Пять столетий назад стук молотка доктора Мартина Лютера, прибившего 31 октября 1517 года к двери Замковой церкви в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов, стал предвестником будущего раскола Римско-католической церкви, от которой отложились те, кого мы называем протестантами. Чем руководствовался Лютер, признававший неотразимое обаяние и величие османов и утверждавший, что многие европейцы «требуют прихода турок и их управления»? По одной из версий, манифест немецкого проповедника стал результатом грамотно спланированной операции Османской империи, которая запустила «бумеранг» в сторону своего, пожалуй, самого ожесточенного и непримиримого врага – Римскую курию – не простившую потерю униатского Константинополя. Однако сегодня, похоже, наступает пора волноваться уже наследнику империи, современной Турции.
На днях завершился десятидневный визит в Германию предстоятеля Константинопольской православной церкви патриарха Варфоломея. Принимающая сторона оказала высочайшую честь своему гостю, обеспечив небывалый доселе уровень представительства. Помимо бесед с пригласившим православного патриарха председателя Евангелической церкви Германии (EKD) Николаусом Шнайдером, Варфоломея приняли глава Конференции католических епископов Германии кардинал Рейнхард Маркс, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Германии Йохаим Гаук и спикер Бундестага Норберт Ламмерт. Причиной визита стало 50-летие греческой православной митрополии в этой европейской стране. Первоначально поездка Варфоломея планировалась на 2013 год, однако была отложена в связи с парламентской избирательной кампании в Германии.
«Почетный глава мирового Православия», как его именовало в новостных отчетах австрийское католическое информационное агентство KATHPRESS, в беседе с Гауком обсудил положение христиан в Турции, итоги недавнего визита немецкого президента в эту страну, будущий Всеправославный совет в 2016 году. Разговаривая с главой Бундестага Норбертом Ламмертом, Варфоломей особо затронул тему религиозной свободы в Турции. «Ситуация лучше, чем в предыдущие годы, но не все проблемы были решены», - отметил владыка. Он посетовал на отсутствие правового статуса Константинопольского патриархата в Турции, закрытие семинарии в Халки и незаконную конфискацию церковного имущества со стороны турецких властей. В целом, Варфоломей высоко оценил роль Германии в мире. Благодарность патриарху в свою очередь выразила канцлер Германии Ангела Меркель.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Такая реакция высокопоставленных немецких политиков носит знаковый характер и рассчитана на внешних собеседников, которым подан многозначительный «сигнал». Но не менее важными и интригующими стали чисто церковные аспекты пребывания Константинопольского патриарха в Германии. Варфоломей – один из тех, кто подает «важные экуменические импульсы», заявил Шнайдер, напомнив о богословском диалоге, который с 1969 года ведут Православные церкви и EKD. С главой евангелистов солидаризовался католический кардинал. «Визит патриарха показал тесную связь между Вселенской православной церковью и Католической, экуменическое сотрудничество живо и поддерживается общинами. Я рад, что в ноябре 2014 года смогу посетить Варфоломея в Константинополе», - заявил Маркс.
Слова об «экуменическом диалоге» очень скоро должны получить подтверждение делами в ходе переговоров на Святой земле Варфоломея с папой Римским Франциском (за три дня визита понтифика у него будет четыре встречи с патриархом). И вот какие выводы из этой католическо-православной интеграции делает еще одно австрийское католическое информационное агентство Kath.net: христиане, памятуя о 500-летии Реформации должны задать себе самокритичный вопрос, почему наши церкви разделены. Иначе говоря, протестантам предлагается подключиться третьим участником к экуменическому диалогу между Ватиканом и Константинополем. Если это произойдет, то проблемы католиков, православных и протестантов будут завязаны в единое целое, что позволит им усиливать давление на правительства тех или иных стран.
Анкаре следует обратить на это особое внимание, так как, судя по всему, она может стать первым «полигоном». Немецкая пресса еще прошлым летом по итогам выборов в Бундестаг прогнозировала усиление «христианского фактора» в политике Германии. Вопросом оставалось лишь то, где его решит задействовать Берлин – на внутреннем или внешнем направлении. Но после недавнего визита Гаука в Турцию ситуация стала проясняться. Так что не случайно в католической прессе активно цитировали выступление турецкого баптистского пастора Эртана Чевика, который попросил немецкого президента потребовать от Анкары «большей религиозной свободы» и «положить конец дискриминации», в частности, добиться возвращения турецким государством «экспроприированного церковного имущества».
Берлин, конечно, и раньше критиковал турецкие власти за нарушения прав человека и свобод граждан. Однако в дела церковные немцы не вмешивались. Сейчас Германия, оказывая давление на Анкару и реализуя в Турции свои интересы, способна включить в свою внешнеполитическую повестку и «религиозный вопрос». С этим придется столкнуться не только нынешнему турецкому премьеру Реджепу Эрдогану, но и его последователям. Османская империя, решая когда-то задачи ослабления Римской курии, смогла с подачи Лютера запустить долгосрочный проект, который разделил христиан. У Ватикана сегодня появляется шанс спустя пятьсот лет достойно ответить на этот вызов «экуменическим процессом», в том числе, с участием протестантов. Вопрос только в том, какую цену за это придется заплатить Турции.
Комментарии читателей (0):