Одержав победу на президентских выборах, Реджеп Тайип Эрдоган решил главную внутриполитическую проблему - добился легитимации своей власти. Для окончательного успеха остается изменить политический строй с парламентской республики на президентскую. С учетом почти 50% депутатских кресел в Меджлисе у Партии Справедливости и Развития (ПСР) организовать большинство для изменения конституции - не самая сложная задача.
Как завещал Маккиавели, успехи во внешних сношениях предопределяются порядком во внутренней политике. Несмотря на то, что новому президенту удается укрепиться внутри страны и создать надежный тыл, в международной политике у него серьезные проблемы. Резкая и решительная позиция Эрдогана в сирийском, палестинском и украинском конфликтах заметно осложнила диалог с внешним миром.
В Сирии, разделяя, казалось бы, общую антиасадовскую линию со странами НАТО, Эрдоган умудрился испортить отношения с США. Хотя Обама изначально разделял эрдогановские инициативы по военной интервенции, пацифистский климат в Сенате вынудил его изменить планы. Позднее излишняя активность турецкого правительства стала рассматриваться за океаном как попытка втянуть США в еще одну войну на Ближнем Востоке. Некоторые американские журналисты [1] даже обвиняли турецкую разведку в попытках инсценировки атак Дамаска с применением химического оружия. По их мнению, турецкие власти старались показать, что режим Асада перешел установленную Обамой “красную линию”. Применение запрещенного оружия служило бы оправданием открытого военного вмешательства.
Как мы наблюдаем сегодня, Белый дом планомерно дистанцируется от своего союзника по НАТО. В ближневосточной политике Вашингтон все меньше опирается на Турцию, не в последнюю очередь ввиду ее антиизраильской риторики. В Ираке американцы делают ставку на Иран, на своего недавнего противника, который обещает помочь в борьбе с джихадистами из “ISIS”.
Палестинская проблема ухудшила и турецко-израильские отношения, до не давнего времени считавшиеся стабильными. Стремясь завоевать еще большую популярность на выборах, Эрдоган обрушился с критикой на Израиль. Обвиняя его в уничтожении мирных палестинцев в Газе, он упрекнул израильское правительство в “государственном терроризме” и “геноциде”[2].
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Заметно охладились отношения с европейскими странами. Во время беспорядков в парке Гези в Стамбуле страны-члены ЕС раскритиковали турецкие власти в брутальном обращении с демонстрантами. Европейцы обвиняли Эрдогана в авторитаризме и нарушении прав человека. Негативную лепту вносит и продолжающийся около полувека бойкот вступления Турции в ЕС большинством стран-членов.
Непросто складываются отношения с Ираном и Россией. В случае с Исламской Республикой камнем преткновения стал сирийский кризис. Тегеран всеми силами поддерживает Башара Асада, которого Турция любой ценой стремится свергнуть. Отношения с Москвой обременяются не только разными подходами по Сирии, но и Украине. Официально Анкара выступает за территориальную целостность Украины и все еще не признала вхождение Крыма в состав России.
В целом традиционный курс ориентации на Европу и США не приносит дивидендов. Турция тщетно бьется о двери Европейского Союза, а США не оправдывают роли надежного военного союзника. В этой ситуации реальной альтернативой было бы сближение с Россией.
Несмотря на несовпадение позиций по Украине, общеэкономические и геополитические реалии сопутствуют союзу между двумя странами. Россия - второй торговый партнер и крупнейший поставщик газа в Турцию. Экономические связи продолжают расширяться: до 2020 года стороны намерены увеличить объемы торговли с текущих 30 до 100 млрд. долл. в год [3]. Кроме того, как и китайцы, турки ставят под сомнение надежность доллароцентричной финансовой системы. Недавно Эрдоган заявил о намерении перейти на национальные валюты в торговле с Россией. В стратегическом плане тоже есть точки соприкосновения: оба государства высказываются за многополюсную модель мира и не одобряют политику Запада. Турция уже изъявила желание участвовать в интеграционных проектах в Евразии. Анкара хочет быть полноправным участником в Организации Шанхайского Сотрудничества и намерена подписать соглашение о свободной торговле с Евразийским Экономическим Союзом.
1. Are the US and Turkey diverging over Syria policy? http://www.al-monitor.com/pulse/originals/2014/04/us-turkey-syria-diverging-policy.html
2. Mit Obama redet er nicht mehr. http://www.zeit.de/politik/ausland/2014-07/recep-tayyip-erdogan-tuerkei-israel-nahost-gaza-usa
3. Gegen den Dollar: Erdoğan will eine Allianz mit Putin schließen. http://deutsche-wirtschafts-nachrichten.de/2014/07/26/gegen-den-dollar-erdogan-will-eine-allianz-mit-putin-schliessen/
Комментарии читателей (6):
это когда это сей ТуркоГитлер шёл против мнения США ?! Уж не там ли, когда готовил
чеченских головорезов (у себя в Малатии) для вторжения в сирийскую Латакию ? Или
может тогда, когда хим.оружие переправлял в Сирию джихадистам ?
"...Эрдоган был одним из немногих мировых лидеров, прямо поддержавших операцию
России в Южной Осетии и Грузии в августе 2008...2
Врёшь ещё раз...
Мда... Остается самая малость. Необходимо Турции выйти из НАТО... И т.д.
"Свежо предание..." и чем оно завершилось? Вступлением Турции в энто самое НАТО.