Раздел Украины между Россией и Польшей: объединятся ли католики с православными против униатов?

УГКЦ выходит из «галичанского гетто» на простор войны против всех
10 июля 2014  21:20 Отправить по email
Печать

Председатель Совета по экуменическим отношениям при Конференции епископата Польши, епископ Сандомирский Кшиштоф Ниткевич в беседе с журналистами Katolicka Agencja Informacyjna сделал ряд любопытных заявлений. Интрига началась уже с заголовка интервью – «Диалог с Русской православной церковью надо продолжать». Редакция вынесла наверх эти слова иерарха, хотя собственно межцерковному польско-российскому диалогу в длинном и насыщенном тексте посвящен всего один абзац. А начинается он с обсуждения дел на Украине, где никак не пройти мимо Украинской греко-католической церкви, непризнанного патриарха Филарета и Константинополя.

Но вначале пару слов о подоплеке отношений между украинскими униатами и католиками. Майдан в Киеве волей-неволей заставил их сплотиться друг с другом, хотя в обычное время они, скорее, держались на дистанции, стараясь соблюдать нейтралитет. Иногда это не получалось, поскольку исторически греко-католическая иерархия напрямую апеллировала к папам Римским, что вызывало негодование католической иерархии. При этом важным оставался этнический фактор, униатство консервировало национальную обрядовость и традицию, помогало сохранять идентичность, в то время как католицизм был религией польских панов и польской культуры. Таким образом, конфликт, начиная с самой Брестской унии, был запрограммирован изначально.

То есть и сегодня, другое дело, в меньших масштабах. «Матрица» периодически прорывается, как весной-летом прошлого года, когда появились слухи о переводе главы Львовской архиецезии Римско-католической церкви Мечислава Мокшицкого во Вроцлав. Rzeczpospolita писала, что связано это было не только с вопросами престижа. «По нашей информации, Мокшицкий конфликтует с украинской властью, пытаясь вернуть католические костелы, в которых сегодня расположены склады, музеи, галереи или концертные залы», - говорилось в публикации.

Особое негодование поляка-архиепископа тогда же вызвало поведение украинских греко-католических «братьев» в преддверии печального юбилея Волынской резни. Портал Wiara.pl рассказывал, как в марте 2013 года Мокшицкий отказался выступить с совместным обращением католиков и униатов по случаю одной из трагических дат в истории польского народа времен Второй мировой войны, когда украинские националисты уничтожали мирные семьи поляков на Западной Украине. По словам архиепископа, призыв УГКЦ дать «христианскую оценку» событиям 1943 года являлся чистой риторикой, поскольку там не было ни одного упоминания о причине трагедии - идеологии национализма. «Эта идеология была основана на неоязыческой этике, отрицающей идеи христианства», - подчеркнул глава Львовской архиецезии. Также он напомнил, что украинцы сотрудничали с нацистами для массового убийства евреев.

Но уже ближе к июлю на уровне высшего церковного руководства в Варшаве было принято волевое решение забыть о старых обидах. Иерархи УГКЦ и Конференции епископата Польши провели несколько общих мероприятий, где говорили единым голосом. Несколько месяцев спустя – на Майдане и во время февральского переворота в Киеве – польский епископат поддержал заявлениями униатов, словом и делом попечительствующих «революционерам». Но что интересно, в те же дни сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству отец Гиацинт Дестивель, разъясняя позицию Ватикана по Украине, говорил следующее: «Святой престол и Московский патриархат согласны рассматривать происходящее как проблему украинских Церквей, поэтому сами украинцы должны стремиться к миру и примирению в своей стране… Между Святым престолом и Московским патриархатом достигнуто понимание», что Украина не должна стать разыгрывающей фигурой в международной геополитической игре». Варшаве намекали, что у Ватикана есть свое видение восточной политики, в частности, в отношении Москвы. Однако и сам польский епископат начал задумываться, чем обернется для него усиление позиций униатов на Украине. Отвечая на вопросы KAI, епископ Ниткевич отразил эту тенденцию, дав понять, что не все так однозначно.

Заветным желанием УГКЦ является повышение ее статуса до патриархата и, соответственно, предстоятеля до патриарха (сейчас он архиепископ). В многочисленных выступлениях униатских владык эта тема звучит постоянно. Решение такое может принять глава Римско-католической церкви, отчего избрание кардинала Бергольо, нынешнего папы Римского Франциска вызвало большой энтузиазм у главы греко-католиков Святослава (Шевчука), знакомого с понтификом еще по Аргентине. Но, судя по словам председателя Совета по экуменическим отношениям при Конференции епископата Польши, униатам с патриархатом придется подождать, в том числе, по политическим причинам. Несколько раз Ниткевич повторил, что «Святой престол ждет более подходящего времени». В том числе, потому, что возможность предоставления УГКЦ статуса патриархата вызывает «негативные реакции» со стороны православных церквей, не только РПЦ. «Я пережил это во время последнего православно-католического форума в Минске, - подчеркнул епископ, - Следовательно, нужно доверять Святому отцу, который примет лучшее решение». Понтифик, возможно, пойдет на такой шаг, но «с большой осторожностью, чтобы не ослабить экуменический диалог». Это первое.

Второе. В нынешнее «революционное время» снова обострился вопрос создания единой Поместной церкви на Украине. Однако если раньше его реализация обсуждалась через «слияние» нескольких украинских православных церквей, то сейчас греко-католики открыто заявили о возможности вхождения в проект их организации. Ясно, что Украинская православная церковь Московского патриархата ни при каких условиях не согласилась бы поддержать подобную идею. А вот Украинская православная церковь Киевского патриархата, непризнанная, вполне могла бы. В ответ в своем интервью польский епископ «принизил» УПЦ КП и ее патриарха. «Я не думаю, что в нынешней ситуации можно было признать канонической Православную церковь во главе с Филаретом», - отметил Ниткевич. По его мнению, также маловероятно, что на это пойдет Константинопольский патриарх.

Повышение влиятельности УГКЦ в политических кругах Киева, ее претензии уже на всю Украину, развернувшаяся в последнее время в греко-католической прессе дискуссия о «вселенской миссии» униатов и выход за пределы гуманитарного «галичанского гетто», как можно судить, вызывают обеспокоенность у польских католиков. Ведь в таком случае им придется забыть о собственных амбициях и замкнуться в национальных границах. Как ни парадоксально, тактическим союзником в деле предотвращения подобного сценария для Конференции епископата Польши может стать Московский патриархат, который считает украинских греко-католиков как одним из главных конкурентов на своей канонической территории, так и раздражителем во взаимоотношениях с Ватиканом.

На этом фоне многозначительным выглядит ответ епископа Ниткевича на вопрос о польско-российском межцерковном общении. «Я доволен тем, что было сделано Католической церковью в Польше и Русской православной церковью, лично я оптимист, диалог был начат и должен быть продолжен», говорит владыка, хотя нынешняя ситуация на Украине и заставила «остыть» некоторые проекты. Означает ли это, что в перспективе между Варшавой и Москвой может найтись взаимопонимание по разделу сфер влияния на украинских землях, наряду с активным участием польского епископата в сношениях Ватикана и Московского патриархата? В наше удивительное время исключать ничего нельзя.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (2):

Кукушонок
Карма: 434
10.07.2014 22:51, #19521
Оно конечно, коль ни что, но, всё-таки, однако! Не что иное, как вообще – вот Вам и пожалуйста.

Но за информацию, безусловно, спасибо, Станислав. Хотя верится слабо. Придется ждать и смотреть...
sergeev
Карма: 999
11.07.2014 00:03, #19525
Католицизм родил Орден иезуитов.
Иезуиты родили Унию.
Уния родила отступников и отщепенцев, будущих бандеровцев.
Бандеровцы родили Майдан.
Майдан родил укро-фашизм.
Чтобы состоялся союз православия и католицизма, Папа Римский должен признать ошибочность крестовых походов (которые ни к чему не привели) и создание Унии (как наконечник стрелы, застрявший в западной России).Экуменизм же просто завершит начатое Унией.
Не знаю, а в Польше остались территории с православием?
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть