Дефицит публичного обсуждения конкретных планов и формул урегулирования нагорно-карабахского конфликта традиционно сопровождается крайним избытком взаимной пропагандистской войны сторон конфликта. Общества, воюющие друг против друга в окопах, политике и средствах массовой информации, на деле очень плохо себе представляют, о чём именно разговаривают и договариваются их представители вот уже 20 лет.
«Мир за статус», «мир за земли», «отложенный статус», «оккупированные территории», «зона безопасности», «5 или 7 районов вокруг бывшей НКАО», «самая высокая форма автономии», «два армянских государства» против «одной нации – двух государств (Турции и Азербайджана)»… Эти краткие лозунги давно уже превратились в самодостаточные символы веры. И уже не помогают выразить образ будущего компромисса.
Такой образ компромисса, с моей точки зрения, должен использовать другие слова. Вот их краткое перечисление.
- Минская группа ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, достигнув реального консенсуса, заканчивает свою работу, передавая проект урегулирования в ООН, который равно поддерживают США и Россия, демонстрируя ныне редкое, уже сложившееся взаимопонимание именно по вопросу Нагорного Карабаха. Окончательное утверждение проект урегулирования получает в ООН.
- Нагорно-Карабахская республика (НКР) на 99 лет объявляется подопечной / мандатной территорией ООН, признаётся независимой и отделяется от Азербайджана в своих современных территориальных пределах.
- Одновременно НКР признаётся независимой от Армении, НКР и Армения принимают на себя обязательство никогда не ставить вопрос об объединении двух государств. Их объединение должно быть в принципе исключено.
- США и Россия назначаются ООН странами-опекунами НКР.
- Азербайджан даёт гарантии военно-политической безопасности НКР и обеспечивает на его территорию беспрепятственный коммуникационный коридор.
- Армения даёт гарантии военно-политической безопасности НКР и обеспечивает на его территорию беспрепятственный коммуникационный коридор.
- Иран даёт гарантии военно-политической безопасности НКР и обеспечивает на его территорию беспрепятственный коммуникационный коридор.
- США и Россия консенсусом, при учёте позиции Ирана, определяют срок, состав и финансируют действия миротворческих сил, располагаемых на границе между НКР и Азербайджаном.
- Имея в виду перспективу возвращения азербайджанских беженцев в НКР, власти НКР определяют территории вселения беженцев, исходя из принципов их компактного, раздельного и безопасного расселения в рамках специально созданных 1-2 кантонов под юрисдикцией НКР.
- В конституциях Азербайджана и НКР закрепляется их отказ от взаимных территориальных претензий.
Комментарии читателей (28):
чиновников не факт что Карабах останется про российским.Пункт9: зачем Карабаху пятая колна и куда податься армянским беженцам из Шаумянского р-на и Геташена?
Немного непонятен вопрос с беженцами.
Так, если азер-беженцы (при желании) возвращаются в покинутые города и деревни НКР, то как быть с арм-беженцами из Баку, Сумгаита, Гянджи...?
Если азер-беженцы получают "1-2 кантона", то что получают арм-беженцы?
P.S. В принципе, сами арм-беженцы не раз, и не два выдвигали предложение самим (за свой счет) построить себе город (Барва, в Кашатагском районе НКР, 600 тыс. жителей).
25 лет лже-историки из НАНА и азагитка , по политическому заказу Баку, денно и нощно, вбивают в головы электората "карабах бизимдир". Любой шаг в сторону от этой оголтелой пропаганды приведет к кризису наподобие украинского.
Алиев и Ко, без сильного давления из-вне и без внешней гарантий собственной безопасности (Россия, США, ЕС), не пойдут на такой шаг.
Почему господин Колеров не предлагает России не присоеденить Крым к России, тем более там идет в настоящее время война с братской Украины, брат убивает брата. Или своя рубашка ближе к телу?
Армения и дальше будет освобождать свои потерянные земли от турок захватчиков, и ни кто нам не указ соединить родной Арцах к Армении или нет?
АРЦАХ, УТИК И НАХИДЖЕВАН не считая западную Армению, это и есть АРМЕНИЯ.
Запомни это господин Колеров!