В преддверие сентябрьского саммита НАТО в Уэльсе в Брюсселе заговорили о необходимости реформирования НАТО. При этом причинами «нового подхода» называются не безуспешные действия альянса в Ираке или в Афганистане, а события на Украине. По данным британской газеты Financial Times, речь идет об обозначении первоначальной цели – о «защите Европы».
От кого? Конечно, от России, хотя в специальном докладе Комитета по обороне Палаты общин Великобритании отмечается, что «риск нападения России на страну, входящую в НАТО, небольшой». Тем не менее, Североатлантический альянс решил обозначить для себя «новую стратегическую цель»: через реформу реанимировать процесс закрепления американского военного присутствия в Европе, на что США уже выделили один миллиард долларов. Поэтому Пентагон на саммите Североатлантического альянса предложит своим союзникам изменить статью 5 Договора об альянсе таким образом, чтобы ввести в свою зону «ответственности» такие бывшие советские республики, как Молдову, Украину и Грузию. Одновременно ставится задача и еще более закрепиться в государствах Прибалтики и в Польше, которые, по выражению Financial Times, «чувствуют себя странами второго сорта».
А к какому «сорту» относят стратеги НАТО Турцию как члена альянса, которому на саммите в Уэльсе будет предложено проголосовать за предлагаемые реформы блока? Напомним, что Турция присоединилась к НАТО 18 февраля 1952 года, что позволило блоку усилить свой «южный фланг». Эта страна в течение многих десятилетий, занимая важное стратегическое положение в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, оставалась верным членом альянса и внесла значительный вклад в безопасность НАТО, особенно в период «холодной войны». Она предоставляла в распоряжение блока значительные контингенты своих вооруженных сил: почти все сухопутные соединения и две воздушные армии. Военнослужащие турецкой армии были задействованы в операции в бывшей Югославии и первой войне в зоне Персидского залива. Подразделения Турции действуют в составе Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF), а ВВС этой страны также были привлечены к участию в натовской операции в Ливии.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но сейчас страны ЕС, многие из которых являются членами НАТО, блокируют интеграцию Турции в ЕС, а в период так называемой «арабской весны», развития кризиса в Сирии и в Ираке, когда Турция не раз призывала задействовать упомянутую статью 5 Договора о НАТО, всегда получала отказ. Это - первое. Второе: когда Анкара, экономически окрепнув, стала претендовать на то, чтобы Брюссель передал ей часть «полномочий» блока на Ближнем Востоке, ей вновь отказали, обозначив Израиль в качестве своего главного партнера в регионе.
Но это не избавляло и не избавляет Турцию от ответственности за те потрясения на Ближнем Востоке, которые инициирует НАТО, и которые непосредственно затрагивают ее национальные интересы и даже безопасность. Выстраивая ранее внешнюю политику по доктрине «ноль проблем с соседями», она выступала в роли представителя Запада на Ближнем Востоке, а не как самостоятельная региональная сила. Но когда она попыталась втиснуть в эту «формулу» и свои собственные интересы, ситуация изменилась кардинальным образом. У неё появились проблемы со всеми соседями, даже с Россией из-за натовской системы ПРО в Кюреджике, с Ираном, с Сирией и Ираком. При этом Иран открыто предупреждал, что он ударит по Турции. Поэтому, как не парадоксально звучит этот тезис, новые линии обороны и наступления у Турции все больше и больше не соответствовали стратегическому планированию НАТО.
Этот факт давно фиксировали американские аналитики. Так бывший советник президента Клинтона, эксперт по вопросам международной политики Гвинет Тодд отмечал, что «турецкие позиции как партнера альянса были бы подорваны давным-давно». Турции не раз в кризисных ситуациях на Ближнем Востоке давали понять, что она может рассчитывать на поддержку только в случаях, когда ее интересы напрямую будут совпадать с американскими.
Теперь, как и прежде, Анкаре вновь будут предлагать «сыграть» на «чужой площадке», а проще, под предлогом украинского кризиса вернуться «в строй», ввести свою внешнюю политику в американский фарватер. Напомним в этой связи, что до украинских событий Турция вместе с Россией предпочитала сохранять баланс сил в Черноморском регионе и не форсировать процесс принятия в НАТО новых членов в лице Грузии и Украины. К тому же украинский кризис не явился для Анкары сюрпризом, поскольку факты демонстрируют, что турецкая диагностика украинских событий близка к российской. Неслучайно и то, что Турция не только воздерживается от присоединения к санкционной политике Запада по отношению к России, но и наоборот, стремится активно развивать с ней свои связи.
Турецкие экономисты в случае присоединения их страны к санкциям против Москвы прогнозируют серьезный ущерб национальной экономике, тесно привязанной к поставкам российских углеводородов. Да и кроме энергоносителей, экономике Турции есть что терять. Российско-турецкий товарооборот достигает почти 35 млрд. долларов, ежегодно Турцию посещают почти 4 млн. россиян, оставляющих там не менее 4 млрд. долларов. К тому же Турция сама обвиняет внешние силы во вмешательстве в свои внутренние дела, опасается повторения «киевского сценария» на собственной территории. Не случайно нынешний кандидат на пост президента от правящей партии «Справедливость и развитие» премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, как пишет “Нью-Йорк таймс”, «пытается выпрыгнуть из проамериканской смирительной рубашки и самоутвердиться в качестве независимого геополитического игрока».
Поэтому надо полагать, что на предстоящем саммите НАТО в Уэльсе Турция будет пытаться убедить своих союзников по альянсу не втягиваться в ненужную конфронтацию с Россией и если реформировать блок, то по иному сценарию. И в этом отношении она не будет одинокой. Насколько известно, против новых планов стратегов НАТО выступают Италия и Германия. Можно предположить, что в сложившихся условиях Анкара, видимо, будет призывать своих партнеров по НАТО к диалогу с Россией, полагая, что осложнения с ней отношений не будут иметь долговременный характер. Если США и европейские страны-члены НАТО действительно признают стратегическую важность Турции внутри альянса, они должны услышать ее голос.
Комментарии читателей (5):
Если бы она и вовсе выгнала НАТО, тогда Американцы бы на совсем оставили свои затеи по поводу баз на Черном море. Я надеюсь на это.
А с другой стороны насколько я слышал, Турция уже как бы и не собирается вступать в ЕС, а рассматривает вопрос о вступлении в ТС....
Но это пока всё под вопросом, посмотрим, что будет осенью.....
Думаю этот год поствит всё на свои места....
И чётко обозначатся друзья и враги!