Вице-премьер Турции Али Бабаджан заявил, что Турция должна освободиться от «экономического рабства», стать страной, «которая имеет слово в мировой экономике, чего добиться будет не так легко». Он также отметил, что на мировом рынке у Турции должен быть свой бренд. Помимо этого «Анкара должна проводить реформы в экономической сфере, хотя на данный момент национальный доход на душу населения составляет 2500 долларов, что является показателем прогресса экономики страны».
Что понимает Бабаджан под термином «экономическое рабство», если, по его же словам, у Анкары растут экспортно-импортные операций с Брюсселем? На долю ЕС приходится почти 65% турецкого внешнеторгового оборота. Но по данным Института статистики страны, в марте внешнеторговый оборот страны составил около 35 миллиарда долларов, а сальдо внешней торговли оказалось отрицательным - на уровне 5,2 миллиарда долларов. По мнению Бабаджана, «в условиях мирового кризиса, когда в ЕС стал падать уровень потребления, удары пришлись и на турецкую экономику».
В этой связи Турция заявила о намерении в июне инициировать пересмотр условий своего участия в таможенном союзе Европейского Союза. Как заявлял ранее министр экономики Турции Нихат Зейбеки, Турция находится в невыгодном положении, потому что соглашения 1995 года обязывают её снижать таможенные пошлины для одной трети стран ЕС. Став единственным государством-участником европейского Таможенного союза, не входящим в ЕС, Турция до сих пор выполняет обязательства полноправного члена Европейского Союза: соблюдает визы и квоты на ввозимые в ЕС товары, действует в условиях ограничений для развития сотрудничества с третьими, не являющимися членами ЕС, странами. При этом, как писала газета «Хюрриет», Анкара «механически одобряет все двусторонние соглашения с таможенным союзом, не участвуя в механизме принятия им решений».
Но расчет делался на то, что начавшиеся в 2005 года переговоры Анкары с Брюсселем о вступлении в Европейский Союз в качестве полноправного члена завершатся успехом. Тем не менее, Турции под самыми разными предлогами отказывают в этом. Премьер-министр страны Реджеп Тайип Эрдоган констатировал, что «ЕС по вопросу вступления продолжает вводить Турцию в заблуждение», а вице-премьер Бюлент Арынч говорил о потере привлекательности вступления в ЕС для граждан страны. По его данным, если раньше 75% населения высказывалось за вступление Евросоюз, то в настоящее время эта цифра уменьшилась до 20%.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Тем не менее, фраза вице-премьера Турции Бабаджанана о необходимости для Турции избавляться от «экономического рабства» воспринимается двояко. Либо Анкара, как и прежде, изыскивает возможности для оказания давления на Брюссель с целью ускорить процесс евроинтеграции, либо она действительно намерена предпринять решительные меры к формированию собственного мирового экономического брэнда. Или третье. Анкара добивается такого пересмотра условий своего участия в таможенном союзе Европейского Союза, который позволил бы ей обрести правовой иммунитет от «капризов» Европы. Во всяком случае, министр Турции по делам Европейского союза Мевлют Чавушоглу считает, что «ЕС нуждается в Турции точно так же, как и Турция нуждается в ЕС» и что «Турция продолжит выполнять обязательства, взятые на себя для вступления в Евросоюз, и вести дальнейшие переговоры по этому вопросу».
При этом нельзя обойти внимаем и следующие обстоятельства. В 28 странах Евросоюза начались выборы в Европейский парламент. По прогнозам экспертов, в случае, если ультраправые и ультралевые партии завоюют около 30% мест в Европарламенте, это качественно изменит политическое лицо ЕС. Новые европейские силы выступают против расширения ЕС. Кстати, впервые на выборах в Европарламент партийные объединения выдвигают кандидатов на главный пост в ЕС – пост председателя Еврокомиссии. От консерваторов на эту должность баллотируется Жан-Клод Юнкер, а от социал-демократов – Мартин Шульц. На днях оба политика высказались против вступления Турции в Евросоюз. Шульц констатировал, что «Турция в настоящий момент не готова к вступлению в ЕС», а по словам Юнкера, Эрдоган «кардинально» отходит от основных европейских ценностей и поэтому « в ближайшие пять лет Евросоюз так или иначе не сможет принять Турцию в свой состав».
Причины, по которым Турции отказывают в членстве в ЕС, имеют фундаментальный характер. Вступление Турции в ЕС с ее 76-миллионным населением автоматически превращает ее в одного из тяжеловесов в Европе. К тому же большинство турецкого населения исповедует ислам, что может привнести в Европу совершенно иной менталитет и образ мыслей. Брюссель этого опасается. Плюс к этому и то, что в Брюсселе нет таких политиков, которые обладали бы определенной решительностью, волей и мужеством считать Турцию своим равноправным партнером. Кстати, мэр латвийского города-порта Вентспилс Айвар Лембергс заявил, что «Европа строит такой колониализм, когда сильный подчиняет слабого».
Поэтому, с одной стороны, стремление Турции прорваться в Европу, и попытки вырваться из «экономического рабства» - с другой, вызывают чувства только политической иронии. Правда, объективности ради отметим, что в ЕС есть и иное мнение, которое на днях озвучил бывший канцлер Германии Герхард Шрёдер. Он высказался за скорейшую интеграцию Евросоюза с Россией и Турцией. По его словам, «только деловая ориентация на этих восточных партнеров поможет Европе на равных конкурировать с США и Китаем». При этом Шрёдер уверен, что «политическая и экономическая связь европейцев с американцами ослабевает, поскольку президент США Барак Обама взял курс на тихоокеанское сотрудничество», и предсказывает даже «постепенную утрату веса Трансатлантического альянса в лице НАТО».
Комментарии читателей (0):