Ситуация с российским гуманитарным конвоем, который сейчас находится на российско-украинской границе в районе Донбасса, начинает эхом отзываться в Киеве. И это ставит под сомнение устойчивость положения президента Украины Петра Порошенко и его способность контролировать собственных силовиков.
Днем 15 августа в прессе начали появляться странные заявление об уничтожении украинской артиллерией военной техники, которая якобы зашла со стороны России на территорию Украины. В ряде случаев эту «технику» связывали с гуманитарным конвоем. В 14.22 пресс-служба президента Украины на своем сайте публикует новость о телефонном разговоре между Петром Порошенко и премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном. Процитируем: «Собеседники скоординировали действия по реагированию на информацию о заходе на территорию Украины из России военной техники, что четко зафиксировали международные журналисты, в частности, газеты «Гардиан». Президент сообщил, что эта информация достоверна и подтверждена, поскольку значительная часть этой техники была уничтожена ночью украинской артиллерией». Но уже в 15:58 появляется информация пресс-служба о встрече Порошенко с солдатами, освобожденными из плена в Донецкой области, где «глава государства подчеркнул, что благодаря поддержке мирового сообщества удалось избежать эскалации ситуации вокруг гуманитарного груза из России». Далее, в 23:19 со ссылкой на выступление заместителя главы Администрации президента Валерия Чалого в эфире Первого национального телеканала утверждается: «Украина делает все, чтобы избежать провокаций с российским гуманитарным грузом».
Каких провокаций? По версии Киева, которую озвучил Чалый, «Украина не наносит никаких ударов по линии следования так называемого русского конвоя и не будет отвечать на провокации восточного соседа». Однако сообщения об уничтожении «российской техники» запустила не Москва, а британские журналисты, что тут же подхватил официальный Лондон, вызвав «для объяснения» российского посла Александра Яковенко. Российский дипломат ответил, что «данные публикации, как и многое из того, что пишется в последнее время по ситуации на Украине британскими СМИ, не соответствует действительности». Лондон поддержал и покидающий вскоре свой пост генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, заявивший о «наглядной демонстрации» того, что Москва якобы поставляет вооружение «повстанцам» на Восточной Украине. Пафос Кэмерона-Расмуссена сбили американцы. The Wall Street Journal отметила, что доказательств «предполагаемого нападения» не появилось, а в телефонном разговоре с министром обороны США Чаком Хейгелом министр обороны России Сергей Шойгу гарантировал, что российские военные не были привлечены к обеспечению гуманитарного конвоя. После чего в заявлении представителя Белого дома Кэйтлин Хайден прозвучало: «Белый дом не может подтвердить сообщения о том, что украинские войска повредили машины российской военной моторизованной колонны, находящейся на территории Украины».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Попробуем разобраться в степени участия президента Порошенко в этой «спецоперации». Складывается впечатление, что его подставили. В тот же день, когда британские журналисты делали свое дело, в Сочи прошла встреча главы Администрации президента Украины Бориса Ложкина с руководителем Администрации президента России Сергеем Ивановым. Стороны согласовали проведение 17 августа в Берлине встречи на уровне министров иностранных дел Украины, Германии, Франции и России. Эту информацию подтверждает глава украинского внешнеполитического ведомства Павел Климкин. Одновременно прорабатывается вопрос проведения трехсторонней встречи президентов Украины Порошенко, России Владимира Путина и председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу. Дата и место возможной встречи не называется. Однако известно, что 29 августа и Путин, и Порошенко будут находиться с визитом в Словакии по случаю празднования восстания против фашистов. В качестве другого места встречи упоминается Минск. Вряд ли в этой ситуации президенту Украины было выгодно по своей инициативе идти на провокацию, инициированную Лондоном. Выходит, что кому-то в Киеве и не только в нем захотелось, пользуясь ситуацией с российским гуманитарным конвоем, дискредитировать Порошенко и срывать его внешнеполитические шаги. Кому?
Как отмечает украинский политолог Виктор Небоженко: «25-27 октября наступает странная дата — годовщина евроМайдана. И она может стать красной линией , после которой может быть у общества вопрос — что ж такое: год прошел, погибла «Небесная сотня», столько ребят погибло на востоке страны, а нет изменений ни в Киеве, ни на востоке страны, ни в Верховной раде?! Эта дата может стать катализатором общественной люстрации новой власти, когда претензии будут предъявлять не к приспешникам Януковича, а к новой власти — «Що ви за цей період зробили, хлопці?». Порошенко стремится до этого срока провести досрочные выборы в Верховную раду и укрепить свои позиции хотя бы там. Именно поэтому он не идет вопреки многочисленным призывам на объявление в стране военного положения, так как в таких условиях выбирать нельзя. Сократив сроки проведения избирательной кампании с 90 до 45 дней, он помогает себе и союзным политическим силам взять контроль над парламентом. Но в победе президента не заинтересован днепропетровский губернатор-олигарх Игорь Коломойский, который, по замечанию «Левого берега», «прекрасно понимает, что идти в политику ему сейчас необходимо. В том числе для самосохранения, так как является одной из главных угроз власти Порошенко». Это первое.
Второе. Война, что ни говори, «уборочная страда» для генералитета. Пока солдаты воют с ополченцами, высшие офицеры украинской армии становятся очень нужными политическому руководству, нарабатывают себе авторитет и, если верить местной прессе, неплохо зарабатывают на различных «коммерческих» операциях. Однако, показав желание идти на переговоры, Порошенко дает понять, что хочет мира. Ведь не о продолжении боевых действий собирается он говорить с Путиным и Бароззу. Подобная тенденция, судя по всему, наметилась в среде ополченцев. Не случайно украинский политолог Евгений Магда считает «интересным» то, что глава ЛНР Валерий Болотов и министр обороны ДНР Игорь Гиркин на уходящей неделе под разными поводами сложили с себя полномочия». Когда начинают говорить дипломаты, умолкают генералы. Сомнительно, что они просто так смирятся с этим, не попробовав тем или иным способом «доказать» свою нужность Киеву, если не большее.
Пока же Международный Комитет Красного Креста (МККК) приступил к досмотру и приему гуманитарной помощи. Представители МККК считают, что операция займет не меньше недели. Что случится за эти семь дней – потрясения или все пройдет в штатном режиме? Ситуация далеко не однозначна.
Комментарии читателей (4):