Авторитетный журнал Der Spiegel сообщил, что начиная с 2009 года германская разведслужба (BND) ведет прицельную слежку за партнером Германии по НАТО Турцией. Со ссылкой на арестованного по подозрению в агентурной работе на Вашингтон некоего Маркуса, сотрудника BND, журнал утверждает, что приказ шпионить за Турцией поступил в германскую разведку из немецкого федерального правительства. По информации издания, в этой стране используются разные средства слежки, в том числе прослушивание.
При этом выяснилось, что Берлин, точно также, как и Вашингтон, использует в своей внешней политике приемы "двойных стандартов". Так, когда стало известно, что разведка США регулярно прослушивала телефонные разговоры канцлера Германии Ангелы Меркель, то она подвергла критике шпионскую деятельность США за своими союзниками, назвав ее "бессмысленной".По ее словам, "на данный момент есть много проблем на Ближнем Востоке и шпионаж за союзниками - это бессмысленная трата сил", поскольку "сейчас становится решающим фактором доверие между союзниками и больше доверия означает большую безопасность".
Но в отношении Турции Меркель пока предпочитает хранить молчание. Правда, высокопоставленный собеседник газеты Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung пояснил: "Мы никогда не утверждали, что придерживаемся этого подхода в отношении всех стран НАТО", но слежка является "значимой для внутренней безопасности Германии, а значит, оправданной". По данным этой газеты, она объясняется наличием в Германии многочисленной турецкой диаспоры, из-за чего "ситуация в Турции может оказывать непосредственное влияние на внутреннюю безопасность ФРГ".
Но каким образом? Если речь идет, как утверждает Берлин, о наркотрафике, торговле людьми или перемещении через Турцию представителей террористических организаций, то не лучше ли вести работу в тесной координации с турецкими правоохранительными структурами? К шпионажу прибегают только в том, случае, если к деятельности правительства той или иной страны проявляется политическое недоверие или с какими-то иными целями.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Повышенный интерес BND к ближневосточному региону объясним, поскольку там Берлин в условиях ослабления влияния США от осторожной политики переходит к более наступательной. Он ищет такие точки опоры, которые позволили пока если не влиять, то хотя бы отлеживать ход событий, как на Большом Ближнем Востоке, так и в приграничном Кавказе. Неслучайно, по нашим наблюдениям, в последние годы в Германии заметно возрос интерес к истории этих регионов мира, к дипломатическим события, относящихся к периодам Первой и Второй мировых войн с проекцией возможностей использования накопленного исторического опыта в механизмах современной внешней политики в ближневосточном регионе. При этом особое внимание отводится Турции, выявлению условий, при которых эта страна могла бы выступить в качестве, возможно, главного партнёра Германии в данном регионе. В этой связи много внимания уделяться проблемам реформирования исламского общества, выявлениям вариантов его слияния или не слияния со светским западным порядком в рамках решения социальных, экономических и политических проблем. Ставится и проблема выбора Германии между конституционно-правовыми нормами её международной политики и реальной практикой союзнических обязательств. Поэтому правительственные источники, на которые ссылается германская газета Frankfurter Allgemeine Zeitung, подтверждая факт шпионажа против Турции, не видят в этом ничего скандального.
А что же Турция? В этой связи зампред правящей Партии справедливости и развития Мехмет Али Шахин призывает осторожно относится к "турецким сообщениям" Spiegel, который, по его словам, "не демонстрирует особых симпатий к событиям в этой стране- в целом, и в отношении политики Реджепа Тайипа Эрдогана - в частности". Но Турцию не жалуют и многие другие крупные немецкие печатные издания. Достаточно, к примеру, полистать другой германский журнал Stern, чтобы убедиться в том, как немцев призывают в Турции быть на стороне тех сил, которые правительство называет "поддерживаемыми из-за рубежа экстремистами". Кстати, канцлер Меркель после протестного движения летом прошлого года из-за парка Гази, а также вслед за вспыхнувшем в конце прошлого года коррупционным скандалом, сыграла немалую роль в том, чтобы " заморозить" переговоры о вступлении Турции в Евросоюз. Более того, Берлин не скрывает своих опасений относительно того, что избранный президентом страны Эрдоган "может развернуть политику в сторону от Запада", и, как призывает депутат бундестага Йоханнес Карс, "необходимо упредить такое за счет усиления извне давление на турецкое правительство".Таких высказываний со стороны немецких политиков множество, что наводит на мысль, что BND в Турции занимается больше политической разведкой.
И еще один сюжет, всплывающий в связи в этим скандалом. Дело в том, что в самой Турции системно проводятся аресты сотрудников правоохранительных органов, которых подозревают в организации прослушивания телефонных разговоров высокопоставленных лиц, и даже Эрдогана. Газета Sabah сообщала, что "разведка Турции даже установила, где находилась специальная аппаратура, при помощи которой прослушивались телефонные разговоры премьера". В связи с незаконным прослушиванием телефона премьера был снят с должности глава Телекоммуникационной связи Турции (TİB) Джемалетдин Челик, который проработал в Национальной разведывательной организации Турции (MIT) до 2012 года. Эрдоган назвал инициаторов прослушки «преступной группировкой внутри правительства», «внутренним правительством», которое якобы может действовать при прямом участии оппозиционного Эрдогану движения «Хизмет» под лидерством проживающего в США Феттулаха Гюлена. Сам Гюлен всегда опровергал такие обвинения в свой адрес.
Теперь, когда выясняется, что такой работой могла заниматься германская разведслужба, в этой интриге возникает немало новых сложных вопросов. Тем не менее, как бы то ни было шпионаж Германии в Турции не оправдан с точки зрения, прежде всего, союзнических отношений, которые сохраняются между Германии и Турции в рамках Североатлантического альянса. И не с фактом немецкого шпионажа связано то, что парламентом Турции был одобрен законопроект, регламентирующий расширение полномочий национальной разведки. Он обязывает все государственные организации (в том числе - банки) предоставлять в MIT по первому требованию любую информацию, включая персональные данные и содержимое жестких дисков компьютеров. MIT может собирать любые сведения, получаемые национальными коммуникационными каналами о деятельности зарубежных спецслужб.
Комментарии читателей (2):