В процессе карабахского урегулирования появились политическая нервозность и аналитическая напряженность. На наш взгляд, связано это с подготовкой во Франции саммита президентов Азербайджана и Армении - Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна и, видимо, предложенным Минской группой ОБСЕ базового документа по урегулированию конфликта. Такой вывод напрашивается, если задуматься над причинами активизации послов США в Армении Джона Хефферна и посла США в Азербайджане Ричарда Морнигстара. Первый, как известно, заявил, что оккупированные Арменией районы должны быть возвращены Азербайджану, за исключением Лачинского района, который будет играть роль коридора, соединяющего Армению с Нагорным Карабахом. По его словам, «согласно шести согласованным элементам в рамках Обновленных мадридских принципов, окончательный статус Нагорного Карабаха будет решен посредством свободного волеизъявления населения Карабаха. Затем территории вокруг Нагорного Карабаха, за исключением коридора Лачин, будут возвращены». Второй - подтвердил, что "оккупированные районы должны вернуться Азербайджану, а Нагорный Карабах должен получить промежуточный статус". Если добавить к этому и озвученные ранее сопредседателем от США в Минской группе ОБСЕ Джеймсом Уорликом "тезисы", то бесспорным результатом является активизация американской дипломатии на карабахском направлении. При этом она разваливает договоренности о конфиденциальности переговорного процесса.
Нетипичность ситуации и в том, что саммит Алиев-Саргсян готовит Франция, которая ранее заявляла о наличии у нее каких-то "новых подходов" в процессе карабахского урегулирования. Об этом сообщали многие европейские источники, когда в конце июня президент Франции Франсуа Олланд принимал в Париже главу правительства Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, с которым, наряду с другими вопросами, обсудил и карабахскую проблему. То, что «новые» предложения Парижа по Карабаху существуют, подтвердил и министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров на совместной пресс-конференции в Баку с российским коллегой Сергеем Лавровым. Видимо, французы готовят или готовили "пакетное соглашение" - наряду с урегулированием карабахской проблемы на основе Мадридских принципов - договориться и о ратификации Цюрихских протоколов, предусматривающих восстановление дипломатических отношений между Анкарой и Ереваном и открытие между ними границ.
Ранее, когда Ереван рассматривал вопрос о принятии или непринятии соглашения об ассоциации с ЕС, США и их западные партнеры оказывали серьезное давление на Турцию с тем, чтобы она разблокировала свою границу с Арменией, что называл условием ассоциации Армении с ЕС сам президент Армении Серж Саргсян. Но сейчас, похоже, эта проблематика отходит на второй план, учитывая, что в Турции проходит сложная избирательная президентская компания.
Отметим еще один момент. На днях вице-премьер правительства Азербайджана Али Ахмедов заявил следующее: "Территориальная целостность Азербайджана не может быть предметом переговоров. Естественно, к этому вопросу можно подходить только в рамках территориальной целостности Азербайджана. Восстановление территориальной целостности возможно в результате различных концептуальных подходов. Кто-то предлагает поэтапное урегулирование конфликта, а кто-то представляет это в виде пакета. Азербайджан неоднократно выражал свою позицию по этому вопросу. Что касается возвращения именно семи районов, мы можем принять это как этап обеспечения территориальной целостности Азербайджана». Как видим, Баку, придерживаясь принципа конфиденциальности, выхватывает тезисы из широкого переговорного контекста, что доказывает наличие факта предложенной Минской группой ОБСЕ "Дорожной карты", содержание которой остается неизвестной. Поэтому напрашивается однозначный вывод: если в основе переговоров находятся все же Мадридские принципы, то Баку пытается изменить переговорную повестку дня, что сразу ставит под сомнение проведение в ближайшее время саммита Алиев-Саргсян.
Теперь самое время вернуться к очевидным, но побочным эффектам, сопровождающим процесс по карабахскому урегулированию. Первый эффект. Ранее автор этих строк в статье "Кто и как крутит карабахскую рулетку" сослался на высказывание президента Армении Сержа Саркисяна в ходе визита в Аргентину. Приведенная фраза звучала так: "Саргсян выразил обеспокоенность продажей Россией оружия Азербайджану, хотя не сомневается, что Россия не будет безучастной к судьбе Армении в случае вооруженного конфликта с Азербайджаном». Один из наших читателей из Армении обвинил нас в неточности приведенного заявления Саргсяна. Поэтому мы дословно приведем высказывание Саргсяна, взятое из армянских источников со ссылкой на издание Clarin: "Продажа Россией Азербайджану вооружений является болезненной для Армении темой. Народ Армении обеспокоен тем, что стратегический союзник Армении продает оружие Азербайджану. Но мы уверены, что у Армении много умения для того, чтобы защитить свои границы. Несмотря на то, что Россия продает оружие, когда придет время, если оно придет, Россия выполнит свои обязательства перед нами".
На эту тему можно много рассуждать и выдвигать различные версии. Если бы не некоторое позиционное совпадение с тем, о чем говорил посол Франции в Армении Анри Рено, который, опровергая слухи о продаже Парижем оружия Баку, сослался на то, что Франция, как одна стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ «не может продавать оружие одной из сторон карабахского конфликта». Это - открытый многозначительный намек в сторону России как одного из сопредседателей в Минской группе ОБСЕ. Почему Саргсян и Париж решили вспомнить сейчас об оружии, и не является ли это свидетельством разногласий по предлагаемому Францией сценарию карабахского урегулирования с другими сопредседателями в Минской группе ОБСЕ?
Второй эффект связан с процедурой вступления Армении в Таможенный (ТС) и Евразийский союзы (ЕАЭС). Тут налицо определенная политическая драматургия. "После того, как президент Армении Серж Саргсян заявил о намерении Армении присоединиться к договору о создании ЕАЭС прошло полтора месяца, - пишет официозное информационное агентство "Новости-Армения". - Вначале дата присоединения была перенесена на 15 июня, затем на середину июля, сейчас говорят уже об октябре. Это дало основания для распространения в СМИ и блогосфере огромного количества конспирологических теорий и домыслов, с одной стороны, явно не способствующих выяснению истины, а с другой, создающих ненужный ажиотаж и даже серьезное напряжение вокруг данной проблемы". Добавим, что хотя по имеющейся информации, причины уточнения сроков получения Арменией членского мандата ТС и ЕАЭС имеют главным образом технический характер, выход Армении на переговоры с Азербайджаном по карабахскому урегулированию с таким мандатом укреплял бы ее позиции. Сейчас складывается ощущение, что влияние на ситуацию оказывают как экономические и политические интересы стран-членов ТС и ЕАЭС, рассматривающих и Азербайджан в качестве потенциального участника интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Исходя их этого некоторые официальные армянские эксперты уже заговорили даже о том, что "процесс вступления Армении в ЕАЭС не может быть одномоментным". И вывод, который сделала правительственная газета "Голос Армении": "Затишье в процессе карабахского урегулирования в формате МГ ОБСЕ связано с позицией России". Так ли это на самом деле - сказать сложно, поскольку российская сторона воздерживается от самостоятельных выступлений, но и не дезавуирует инициативу других сопредседателей в Минской группы ОБСЕ. Тем не менее, Азербайджан, как заявил депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков, считает, что "в этом году в вопросе урегулирования конфликта стоит ожидать больших изменений».
Будут ли они связаны с всевозрастающей активностью США в Закавказье и их стремлением "продавить" свой сценарий карабахского урегулирования, или Баку предпримет какой-либо "нестандартный ход", способный изменить ход событий в регионе, сказать сейчас мало кто берётся. Но и тут есть интрига. По мнению доцента кафедры политологии Академии госуправления при президенте Азербайджана Елены Касумовой, "американские партнеры незаметно подвергали ревизии «Мадридские принципы»..», но" теперь теряется сам смысл переговоров, которые все больше напоминают обсуждение по условиям капитуляции", а "Баку такой вариант урегулирования принять не сможет". По ее словам, "повестка, предложенная послом США Хефферном, имеет «двойное дно»: Запад стремится одним ударом, как гордиев узел, разрубить естественную взаимосвязь «Цюрихских протоколов» и карабахского урегулирования". И еще. Касумова "всю пикантность ситуации" усматривает и в том, что "трактовка «Мадридских принципов»… не устраивает и Ереван". Поэтому Баку и Ереван вместе будут стремиться сохранить нынешний статус-кво в регионе, а переговоры - в фазе стагнации.
Но лишь до момента, пока в Закавказье не станут активно продуцироваться геополитические процессы с Большого Ближнего Востока. Тогда и наступит время эффективного урегулирования карабахской проблемы, поскольку она станет для одного из внешних игроков проблемой национальной безопасности, и когда, как пишет один из бакинских политологов, выяснится, кто для России в регионе является ситуационным союзником, а кто историческим и надежным партнером.
Комментарии читателей (3):
Он предпочитает корявый перевод от Гугл-а.
Как бы то ни было...
У ВС РА и АО НКР более чем достаточно умения, сил, вооружения, чтобы противостоять ЛЮБОЙ агрессии эрзац-азербайджана. В случае попытки возобновления войны, со стороны последней, армянским государствам НЕ понадобится никакой военной помощи (разве что попросим поделится разведданными со спутников).
Однако у Бакы есть союзник-"пахан" - Турция, которая может быть попытается вмешаться в конфликт. Только и только в этом случае нам понадобится помощь России. И то скорей дипломатическая, чем военная.
Прецедент имеется - экспресс-посещение Грачевым Турции (если не ошибаюсь в 1993 году). Тогда он спустился с трапа самолете, зашел в аэропорт, справил нужду, вернулся к самолету, бросил через плечо встречающей делегации: "Дернетесь на Армению - получите ядерные бомбежки", сел в самолет и улетел. Коротко и ясно. Туркам было указано их место.
Повторюсь: только и только если Турция попытается вмешаться - Армении понадобится помощь России.
Вот что означают слова Сержа сказанные им в Аргентине.
Попытки, со стороны посредников, угодить всем сторонам сразу изначально были обречены на провал.
Не возможно усидеть на трех стульях сразу.
Уж слишком различные, вплоть до противоположные, подходы у сторон к переговорному процессу.