперь Киев становится осведомленней Варшавы.
Однако как объясняет свои неудачи польский политикум? Чем угодно, только не отсутствием у себя здравого ума и интеллектуальных ресурсов. Разве трудно было предположить раньше то, о чем сейчас пишет Dziennik.pl, а именно взаимосвязь между кризисами на Украине и на Ближнем Востоке? Да, после успешных наступлений в Ираке джихадистов европейские страны и США начинают менять подход к России, которая видится им «желанным союзником в войне против исламских фундаменталистов». Отсюда желание Берлина, Парижа, за которыми подтянутся Рим, Лондон и Вашингтон, ослабить градус напряженности на украинском направлении, чтобы перегруппировать силы на ближневосточном фронте. И ошибочность выводов некоторых польских политологов, например, директора Института исследований международных отношений Томаша Бадовского, заявившего, что «Путин сыграл на раскол Европы». По факту получается наоборот – Москва стимулирует консолидацию Европы, предлагая ведущим странам ЕС более адекватную повестку внешнеполитических угроз.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
На раскол пытается играть сама Варшава, когда выделяет в евроатлантической сотрудничестве ту часть, что относится к «атлантическому». Председатель Фонда польско-украинского сотрудничества PAUCI Ян Пекло требует, во-первых, признать, что Германия и Франция не получили от Брюсселя мандат представлять Евросоюз на переговорах с Россией. Поэтому в них Европу должна представлять «Кэтрин Эштон, которая до сих пор исполняет обязанности главы внешнеполитического ведомства. Во-вторых, ради «трансатлантической солидарности» в переговорах следует ввести американцев, что, возможно, станет «эффективным давлением на Путина». Но что выиграет от этого Варшава, в чем ее интересы?
Под предлогом защиты от «российской угрозы», которая после «завоевания» Украины должна была пойти войной на Польшу и Прибалтику, министр Сикорский требовал строительства постоянных баз НАТО или точек постоянного присутствия Вооруженных сил США. Однако сегодня министр обороны Польши Томас Семоняк скептически оценивает возможность принятия такого решения на саммите Североатлантического альянса в сентябре этого года: «Я не думаю, что в документах саммита используется определение «постоянное военное присутствие». Как констатирует Rzeczpospolita, «мы являемся членом НАТО второй категории». Когда нужно выполнить опасное задание, Польша на Западе, все меняется, когда Запад должен сделать что-то для Польши. Портал Polityka.pl идет дальше и предлагает Варшаве «сказать всем: да, на самом деле в 1997 году при подписании Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора… обе стороны признали, что не рассматривают друг друга как противников, а также взяли на себя обязательство сотрудничать и строить прочный и всеобщий мир в Евро-Атлантике».
В другой ситуации такие ошибки в международных отношениях обществу можно было бы как-то «объяснить». Но не сейчас, когда махание саблей министром Сикорским и компанией привело к тому, что польские яблоки со всей остальной сельскохозяйственной продукцией вывалили на лед, а заодно с ними – тысячи фермеров. Внешняя политика напрямую отражается на внутренней, не говоря о социально-экономическом самочувствии страны. Похоже, что министерство иностранных дел нуждается в новых подходах и новых лицах. На фоне запаздывающего с принятием прорывных решений главы польской дипломатии выгодно смотрится член правительственной коалиции, вице-премьер от Польской крестьянской партии (PSL) Януш Пехочиньский, который сегодня фактически взял себя работу МИД Польши.
Пехочиньский трезво отдает себе отчет в том, в каких сложных условиях приходится выживать польской экономике. «Если мы посмотрим на Германию, Францию, Италию, если вслушаемся в «скрежет» банковской системы Португалии – то причин для оптимизма нет», – признал вице-премьер в интервью Dziennik Gazeta Prawna. Комментируя российско-польские отношения, он говорит о двух вариантах развития событий, «первый – размахивание саблей и придумывание, какой же еще удар нанести Кремлю. Второй – быть сдержанными в мнениях и подготовленными на времена плохой погоды в экономике с осознанием того, что эскалация напряжения с соседним рынком – это двустороннее оружие. Польская политика и польское предпринимательство не должны сосредоточиваться на том, как бы еще навредить России. Мы должны быть солидарны с Украиной, но мудро, например, путем сотрудничества в рамках всего Евросоюза».
16 ноября в Польше пройдут местные выборы. Спокойный и деловой тон председателя PSL оценили избиратели. По словам социолога из Ягеллонского университета Ярослава Флиса, рейтинг партии растет, на сегодня он поднялся до 16%. Это намек главе «Гражданской платформы» (РО) и премьер-министру Дональду Туску. Его политическая сила теряет позиции, сам Туск признан самым худшим из лидеров своей партии. Если не предпринять экстраординарных шагов, оппозиционная «Право и Справедливость» (PiS), которая уже сейчас выигрывает в 10 воеводствах из 16, к ноябрю полностью разгромит правящую коалицию. Премьеру нужны успехи, почему бы не стать таковой «разморозке» отношений с Москвой? Но кадровая скамья Туска пуста. Не предлагать же ему вместо Сикорского председателя комитета Сейма по иностранным делам Гжегоша Схетыну, которого глава кабинета изгонял откуда только можно. Пехочиньский - иное дело. Он почти «свой» и не отягощен «русофобской наследственностью». Посмотрим, окажется ли польский премьер способным на сильные поступки.
Комментарии читателей (2):
Видимо эти идиоты думают, что наличие баз спасет их от Искандеров? Пусть не надеются, получат по полной в первую очередь.