В последнее время имя министра экономического развития России Алексея Улюкаева стало мелькать в сообщениях мировых информационных агентств. Во время своего визита в Баку он пригласил Азербайджан в Евразийский экономический и Таможенный союзы:
«Мы говорили об этом, и данный вопрос остается предметом обсуждения. С моей точки зрения, было бы логичнее и правильнее участие Азербайджана в этих соглашениях. Азербайджан же пользуется режимом свободной торговли СНГ. Надо дальше двигаться в этом направлении. ЕАЭС - это не только свободный рынок товаров, но и услуг, инвестиций, рабочей силы. Это - защищенность бизнеса и труда», - подчеркнул при этом российский министр. При этом он отметил, что, «конечно, помимо экономических, существуют и некоторые политические вопросы, но считаю, что нет таких вопросов, которые невозможно было бы решить».
Но министр экономики и промышленности Азербайджана Шахин Мустафаев ответил однозначно:
«Азербайджан не планирует вступать в Евразийский экономический союз или Европейский союз», так как «эти проекты имеют не только экономические составляющие, но и политическую подоплеку».
Вообще: предлагать участие или неучастие в интеграционных процессах на постсоветском пространстве кому бы то ни было - не компетенция министра Улюкаева, к сфере ответственности которого относится лишь анализ и прогнозирование социально-экономического развития, развитие предпринимательской деятельности, кадастра недвижимости, геодезии, картографии и статистики. Вопрос же о членстве Армении в Таможенной и Евразийском союзе решался на высшем уровне в результате визита в Москву 3 сентября 2013 года президента Армении Сержа Саргсяна. Если Москва действительно строит планы по привлечению Азербайджана к участию в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, то такую инициативу должен был проявить или президент России Владимир Путин или президент Азербайджана Ильхам Алиев. Такого нет.
Напротив, во время визита в тот же Баку министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что Азербайджан не получал от России официального предложения о вступлении в Таможенный и Евразийский экономический союзы. Тем не менее, тогда в азербайджанских и армянских СМИ поднялась волна разного рода предположений и интригующих суждений о причинах, побуждающих Москву «заманивать» Баку в свои проекты, и все, конечно, связывалось с загадкой: «Вернут ли Азербайджану контроль над Карабахом в случае его вступления таком случае его вступления в эти союзы?».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Возможно, Улюкаеву было поручено провести политический зондаж позиции Азербайджана, и через это оказать некоторое давление на Армению, вступление которой в Евразийский союз, несмотря на заявленное желание, планируется лишь в октябре. Что из этого получилось, мы не скоро узнаем. Теперь аналогичную бакинской «операцию» - но только уже с Улюкаевым - провели и турки. После встречи в Синдее на площадке G20 со своим турецким коллегой Нихатом Зейбекчи Улюкаев сообщил, что «Турция инициировала вопрос о создании зоны свободной торговли с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана», и что стороны «договорились создать соответствующую рабочую группу и в сентябре начать более подробное обсуждение этих возможностей и перспектив».
Напомним, что о намерениях турецкого руководства стать членом Таможенного союза стало известно со слов президента Казахстана Нурсултана Назарбаева 24 октября 2013 года во время заседания Высшего евразийского экономического совета в Минске. Он сообщил, что с просьбой рассмотреть вопрос о присоединении Турции к Таможенному союзу обратился лично президент Турции Абдулла Гюль. Во-первых, если Турция имеет действительно такое желание, она должна была бы обратиться с такой просьбой ко всему руководству Таможенного союза, а не только к одному Назарбаеву. Во-вторых, Гюль - уходящая политическая натура, поскольку он отказался баллотироваться на очередной президентский срок. Поэтому в ходе Анкары по инициированию вступления в Таможенный союз заложена политическая интрига.
Накануне премьер-министр и кандидат в президенты Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступая на традиционном ужине разговения (ифтар) для руководителей иностранных дипмиссий, заявил, что его партия рассчитывает на содействие Италии в активизации интеграционного процесса по вступлению Турции в ЕС. Анкара добивается также пересмотра условий своего участия в таможенном союзе Европейского Союза, который позволил бы ей обрести правовой иммунитет от «капризов» Европы. Поэтому широко разрекламированная так называемая активная «операция» Улюкаева в отношении приобретает т особую значимость.
Так «Первый армянский информационный» сайт пишет, что «Россия хочет нейтрализовать формат Минской группы и вступить в сделку с Турцией по поводу нового формата, в котором Анкара будет играть серьезную роль». В свою очередь, бакинский проправительственный портал haggin.az считает, что речь идет об изменении геополитической ситуации в Закавказье. В Баку полагают, что «Турция может войти в Таможенный союз только при условии, если армянские войска будут выведены из Карабаха, в противном случае участие Армении вместе с Турцией является противоестественным». То есть Азербайджан опасается, что союз Анкары с Ереваном через Таможенный союз изменит ситуацию в регионе и, в первую очередь, приведет к открытию границ между двумя странами. Тем более что ни Ереван, ни Анкара не отзывали из парламентов парафированные в Цюрихе в 2009 году протоколы о нормализации двусторонних отношений и деблокаде границы, и потенциально готовы к возрождению общего рынка в регионе.
Что касается карабахской проблематики, то она выводится за скобки и вопрос открытия границы Турции с Арменией переводится в плоскость российско-турецких отношений, а точнее в сферу Таможенного и Евразийского союзов. В «сухом остатке» серии зондажей получается: Азербайджану предложили вступить в Таможенный союз - он отказался, а Турция, наоборот - конъюнктурно готова. Не будем забывать, что Цюрихские соглашения в октябре 2009 гола Анкара подписала с Ереваном без оглядки на Баку. Так что российский министр экономики Улюкаев играет ва-банк на тюркских полюсах, понимая, что зигзаги закавказский дипломатии завершатся тем, что уже было в 20-х годах прошлого века, когда Запад сдал большевикам Кавказ, а большевики поддержали кемалистскую революцию . Все в этом мире повторяется, а в Закавказье - особенно.
Комментарии читателей (2):
Может не стоит так много сюжетов связывать в одной теме? Может быть турецкий маневр проще, чем Вы предполагаете? Смотрите! Анкара теперь уже почти "всю жизнь" хочетЬ у эвропы. Т.е. Эвросоюз. А Эвропа всё это время Анкару НЕ хочетЬ.
Почему не хочетЬ тоже понятно - сколько бы эвропэйцы не расписывали свою "толЭрантность" и "дЭмократЫзЬм", мусульман они НЕ любЮтЬ. Арабские деньги, нефть и газ любЮтЬ, а самих мусульман - НЕТ. А у Анкары и этого (деньги-нефть-газ) нету. Пусть и "главный союзник" на южном фланге, но нелюбимый. Вот и топчется Анкара в предбаннике уже лет 40, если не 50. Ну, не лежит душа у эвропэйцев к туркам.
Вот и решил хитрец Эрдоган эвропэйцев попужать. Мол, "если мы в ваш калачный ряд рылом не вышли, так мы другой найдем не хуже вашего". Но, думаю, не испужаются эвропэйцы. НЕ испужаются. А сам Эрдоган сильно рискует, т.к. он НЕ вечен, и даже "незаменимых нет". Особенно, если вспомнить биографии некоторых других "лидеров", проявивших когда-нибудь излишнюю самостоятельность или мешающих Большому Брату. Ну, хоть Торрихоса, хоть Сомосу, а хоть и Мубарака с Моссадыком или Нго Динь Зьема, он же Нго Динь Дьем, т.е. проститутка.