Пока весь мир следит за тем, что происходит на Украине, в Азии происходят события, которые мы, по истечении времени, сможем, судя по всему, назвать эпохальными – вплоть до начала «новой эры в международных отношениях». Впрочем, всё по порядку.
Когда Барак Обама объявил о так называемом «повороте в Азию» как ключевом направлении внешней политики США, все ожидали от Вашингтона каких-то знаменательных шагов, какого-то прорыва и т.д. и т.п. На деле всё выразилось в вялых попытках продвинуть идею Транс-Тихоокеанского Партнёрства и громогласных заявлениях о том, что США укрепляют контакты с союзниками и поддерживают их во всём. Всё выглядело довольно блёкло – в прошлом году из-за финансовых проблем США вообще почти забыли об Азии, ограничившись только отдельными высказываниями, а в этом году Обама всё же попытался наверстать упущенное в ходе своего азиатского турне. Он, собственно, особо не скрывал своих целей – укрепить военно-политическое и экономическое сотрудничество с азиатскими государствами в противовес росту влияния Китая. Одной из задач при этом являлось продвижение идеи о необходимости создания в Юго-Восточной Азии единой системы обеспечения безопасности.
В первую очередь, речь шла об обеспечении безопасности судоходства, что предполагает образование системы мониторинга угроз и реагирования на них. В числе ключевых угроз были обозначены нападения пиратов, а также действия Китая по захвату спорных островов Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Предполагается, что страны региона должны будут своевременно предоставлять в единый центр сведения о передвижении гражданских и военных судов, активности пиратов и террористов, а также угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций, включая стихийные бедствия и экологические катастрофы (например, разливы нефти). Новая система также будет получать информацию (данные спутникового контроля) от США, Японии и Южной Кореи. В целях повышения эффективности деятельности стран АСЕАН в данной сфере США и Япония будут проводить обучение сотрудников этих государств, а также поставят им современные катера для береговой охраны. В перспективе, согласно долгосрочным планам США, на этой базе может быть сформирована структура региональной безопасности Юго-Восточной Азии, которая, в свою очередь, должна будет послужить основой для образования аналогичной структуры в АТР и может подразумевать создание военно-политического блока.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В военно-политическом плане результаты оказались более-менее значительными, хотя назвать их «прорывом» вряд ли возможно. По сути, весь эффект переговоров в Японии заключался в том, что США в очередной раз подтвердили готовность защищать своего союзника, обозначив, что это относится и к островам Сенкаку (Дяоюйдао). Но также следует отметить небольшую оговорку – было заявлено, что Вашингтон в японо-китайском споре не встаёт на чью-либо позицию. Впрочем, японцы предпочли не обращать внимание на этот нюанс, но зато активно приступили к «наращиванию мускулов». В частности, было принято решение о размещении около 100 военнослужащих национальных сил самообороны и специальной системы радаров на отдалённом острове Йонагуни в Восточно-Китайском море. Этот небольшой остров с населением в 1,5 тыс. человек находится всего в 150 км от островов Сенкаку. Кроме того, форсировалась и работа по продвижению так называемого права на коллективную самооборону, а это, фактически, прямой путь к изменению Конституции.
В экономической сфере для США было крайне важно добиться продвижения Транс-Тихоокеанского партнёрства – договор о его создании предполагалось подписать к концу прошлого года, но реальных продвижений до сих пор нет. В первую очередь, это обусловлено неурегулированностью условий присоединения Японии, отказывающейся снижать пошлины на импорт сельхозпродукции. А без Японии – третьей экономики мира – ТТП становится малозначительным. Вот только добиться результата Обаме не удалось. Максимум, что он смог получить – заявление Сеула о том, что Южная Корея изучит возможность присоединения к Транс-Тихоокеанскому партнёрству, и обещание Токио продолжить переговоры об условиях вступления в ТТП.
Но всё это, собственно, прелюдия. Стоит обратить внимание, на каком внешнеполитическом фоне всё это происходило. По сути, США ввязались в войну на два фронта и в разных регионах. Азиатское турне изначально было нацелено на попытку создания антикитайского блока в АТР (в первую очередь, в Юго-Восточной Азии), но при этом совпало с обострением проблем на Украине и началом противостояния Москвы и Вашингтона (вкупе с Брюсселем) из-за Киева.
Фактически Белый дом своей поддержкой новоявленных украинских властей спровоцировал начало глобального конфликта интересов и простимулировал Москву к активизации работы на азиатском направлении. Сейчас уже можно констатировать, что деловые круги США и ЕС с большим неудовольствием восприняли давление со стороны правительств своих стран, настаивающих на ограничении сотрудничества с Россией и вводящих санкции против РФ. Справедливости ради стоит отметить, что лидеры Германии, Франции и Великобритании прекрасно понимают, что разрывать связи с Россией обойдётся «себе дороже», но они связаны обязательствами перед Белым Домом. Впрочем, это ничуть не мешает бизнесу – большинство руководителей крупных иностранных компаний, несмотря на призывы Госдепа США к бойкоту Петербургского международного экономического форума направило своих представителей, включая первых лиц. При этом фирмы, которые сильно зависят от правительства США, предпочли направить руководителей своих российских или европейских филиалов, чтобы не допустить утраты позиций на российском рынке. А на нашем рынке есть что терять, и есть что наст уровня, чтобы диктовать свои условия и выбирать партнёров.
Политика США по оказанию давления на Россию привела к прямо противоположному результату – Москва не только не поддалась, но и начала давить Вашингтон в тех регионах, которые американцы считали своей вотчиной. В Европе уже существует большое недовольство бизнес-элиты тем, что их заставляют свернуть выгодное сотрудничество с Россией – в результате многие лидеры стран ЕС могут в перспективе лишиться своих постов, что уже продемонстрировали выборы в европарламент, где заметно усилились позиции антиамериканистов, антиглобалистов и националистов (это особый тип, который нельзя сравнивать с российскими националистами – они выступают за единство нации, но против ксенофобии, наиболее ярким представителем этого движения является Марин Ле Пен, поддержавшая присоединение Крыма к России и являющаяся одним из наиболее реальных кандидатов на пост следующего президента Франции). Лондон также недоволен попытками Вашингтона диктовать свою волю и уже заявил, что может выйти из состава Евросоюза. Да и во многих других странах зреет мнение о том, что ЕС должен быть самостоятельным независимым образованием, но в условиях почти прямого диктата со стороны США членство в Евросоюзе фактически равно потере суверенитета – именно поэтому во многих странах ЕС начали нарастать призывы к выходу из этого союза и из зоны евро.
Впрочем, самым страшным кошмаром для Запада оказалось усиление сотрудничества России с азиатскими странами. «Первой ласточкой» стал газовый контракт с Китаем. В условиях, когда на Россию пытались надавить угрозой отказа от газовых контрактов для ЕС, заключение глобальной сделки с КНР вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Да, аналитики понимают, что сроки начала исполнения контракта довольно далеки, да и поставляться в Китай газ будет совсем не с тех месторождений, из которых отправляется на Европу. Но важен сам по себе факт – Россия может обойтись без Европы, давить на Москву уже не получится, с Москвой надо договариваться. При этом все понимают, что разговоры о поставках СПГ из США – это «разговоры в пользу бедных», поставки этого газа будут гораздо дороже трубопроводного газа из России, а это значит, что рядовые потребители (они же избиратели) ощутят двойное увеличение тарифов. Пойти на это для лидеров стран ЕС равносильно политическому самоубийству.
Ещё одна «информационная бомба» разорвалась совсем недавно – Россия договорилась с Северной Кореей об активизации сотрудничества и получила возможность разработки месторождений ископаемых в КНДР (а там почти 80% таблицы Менделеева, включая редкоземельные металлы). Дополнением к этому стала отмена запрета (неофициального) на поставки вооружений и военной техники в Пакистан и ожидаемое укрепление сотрудничества с Индией и Монголией. Да и в другой сфере российский «разворот в Азию» подкрепляется более чем серьёзно – Москва на саммите СВДМА поддержала китайские предложения по созданию новой системы безопасности в Азии, основой которой является принцип «безопасность Азии – дело самих азиатских стран». Кроме того, Россия активно изучает предложение КНР о создании новой системы свободной торговли в АТР - (Asia-Pacific Free Trade Agreement). Эта идея разработана Китаем и предполагает, что должны быть учтены интересы всех стран и условия всех существующих двух- и многосторонних отношений. По сути, это реальная и честная альтернатива продвигаемому США Транс-Тихоокеанскому Партнёрству, при этом данное предложение вполне соотносимо с задачами недавно образованного Евроазиатского экономического союза.
Судя по всему, вскоре мир увидит и ещё знаменательное событие – расширение БРИКС. Уже давно говорилось о том, что в эту структуру стоит включить Аргентину, но пока всё это были лишь слухи. Теперь же уже известно, что Аргентину пригласили принять участие в июньском Саммите БРИКС, причём если разговоры ранее велись от лица представителей Бразилии и Индии, то официальное приглашение было направлено от России. К этому стоит добавить также новость о том, что Россия и Китай создадут своё независимое рейтинговое агентство.
Мир начал меняться, и измениться он может очень быстро, хотя и не особо заметно. В Европе уже начинают беспокоиться и выступать против антироссийского курса. Европейский бизнес не хочет терять деньги из-за каких-то далёких украинских проблем, даже Франсуа Олланд, несмотря на давление со стороны США, подтвердил, что контракт на поставку России «Мистралей» будет выполнен в срок осенью этого года. Немецкий бизнес также сильно давит на госпожу Меркель – отказы от сотрудничества с Россией принесут убытки компаниям и, соответственно, скажутся на следующих выборах. Все понимают, что продвигаемые США попытки экономической изоляции России работают против интересов европейского бизнеса.
Но не только Европа ощутила на себе все «прелести» американской политики в отношении России. Достаточно отметить, что почти сразу после визита Барака Обамы в Японию и введения японцами ограниченных санкций против России (включая отмену визита главы МИД Японии в РФ и приостановку консультаций по территориальному вопросу), США объявили о введении повышенных антидемпинговых пошлин на японскую сталь, а ещё чуть позже начались разговоры о том, что Японию вообще надо исключить из переговоров по ТТП. Фактически, американцы просто подставили японского премьера Синдзо Абэ – обещая льготы и уже договорившись о наращивании военно-политического сотрудничества, Вашингтон тут же принял решения, противоречащие японским интересам. В Японии всё же понимают, что без сотрудничества с Россией Стране восходящего солнца будет очень нелегко, в связи с чем депутаты японского парламента уже выдвинули идею о строительстве газопровода длиной 1350 километров от Сахалина до префектуры Ибараки, рассчитывая получать 20 миллиардов кубометров газа ежегодно (это эквивалентно 15 миллионам тонн СПГ и составляет 17 процентов японского импорта). Разработчики проекта рассчитывают, что российский трубопроводный газ окажется почти вдвое дешевле сжиженного природного газа, и надеются, что Синдзо Абэ вынесет этот проект на обсуждение в ходе предстоящей в этом году встречи с Владимиром Путиным.
Так что ухудшение отношений с Россией невыгодно практически никому. Пора уже наконец понять, что «худой мир лучше доброй ссоры», тем более, что поссорить разные, но соседствующие друг с другом, страны между собой пытается, в первую очередь, заокеанская держава, которой нужны только ресурсы и рабочая сила для их выкачки. США и их союзники хотят построить свой Новый Мировой Порядок, основанный на неравенстве народов и социальных групп. И им очень не нравится, что кто-то пытается выстроить другую систему – основанную на равных правах для всех без исключения. Эта система уже создаётся сейчас на наших глазах, и вполне может случиться так, что нынешние события когда-нибудь будут оценивать как начало новой эры международных отношений.
Комментарии читателей (0):