Болгария, совместно с шестью другими странами НАТО объявила о начале морских учений в Чёрном море «Бриз-2014». Они продлятся 10 дней. В них принимает участие американский ракетный крейсер. Со стороны Турции в маневрах принимает участие турецкий тральщик «Акчей».
Это – не первые манёвры, которые разворачивает в Чёрном море НАТО с обязательным участием кораблей американских ВМФ. Напомним, что в марте этого года в территориальных водах Румынии уже проходили учения кораблей Болгарии, Румынии и США. Между двумя учениями в Чёрном море посменно несли боевую службу разведывательные корабли НАТО. Например, с 15 июня по 4 июля в Чёрном море находился разведывательный корабль ВМС Италии A-5340 Elettra, а с 16 июня 2014 года – разведывательный корабль A-759 Dupuy de Lome ВМС Франции, который, возможно, в нарушение Конвенции Монтрё, задержался в Чёрном море. Примечательно и то, что разведывательные корабли выходят из Чёрного моря лишь на неделю, а потом вновь возвращаются и находятся здесь в течение 21 дня, формально тем самым соблюдая конвенцию Монтрё, которая подразумевает, что военные корабли стран, не относящихся к черноморскому региону, могут находиться в этом море не более трёх недель.
Ограничить присутствие флота США в Чёрном море больше, чем это делает конвенция, нельзя. В то же время США уже не делают секрета из того, что намерены обеспечить своё практически непрерывное военное присутствие в этой акватории мирового океана. По словам главы Пентагона Чака Хейгела, для этих целей президент США Барак Обама намерен просить у Конгресса США выделить 1 млрд. долларов. Но при этом Вашингтон обратился с призывом к своим союзникам по НАТО, включая и Турцию, внести и свою долю в целях «обеспечения безопасности Центральной и Восточной Европы».
Но вся проблема на сей раз в том, что если Турция всегда выступала за ограниченное военное присутствие США, полагая, что сама справляется с возложенными на неё союзниками по НАТО задачами обеспечения безопасности в бассейне Чёрного моря, то на сей раз инициаторами усиления военного присутствия в НАТО являются другие страны. Так румынское правительство открыто обратилось к США с призывом прислать дополнительные военно-морские силы, мотивируя свою просьбу беспокойством по отношению политики России, которая, якобы имеет планы на Молдову, являющейся в прежние времена частью Румынии. Вслед за этим США обратились с призывом к другим странам-участницам Североатлантического альянса, опять включая и Турцию, последовать примеру Бухареста.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 05.08.14 Министерство обороны США не смогло доказать свои обвинения в адрес России
- 04.07.14 В акватории Чёрного моря начались учения Черноморского флота России
- 04.07.14 Боевые корабли НАТО вошли в Чёрное море
- 27.05.14 Москва и Анкара в новой архитектуре Чёрного моря: вместе или против? / Станислав Тарасов
В России считают такую активность НАТО в Чёрном море «играми мускулами». Тем более, что по оценке российских военных специалистов, корабли ВМС США, побывавшие в Чёрном море и находящиеся сейчас там, не представляют какой-либо серьёзной угрозы для черноморского побережья России. Тем не менее, она почти одновременно с НАТО также начала свои военно-морские манёвры в акватории Чёрного моря. В них участвуют более 20 самолётов и вертолётов, 20 боевых кораблей, вспомогательные суда, береговая артиллерия и морская пехота. Как не крути, но усиление военной активности НАТО , и как ответ соответствующая реакция Москвы, все обостряют ситуацию в Чёрном море, через которое выстроены многие коммуникационные сообщения торгово-экономического характера между, прежде всего, Россией и Турцией.
Так, например, влиятельный турецкий журнал «С 4 оборона» отмечает необходимость ужесточения в конвенции Монтрё режима прохода для военных кораблей нечерноморских держав, а газета Yeni Safak выступила за ограничение доступа нечерноморским государствам в Чёрное море.
Расширение присутствия НАТО в Чёрном море невыгодно Турции и по другим причинам. На 2023 г. намечено завершение строительства Стамбульского канала, который должен диверсифицировать пути выхода из Чёрного моря. В случае реализации этого проекта может быть поставлен вопрос о новом режиме прохода в Чёрное море. В этих условиях усиление присутствия в Черноморском регионе нечерноморских государств совершенно невыгодно для Турции. Поэтому на официальном уровне Анкара не проявляет заметного политического интереса к происходящему на Чёрном море, что оценивается многими экспертами в качестве фактора «реальной политики», который позволяет сохранять лояльность в отношении союзников по НАТО, и не раздражать Россию. Успокаивает и то, что сейчас речь можно пока вести только всё же об ограниченном американском присутствии, не передовом базировании, а обеспечении безопасности всего лишь логистической системы.
Но долго ли такая политика будет продолжаться? Очевидно, до тех пор, пока Турция не заявит о своей чёткой позиции, с учётом, прежде всего собственных национальных интересов, а не только пентагоновских стратегов.
Комментарии читателей (3):