Пожалуй, этот вопрос сейчас входит в топ-повестку экспертного обсуждения в России. Присутствие посла РФ на Украине, бесславно проведшего все время в стране во время президентства Януковича, Михаила Зурабова (хотя в столь непростой период отношений между Москвой и Киевом РФ по всем нормам дипломатического протокола мог представлять и временный
Поверенный в делах) свидетельствует об одном - Россия возвращается к старому курсу в силу простого отсутствия нового. Так что же надо делать России на Украине в условиях уже системного кризиса отношений между двумя странами?
Первое и безусловное. Немедленное и по возможности полное прекращение боевых действие на Донбассе, открытие безопасных гуманитарных коридоров, создание условий для массированной доставки гуманитарной помощи. Понятно, что любая резолюция РФ о введении миротворцев ООН (пусть даже она и будет поддержана Китаем и, возможно, кем-то из непостоянных членов СБ ООН) на Донбасс будет заблокирована США. Следовательно, основной упор надо сделать через расширение количественного состава и полномочий миссии ОБСЕ (тут неплохо было бы вспомнить истерику отдельных "сверхпатриотичных" российских СМИ о необходимости России в ускоренном порядке выйти не только из ПАСЕ, но и ОБСЕ, хотя к созданию ОБСЕ - тогда СБСЕ- СССР шел практически тридцать лет. Но истерия всегда диктует свои законы). Россия через структуры ОБСЕ должна также поставить вопрос о проведении под самым широким международным контролем выборов на Востоке Украины.
Второе. Четкое и однозначное определение формата экономических, точнее таможенных отношений с Украиной. Сразу после инаугурации Порошенко заявил, что Украина готова подписать экономическую часть ассоциации с ЕС уже 27 июня. Это будет однозначно означать выход Киева из Зоны свободной торговли СНГ (политическая часть соглашения уже была подписана Арсением Яценюком).
Однако Исполком СНГ, лично исполсек Сергей Лебедев и отдельные российские чиновники, имеющие отношение к российской внешней политике , точнее к ее отсутствию, из последних медийных сил продолжают навязывать миф "о необходимости продолжения экономической интеграции в рамках СНГ".
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Это понятно: никто не хочет признавать свой провал и отказываться от освоения бюджетов, шедших на такие фантомные цели как "ЗСТ СНГ", "программа инновационного сотрудничества СНГ" и прочие выгодные в медийном плане прожекты. Только вот где положительные результаты этой титанической бюрократической работы? За все время существования СНГ эта во многом виртуальная структура ни на йоту не способствовала интеграции России и Украины ни в одной из сфер, но была весьма эффективным инструментом для Киева для решения его экономических задач - прежде всего, задачи наиболее благоприятного доступа украинских товаров на российский рынок.
Если Украина хочет прекратить свое членство в СНГ (хотя Киев при каждом удобном случае подчеркивал, что не ратифицировал устав Содружества и следовательно его нельзя считать членом СНГ), то не надо ей в этом желании мешать (безусловно, автоматом , а не через год должны быть аннулированы все преференции для украинских товаров на рынке Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана). Пребывание нескольких десятков чиновников в крайне комфортных и главное весьма доходных креслах не может быть причиной заморозки процесса ухода с исторической сцены СНГ (отдельные положительные моменты в работе Содружества можно будет сохранить через отдельные соглашения).
Третье. Уже сейчас ясно, что никакое усиление «АТО» не поможет удержать Донбасс в рамках прежнего устройства страны в составе Украины. Процесс дезинтеграции уже прошел точку невозврата. Скорее всего, Порошенко уже в ближайшие недели придется предлагать восставшему Донбассу новую форму сосуществования. Многие эксперты как на Украине, так и вне ее, склоняются к тому, что региону будет предложена весьма широкая экономическая автономия (по факту это будет означать претворение в жизнь де-факто принципов бюджетного федерализма). Есть ли у России, которая так долго говорила о необходимости превращения Украины в федерацию, КОНКРЕТНАЯ программа экономического взаимодействия с автономным/конфедеративным по отношению к Киеву Донбассом?
И, пожалуй, последнее, но крайне важное.
Общим местом стало заключение, что Запад смог весьма эффективно решать свои задачи на Украине через механизмы "мягкой силы". Упоминание же о российской "мягкой силе" на Украине вызывает либо усмешку, либо чаще откровенное раздражение. Россотрудничество (которое сейчас пытается полностью дистанцироваться от системного провала российской политики на, как когда-то казалось, братской Украине) всегда приводит один аргумент - "нам не дают средств". Безусловно, инструментарий "мягкой силы" требует, как показывает мировой опыт, немалых финансовых вложений. И при правильном подходе эти вложения дают немалые дивиденды. Но было бы неплохо перед увеличением финансирования, запрашиваемым Россотрудничеством, проанализировать, КАК, НАСКОЛЬКО ЭФФЕКТИВНО и КЕМ были освоены уже выделенные средства. В 2009 году в Киеве с большой помпой было открыто новое здание Россотрудничества с немалыми техническими возможностями.
Но как это представительство с немалой сметой расходов влияло и влияет на гражданское общество Украины? Ответ, скорее всего, будет - никак. Главное для них было формально отчитаться о неких мероприятиях и закрыть расходные сметы… Где сейчас пресловутый «соотечественный» КСОРС на Украине, на которой через систему МИД и Россотрудничества были потрачены за все годы очень большие суммы в долларах и гривнах? Россотрудничество в своих прогнозах планирует открыть чуть ли не десять центров в городах Украины. Но какова будет от них РЕАЛЬНАЯ ОТДАЧА и какие кадры будут в них работать?
Вообще кадровая политика этого Федерального агентства уже стала притчей во языцех: профессионализм и знание страны, ее языка, истории, политической культуры, возможности за счет своего интеллектуального и образовательного уровня серьезно влиять на умонастроения элит страны пребывания давно уступили место некой непонятной "мидовской корпоративности", совершенно непрозрачным, а моментами и откровенно противозаконным договоренностям , кумовству и семейственности. По крайне мере, такое впечатление создается из анализа кадрового состава многих загранпредставительств Россотрудничества.
И то, что, может быть, не столь заметно годами, а то десятилетиями при более спокойных условиях, в момент кризиса проявляется очень четко и рельефно.
Тут можно привести один крайне показательный пример - накануне президентских выборов на Украине под эгидой бывших президентов страны Леонида Кравчука и Леонида Кучмы в различных городах (включая и Харьков) проводились крайне широкие "круглые столы" по определению будущего развития страны, включая и формата ее территориально -государственного устройства. Можно по-любому относиться к этим "круглым столам" (там действительно было много спорного и неоднозначного для российских интересов), но их состав был крайне представительным. Весьма активное участие в них принимали и представители институтов "мягкой силы" США, ЕС, Германии - они СИСТЕМНО продвигали свое видение будущего Украины. Но ни на ОДНОМ таком "круглом столе" - даже в Харькове - не было представителя ни посольства РФ, ни генконсульства России в Харькове, ни Россотрудничества? Дипломатической России не интересно будущее Украины?
Либо ни посольство, ни представительство Россотрудничества в Киеве не смогло найти в своих сверхнапряженных бюджетах деньги на пару баков бензина и гостиничный номер в Харькове? Или просто российским представителям было нечего сказать (в силу отсутствия необходимых знаний и опыта ) на этих тяжелых в плане дискуссий мероприятиях? Вывод, к сожалению, неутешителен: Россия по факту ушла из жизни гражданского общества Украины. И вряд ли стоит удивляться, когда и остатки некогда действительно серьезного российского влияния уйдут в небытие. Зато на Украине будет много представительств Россотрудничества и большое российское посольство во главе со «сверхэффективным дипломатом" Михаилом Зурабовым.
Возможно, это для кого-то и будет утешением.
Комментарии читателей (14):
"Почему Россию в Париже представляют пропагандисты «Евромайдана»? / Владимир Дервенев"
http://www.iarex.ru/articles/45903.html
http://novorus.info/news/vmire/16946-evrosud-ne-
http://www.oplot.info/content/otkrytoe-pismo-sov
я вот попадал в эвакуацию в Ливане, была эвакуация из Южного Йемена, а тут совершенно мирная и еще недавно братская Украина
извините, а ЧЕМ занималось посольство и Россотр все эти годы, кроме освоения смет и бравурных отчетов" об укреплении интеграции" ?
а что сейчас представительство Россотр в Киеве закрыто?
а эту песню " о наших крайне тяжелых условиях работы" , когда прижимают С КОНКРЕТНЫМ ПРОВАЛОМ -слышу очень давно
"эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки"
только вот я две эвакуации из Ливана пережил и в не самом спокойном Алжире спокойно ездил с родителями по городу
мне напоминает все это один анекдот- как кок на камбузе пишет письмо матери- "Мамо! пишу Вам из горящего танка!"
значит, материал сработал
ждите еще