События в Турции ещё раз подтверждают известную истину большой политики: принятие важных решений всегда необходимо оценивать в зависимости от места, времени и обстоятельств. Так правящая в Турции партия «Справедливость и развитие» планировала выдвинуть своего кандидата на пост президента страны ещё в середине апреля, затем эта дата была перенесена на середину мая, но произошла трагедия с шахтёрами в городе Соме, когда вспыхнули манифестации с требованием отставки правительства во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом. В связи с этим дата выдвижения кандидата от правящей партии - Эрдогана - была перенесена на середину июня. Но тут начинались известные иракские события, когда Турция оказалась перед сложным выбором как действовать дальше: вводить ли свои войска в Иракский Курдистан, создавая фактически для себя войну на два фронта - сирийском и иракском, - либо предоставить всю инициативу урегулирования ситуации в этой стране только своим союзникам по НАТО. И в этом самый момент лидер главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу предложил своему коллеге по Партии народного движения (ПНД) Девлету Бахчели выдвинуть общего кандидата на пост кандидата в президенты Турции бывшего главного секретаря Организации исламского сотрудничества (ОИК) Экмеледдина Ихсаноглу. Сообщается, что лидер националистов ответил согласием.
Напомним, что на региональных выборах 30 марта правящая партия получила всего 43% голосов. Если настроения в турецком электорате останутся прежними, то кандидатура от оппозиции на пост президента может получить большинство голосов уже в первом туре голосования 10 августа. Поэтому, когда вице-премьер страны Бюлент Арындж заявляет, что «большая поддержка турецкого народа и результаты муниципальных выборов дают основание говорить, что премьер Турции Эрдоган может быть избран президентом в случае выдвижения своей кандидатуры», - это пока попытка выдать желаемое за действительное.
По мнению многих экспертов, Ихсаноглу - одна из тех политических фигур, которые «способны сплотить вокруг себя серьезный электоральный потенциал¸ как из светского, так и из религиозного сегмента турецкого общества». О нем известно, что он прекрасно владеет проблематикой отношений между исламским миром и Западом. Кстати, Ихсаноглу не раз бывал в России, сыграл заметную роль в получении Россией статуса наблюдателя в ОИК в 2005 году. Но главное в том, что он не замешан ни в одном из коррупционных скандалов, которые систематически сотрясают турецкое общество.
В этой связи отметим, что оппозиция долгое время выжидала со своей инициативой, чтобы не подставлять Ихсаноглу под преждевременный информационный удар Эрдогана. Тем более, что ранее глава правительства обвинял НРС в «тесных связях» с движением известного богослова Фатуллаха Гюлена. Ему приписываются все происходящие в Турции потрясения, включая вспыхнувший в конце прошлого года крупнейший коррупционный скандал и даже прослушивание телефонных разговоров представителей правительства. Не случайно и то, что накануне глава МИД Турции Ахмет Давутоглу обвинил «определенные силы» в том, что стоявшие за антикоррупционным скандалом «на самом деле ставили перед собой целью проведение турбулентных выборов» в стране. По его словам, «была поставлена цель изменения политической ситуации в Турции с тем, чтобы выборы проводились не в нормальной обстановке, а в атмосфере кризиса», и чтобы «страна сошла бы с пути демократического развития». При этом Давутоглу, считает, что «противники властей также пытались разрушить единство ПСР, направив усилия на ухудшение имиджа Реджепа Тайипа Эрдогана». Но приписать все эти «грехи» Ихсаноглу, у которого репутация «умеренного исламиста», будет сложно, хотя нельзя исключать наличия у него некоторых связей с Гюленом.
Что же касается правящей партии, то там действительно «на верхних этажах» уже не первый день «бушует пожар». Дело в том, что срок полномочий у нынешнего президента Турции Абдуллаха Гюля истекает в августе 2014 года. Как постановил Конституционный суд страны, он имеет право баллотироваться на второй президентский срок. Если правящая партия выдвинет Эрдогана на пост президента страны, то Гюль, не будучи депутатом парламента, не сможет, как предполагают многие, занять пост главы правительства. Поэтому Эрдоган планирует в случае избрания президентом страны создать «теневой кабинет», в состав которого войдут представители его близкого окружения в нынешнем правительстве, а министерствам в составе правительства будет отведена только техническая роль. Но такая комбинация не устраивает молодое поколение в правящей партии, которое делает ставку все же на Гюля.
Хотя бы потому, что эта фигура более приемлема для Запада. Гюль не раз занимал позицию по разным вопросам, отличную от позиции Эрдогана. Так о коррупции членов правительства Гюль заявлял, что «общество будет разлагаться в случае сокрытия коррупционных деяний», и подчеркнул, что «вопрос нужно довести до конца». Именно под давлением Гюля Эрдоган пошёл на кадровые перестановки в правительстве. В правящей партии есть силы, которые не разделяют взгляды Эрдогана на некоторые важные проблемы. Речь идёт, прежде всего, о курдском вопросе, участии Турции в сирийском, а теперь уже и в иракском кризисе. Поэтому появление на политическом небосклоне общего кандидата в президенты от оппозиции Ихсаноглу только обостряет идущую борьбу внутри правящей партии. Положение усугубляется еще и тем фактом, что в случае если Эрдогана не выдвинут кандидатом на пост президента, его политическая судьба будет решаться весной 2015 года, когда намечено провести парламентские выборы. Так что в Турции на карту поставлено не только будущее правящей элиты, но и выбор направления развития страны.
Комментарии читателей (0):